Дело № 2-372/2023
УИД: 91RS0007-01-2023-000030-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2023 года | г. Белогорск |
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - Лобунской Т.А.,
при секретаре - Зинединовой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске гражданское дело по исковому заявлению Прокуратуры Белогорского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Зеленогорскому сельскому совету Белогорского района Республики Крым, третьи лица: Отделение надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым, Администрация Белогорского района Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Белогорского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Зеленогорскому сельскому совету Белогорского района Республики Крым, третьи лица: Отделение надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым, Администрация Белогорского района Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым о возложении обязанностей совершить определенные действия, в котором, с учетом уточненного искового заявления, просит суд обязать администрацию Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть в проекте бюджета на 2024 год и выделить денежные средства для обеспечения системами оповещения населения о пожаре на территории населенных пунктов <адрес> муниципального образования Зеленогорское сельское поселение Белогорского района Республики Крым; обязать администрацию Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым обеспечить системами оповещения населения о пожаре территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым.
Исковые требования мотивирует тем, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Зеленогорского сельского поселения является публично- правовой обязанностью администрации Зеленогорского сельского поселения. По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой района и ОНД по Белогорскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым в деятельности администрации Зеленогорского сельского поселения выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые нашли свое отражение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № и не устранены. Администрацией Зеленогорского сельского поселения в полной мере не реализованы полномочия по решению вопросов финансового обеспечения пожарной деятельности муниципального образования; не обеспечено оповещение населения о пожаре. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Зеленогорского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности, а именно обеспечения населенных пунктов – <адрес> системами оповещения населения о пожаре. Из ответа на представление установлено, что администрацией нарушения не устранены ввиду отсутствия в администрации района денежных средств на указанные цели. Таким образом, в проекте бюджета Зеленогорского сельского поселения необходимо предусмотреть и выделить необходимую сумму для обеспечения <адрес> Республики Крым системами оповещения населения от пожара. Учитывая длительное не устранение органом местного самоуправления нарушений вышеуказанных требований федерального законодательства и правил противопожарного режима, которые по своему характеру могут создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, свидетельствуют о необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц со стороны прокурора путем понуждения устранить выявленные нарушения в судебном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Белогорского района Республики Крым Нечипорук Ю.В., представитель Отделения надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым Свидлова В.В., заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на удовлетворении.
В судебном заседании председатель Зеленогорского сельского совета– глава администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым Федорцова С.И. против удовлетворения искового заявления не возражала, просила суд установить более длительный срок исполнения судебного решения.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов Республики Крым не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Белогорского района Республики Крым не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в суд направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, судебная корреспонденция направлялась в установленном законом порядке, причины неявки суду неизвестны.
Информация о рассмотрении искового заявления в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Белогорского районного суда Республики Крым в сети «Интернет» (http//belogorskiy.krm.sudrf.ru).
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, в соответствии ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что Отделением надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым о проведении внеплановой выездной проверки органа государственной власти (местного самоуправления) ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о проведении проверки в отношении администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, задачами которой является надзор за соблюдением требований пожарной безопасности.
В соответствии с актом проверки органа государственной власти (местного самоуправления) от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Отделением надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым, в ходе проверки:
выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством: не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно: не в полной мере реализованы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не обеспечено оповещение населения о пожаре (<адрес>);
выявлены нарушения требований пожарной безопасности: территории населенных пунктов не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (<адрес>).
С данным актом проверки председатель Зеленогорского сельского совета– глава администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым ФИО6 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует личная подпись.
Копией предписания Отделения надзорной деятельности по Белогорскому району Главного управления МЧС России по Республике Крым № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, вынесенного в отношении администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым подтверждается, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» необходимо устранить следующие нарушения пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
обеспечить первичные меры пожарной безопасности, а именно: в полном объеме реализовать полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; обеспечить оповещение населения о пожаре (<адрес>), срок устранения - ДД.ММ.ГГГГ;
территории населенных пунктов обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (<адрес>), срок устранения – ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное предписание было получено председателем Зеленогорского сельского совета– главой администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым Федорцовой С.И. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым было направлено представление прокуратуры Белогорского района Республики Крым об устранении нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности (л.д. 10-11).
В соответствии с письмом администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в связи с высокой дотационностью бюджета Зеленогорского сельского поселения в администрацию Белогорского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года направлены письма о необходимости выделения дополнительных денежных средств для обеспечения мер пожарной безопасности, а именно для установки автоматизированной системы централизованного звукового оповещения; при формировании бюджета на ДД.ММ.ГГГГ года и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы в случае дополнительного финансирования, будет рассмотрена возможность предусмотреть средства для установки автоматизированной системы централизованного звукового оповещения и экономического стимулирования граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (л.д. 12-13).
Согласно копии письма администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, на пожарную безопасность муниципальных образований Белогорского района Республики Крым планируется заложить <данные изъяты> руб. Данная сумма не является окончательной и может подлежать корректировке. Планируемые средства на пожарную безопасность, в разрезе по поселениям: Зеленогорский сельский совет – <данные изъяты> руб. (л.д. 14).
Письмом администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. № подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ № было направлено письмо в администрацию Белогорского района Республики Крым о выделении средств на установку звукового оповещения населения о пожаре (<адрес>) (л.д. 15).
В соответствии с письмом администрации Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в бюджете муниципального образования Зеленогорское сельское поселение на 2023 год на реализацию полномочий по обеспечению пожарной безопасностью поселение предусмотрено 0,00 руб. (л.д. 192-193).
Согласно письму администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, для оповещения населения о пожаре в <адрес> и <адрес> Республики Крым установлены противопожарные рынды, в <адрес> установлена система звукового оповещения, в <адрес> оповещение о пожаре осуществляется путем подомового обхода и обзвона жителей.
В связи с высокой дотационностью бюджета Зеленогорского сельского поселения в администрацию Белогорского района ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ направлены письма о необходимости выделения дополнительных денежных средств для обеспечения мер пожарной безопасности, а именно для установки автоматизированной системы централизованного звукового оповещения.
Финансирование необходимое для проведения данного мероприятия составляет <данные изъяты> руб. на одно село.
Бюджет Зеленогорского сельского поселения на 2023 года принят решением 33-й сессии 2-го созыва от 26 декабря 2022 года №184 «О бюджете муниципального образования Зеленогорское сельское поселение Белогорского района Республики Крым на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», денежные средства на противопожарную деятельность не предусмотрены (л.д. 194, 202 -207).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В нарушение указанных норм закона ответчик не предпринял должных мер для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, доказательств обратного суду не предоставлено.
Указанные выше нарушения требований законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создавая непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом того, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел
Из части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными ст. 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что изложенные доводы истца обоснованы, основаны на представленных в материалах дела доказательствах, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд не усматривает по данному делу, при рассмотрении требований прокуратуры Белогорского района Республики Крым, нарушения принципа разделения властей, предусмотренного статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на администрацию законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в их системном толковании применительно к данному правоотношению, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
исковое заявление Прокуратуры Белогорского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, Зеленогорскому сельскому совету Белогорского района Республики Крым, третьи лица: Отделение надзорной деятельности по Белогорскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Республике Крым, Администрация Белогорского района Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым о возложении обязанностей совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (ИНН 9109004560, ОГРН 1149102096822) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предусмотреть в проекте бюджета на 2024 год и выделить денежные средства для обеспечения системами оповещения населения о пожаре на территории населенных пунктов <адрес> муниципального образования Зеленогорское сельское поселение <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию Зеленогорского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (ИНН 9109004560, ОГРН 1149102096822) обеспечить системами оповещения населения о пожаре территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 18 августа 2023 года.