Решение по делу № 33-3204/2022 от 10.03.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-3328/2021                                                           Судья-докладчик суда первой инстанции Синицына О.В.

Дело № 33-3204/2022

        УИД 91RS00024-01-2021-004535-02

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,

судей – Галимова А.И., Корсаковой Ю.М.,

при секретаре – Немцуровой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Зюзиной Т.С. к Администрации г. Ялты Республики Крым, третьи лица: ФИО1, Общество с ограниченной ответственностью «Сан Плаза», Российский национальный коммерческий банк (публичное акционерное общество), о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Зюзиной Т.С. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В июле 2021 года Зюзина Т.С. обратилась в суд с иском, в котором, с учетом уточнений, просила признать незаконным бездействие Администрации г. Ялты Республики Крым в части невыплаты истцу субсидии на приобретение жилого помещения; обязать Администрацию г. Ялта Республики Крым в течение 30 календарных дней выплатить Зюзиной Т.С. субсидию на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> общей сумме 3 163 028,40 рублей за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на специальный банковский счёт физического лица открытый в рамках подпрограммы «ЖИЛИЩЕ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования мотивированы тем, что истец Зюзина Т.С. относится к категории граждан, имеющих право на предоставление безвозмездных субсидий для приобретения жилых помещений за счет бюджета муниципального образования. Постановлением Администрации г. Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ Зюзина Т.С. признана лицом, имеющим право на получение безвозмездной субсидии за счет бюджетных ассигнований. ДД.ММ.ГГГГ истец заключила с ФИО1 и ООО «Сан Плаза» договор купли-продажи квартиры (по адресу: РК, <адрес>) с первоначальным взносом в размере субсидии. В счет оплаты стоимости квартиры, превышающей сумму субсидии заключила кредитный договор. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставлении субсидии, однако субсидия ей не выплачена. Поскольку субсидия не предоставлена, истец считает свои жилищные права нарушенными.

В судебном заседании истец Зюзина Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила обратить решение к немедленному исполнению (т. 2 л.д. 93-97, 127-130, 219-221, 222).

Представитель Администрации г. Ялта РК - Орлов И.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, также считает, что оснований для обращения решения к немедленном исполнению не имеется. (т. 2 л.д. 211-212)

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года в удовлетворении иска Зюзиной Т.С. отказано.

В апелляционной жалобе Зюзина Т.С. просит отменить указанное решение и принять новое, которым удовлетворить иск в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.

Информация о назначении судебного заседания на 14.04.2022 на 13.20 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 22.03.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Зюзиной Т.С., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). В силу этого взаимосвязанные вопросы социальной защиты, жилищного законодательства, установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления статьей 72 (часть 1) Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к", "н"), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый на основании указанных положений Конституции Российской Федерации, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (преамбула). Названный Федеральный закон относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16).

В свою очередь, согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, также основанного на приведенных положениях Конституции Российской Федерации и имеющего характер специального правового регулирования по вопросам жилищных правоотношений, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Часть 3 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Согласно ст. 26 Закона Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым» гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются статьей 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Законами Республики Крым и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Статьей 63 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым определены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему и дополнительные гарантии для муниципального служащего. Согласно части первой указанной статьи гарантии, предоставляемые муниципальному служащему, устанавливаются Федеральным законом от 02.03.2007г №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 16.09.2016г №76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым». В части второй данной статьи определено, что дополнительно к гарантиям, указанным в п.1 настоящей статьи муниципальному служащему гарантируется, в том числе, единовременная выплата на приобретение жилья один раз за весь период муниципальной службы. Порядок и условия предоставления гарантий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются решением Ялтинского городского совета Республики Крым. Финансирование расходов, связанных с предоставлением муниципальным служащим дополнительных гарантий, производится за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Ялта и Зюзиной Т.С. был подписан трудовой договор с муниципальным служащим администрации города Ялты, согласно которого муниципальному служащему Зюзиной Т.С. предоставлена работа по должности главного специалиста сектора по взаимодействию с санаторно-курортным комплексом отдела по курортам и туризму администрации города Ялта Республики Крым. ( том 1, л.д. 94-110).

На основании постановления Администрации г. Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации г. Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ Зюзина Т.С. с составом семьи из двух человек (дочь ФИО8) признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма и принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. (т. 2 л.д. 112-113, 114).

Постановлением Администрации г. Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ Зюзина Т. С. с составом семьи из двух человек (дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признана лицом, соответствующим категории граждан, имеющих право претендовать на получение безвозмездных субсидий для приобретения жилых помещений за счет бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и включена в список претендентов на получение безвозмездных субсидий для приобретения жилых помещений за счет бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. (т. 1 л.д. 79- 80, 81-82). В списке лиц указанной категории Зюзина Т.С. по состоянию на 07.07.2021г значится под №1 (т. 1 л.д. 41).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заключением отдела по вопросам квартирного учета Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта размер выплаты определен в размере не менее 3 163 028 руб. 40 коп. (т. 1 л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ между РНКБ Банк (ПАО), Зюзиной Т.С. и ФИО1 заключен кредитный договор на сумму 3 475 867 руб. 50 коп. сроком на 300 месяцев с процентной ставкой размере 6,5% годовых. Кредитный договор обеспечен ипотекой, предметом которой является квартира площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> стоимостью 6 300 000 руб. (т.1 л.д. 34-37).

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Сан Плаза», Зюзиной Т.С. и ФИО1 заключен договор купли-продажи квартиры площадью 80,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с которым Зюзина Т.С. приобрела в собственность указанный объект недвижимости с долей в праве в размере 227/402 (т. 1 л.д. 28-30).

Стороны условились, что расчет по договору производится за счет безвозмездной субсидии, право на которую принадлежит Зюзиной Т.С., в размере 2 824 132 руб. 50 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ в качестве первоначального взноса. Денежная сумма в размере 3 475 867 руб. 50 коп.

выплачивается за счет кредитных денежных средств, предоставленных покупателям по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с РНКБ Банк (ПАО) (п. 6).

Право собственности Зюзиной Т.С. на указанную квартиру с кадастровым номером 90:25:010118:398 зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ согласно выписки из ЕГРН данный объект недвижимости имеет обременение в виде ипотеки в силу закона (т. 1 л.д. 31-33).

Решением Ялтинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым служащим органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее Порядок) (т. 1 л.д. 8-27).

16.03.2021 постановлением Администрации г. Ялта -п создана Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления муниципальным служащим муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым единовременной субсидии на предоставление жилья, утверждено положение о Комиссии (т. 2 л.д. 99-105).

В соответствии с п. 5.5. Порядка решение о предоставлении либо отказе претенденту на получение субсидии принимается главой администрации г. Ялта на основании решения Комиссии по предоставлению субсидии при условии наличия средств в бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В силу 5.6. Порядка Комиссия в течение 30 рабочих дней с даты обращения претендента на получение субсидии с заявлением о предоставлении субсидии рассматривает поступившее заявление и принимает соответствующее решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии.

Согласно п.5.14 Порядка прием заявлений о предоставлении субсидии производится в пределах предусмотренного объема средств в текущем году. При отсутствии таких средств в текущем году прием заявлений о предоставлении субсидии не осуществляется, о чем Администрацией города Ялта Республики Крым принимается соответствующее решение.

Пунктом 5.16 Порядка предусмотрено, что приобретаемое (построенное) жилое помещение оформляется в собственность заявителя и членов его семьи.

30.04.2021 Зюзина Т.С. обратилась к Главе администрации г. Ялта с заявлением о предоставлении субсидии на уплату первоначального взноса по ипотечному кредиту для приобретения жилого помещения путем перечисления субсидии в размере 2 824 132 руб. 50 коп. на расчетный счет ООО «Сан Плаза» (т. 1 л.д. 38-39).

31.05.2021 начальник Департамента имущественных и земельных от-ношений Администрации г. Ялта сообщил Зюзиной Т.С. о том, что поскольку денежные средства на 2021 год на предоставление безвозмездных субсидий

служащим органов местного самоуправления Администрации г. Ялта Республики Крым на приобретение жилья в бюджете муниципального образования городской округ Ялта не предусмотрены, правовые основания для принятия заявления отсутствуют, поданное заявление от 31.05.2021 является преждевременным. Также истцу сообщено, что в настоящее время разрабатывается механизм и процедура, направленные на включение в бюджетную роспись денежных средств для финансирования безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Ялта служащим органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта. После того, как средства в бюджете будут предусмотрены, заявление рассмотрит комиссия в соответствии с установленным Порядком. (том 1, л.д. 40).

22.07.2021г начальник Департамента имущественных и земельных от-ношений Администрации г. Ялта сообщил Зюзиной Т.С. о том, что в связи с повышенными затратами из бюджета МО ГО Ялта, направленными на приобретение и обслуживание оборудования обсерваторов, дезинфекций территорий и зданий, многоквартирных домов, иных профилактических мер, на выполнение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, а также в связи с отсутствием предусмотренного в 2021году объема денежных средств в бюджете МО ГО Ялта на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств бюджета МО ГО Ялта служащим органов местного самоуправления, постановлением Администрации города Ялта от 22.07.2021г -п приостановлен прием заявлений о признании претендентами на получение субсидии и включении в Список лиц, претендующих на получение субсидии до 15 марта 2022года. Поскольку на 2021год средства на предоставление безвозмездной субсидии служащим органов местного самоуправления на приобретение жилья в бюджете МО ГО Ялта не предусмотрены, заседания Комиссии в период с 30.04.2021г по настоящее время не проводились. ( том 2, л.д.154,155)

29.09.2021 председатель Ялтинского городского совета первому заместителю главы Администрации г. Ялта указал на необходимость принять муниципальную программу «Улучшение жилищных условий муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта» с целью реализации жилищных прав муниципальных служащих, которую вынести на утверждение Ялтинского городского совета (т. 2 л.д. 150-151).

Из сообщения Ялтинского городского совета в адрес Зюзиной Т.С. установлено, что указанная выше программа на утверждение Ялтинского городского совета по состоянию на 15.11.2021 не выносилась (т. 2л.д. 149).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Зюзиной Т.С., суд первой инстанции исходил из того, что решение о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии главой администрации г.Ялты на основании решения Комиссии по предоставлению субсидии не принималось, на заседании Комиссии заявление Зюзиной Т.С. не рассматривалось.

Кроме того, постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 22.07.2021 года -п приостановлен приём заявлений о признании

претендентами на получение субсидий и включении в Список лиц, претендующих на получение субсидий по программе «Улучшение жилищных условий муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта» до 15 марта 2022 года.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Судебная коллегия учитывает также, что Конституционный Суд РФ неоднократно указывал о том, что представительный орган, осуществляя соответствующее правовое регулирование, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально-экономическое положение публично-территориального образования и возможности его бюджета, и при определении размера соответствующей выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства, избегая необходимости перераспределения бюджетных средств в ущерб приоритетным задачам по непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения (Постановление от 5 апреля 2013 года N 7-П и Определение от 10 октября 2013 года N 1591-О, Определение от 06.06.2019г №1508-О).

Принимая во внимание отсутствие предусмотренного в 2021 году объема денежных средств в бюджете МО ГО Ялта на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилья, судебная коллегия выводы суда об отказе в удовлетворении иска признает верными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции рассмотрены не все требования Зюзиной Т.С., указанные в иске, судебная коллегия находит несостоятельными, все основания иска получили оценку в решении. Постановленное решение суда первой инстанции содержит выводы по всем заявленным требованиям, по результатам рассмотрения дела истцу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ссылка в жалобе на описки, содержащиеся в решении суда первой инстанции, на его правильность и выводы не влияет, поскольку данные описки могут быть устранены в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 200 ГПК РФ, по инициативе суда либо по заявлению заинтересованных лиц.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

        ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Зюзиной Т.С. оставить без удовлетворения.

Председательствующий –                               Чистякова Т.И.

Судьи –                                                              Галимов А.И.

                                                                            Корсакова Ю.М.

33-3204/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зюзина Татьяна Сергеевна
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
ООО "Сан Плаза"
РНКБ Банк (ПАО)
Ляляцков Петр Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Чистякова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.03.2022Передача дела судье
14.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2022Передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее