УИД 26RS0002-01-2024-005308-37
Дело № 2-2697/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Артемьевой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Ставрополя Дунаева Е.А.,
при секретаре Дроздовой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ставрополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района города Ставрополя о признании бездействия и обязании принять меры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Ставрополя обратился в Ленинский районный суд города Ставрополя с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ленинского района города Ставрополя, в котором просит признать бездействие администрации Ленинского района г. Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по демонтажу установленных ограждений, устройств и искусственных покрытий в районе домовладений <номер обезличен>, <адрес обезличен> по <адрес обезличен>, обязать ответчика принять меры по демонтажу установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий в районе домовладений <номер обезличен>, <адрес обезличен> по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Солчатовой Л.И., Федоткина К.А. о нарушении законодательства благоустройства и иным вопросам.
Проверкой установлено, что в администрацию Ленинского района г. Ставрополя в период с 2022 по сентябрь 2023 поступило 4 обращения Солчатовой Л.И., в том числе 1 устное обращение по вопросу незаконного обустройства и демонтажа парковки по <адрес обезличен>, в <адрес обезличен> на которое даны ответы и разъяснения.
В результате выезда по <адрес обезличен>, в г. Ставрополе 06.09.2023 специалистом Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя установлено, что на неразграниченной территории общего пользования в районе индивидуального жилого <адрес обезличен> обустроена парковка для автотранспорта, в соответствии со сложившимся рельефом местности выполнено устройство бетонной подпорной стены вдоль тротуара.
В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 05.08.2016 № 1814 утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» автомобильная дорога по <адрес обезличен> не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, организацию работ по ремонту которых осуществляет Комитет.
Согласно пункту 3.3.11 Положения об администрациях районов города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890, содержание указанной территории относится к компетенции администрации Ленинского района города Ставрополя.
Согласно ответам администрации Ленинского района г. Ставрополя Солчатовой Л.И. от 20.09.2022 и 21.10.2022 нарушений при размещении указанной парковки не установлено.
Вместе с тем, сведения о выдаче проекта благоустройства на обустройство парковки для автотранспорта по <адрес обезличен>, в <адрес обезличен> в архиве Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя отсутствуют.
Таким образом, при организации вышеуказанной парковки нарушены Правила благоустройства, ответственность за соблюдение которых возложена на администрацию <адрес обезличен>.
Кроме того, ответственность за нарушение требований Правил благоустройства установлена Законом Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».
Вместе с тем, администрацией Ленинского района г. Ставрополя меры к лицу, самовольно обустроившему парковку для автотранспорта по <адрес обезличен>, в <адрес обезличен> на территории общего пользования, не приняты.
С учетом изложенного, администрацией Ленинского района г. Ставрополя в нарушение п.25, ст. 16 Закона № 131-ФЗ, п.1 ст.6, п.п. 6 и 7 ст.21 Правил благоустройства меры в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства не приняты, исковое заявление о демонтаже установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий в суд не направлено, виновное лицо к административной ответственности не привлечено.
В связи с чем, 12.09.2023 в адрес главы администрации Ленинского района г. Ставрополя внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере благоустройства, которое рассмотрено и удовлетворено.
По результатам рассмотрения обращения Солчатовой Л.И., Федоткина К.А. от 15.04.2024 установлено, что выходом на место специалистами отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес обезличен> проведено визуальное обследование парковочной площадки, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>
Установлено, что указанная парковочная площадка служит рельефным ограждением домовладения от потока дождевых вод, благоустройство в районе <адрес обезличен>, <адрес обезличен> по <адрес обезличен> выполнено Олейниковым А.Д.
Администрацией Ленинского района города Ставрополя в адрес Олейникова А.Д. направлено уведомление от 26.03.2024 о приведении указанной территории в надлежащее состояние.
Олейниковым А.Д. поданы документы в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о согласовании размещаемого объекта (элемента благоустройства территории) в районе домовладения № 27 по ул. Южной в городе Ставрополе (заявление от 02.04.2024). По результатам рассмотрения данного заявления КУМИ принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов».
Таким образом, администрацией Ленинского района города Ставрополя не принято должных мер по демонтажу установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя.
Помощник прокурора Ленинского района г. Ставрополя Дунаев Е.А. в судебном заседании поддержал исковое заявление, просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ленинского района г. Ставрополя в судебное заседание не явился, будучи заблаговременно извещён, в предварительном судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского района г. Ставрополя Боровкова О.В. возражала против удовлетворения требований истца в полном объёме, поскольку администрация не несет ответственности за указанное истцом ограждающее устройство.
Представитель третьего лица - Комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился, будучи заблаговременно извещён.
Суд, с учетом мнения представителя истца, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, муниципального, городского округа относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Решением Ставропольской городской Думы от 26.07.2023 № 200 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края».
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил благоустройство общественных территорий и территорий рекреационного назначения осуществляется в соответствии с проектом благоустройства.
Согласно п. 7 ст. 21 Правил благоустройства, собственникам, владельцам (пользователям) транспортных средств запрещается самовольное занятие земельных участков под организацию автостоянок, в том числе занятие земельных участков на придомовых и уличных территориях, обустройство этих участков для целей стоянки транспортных средств (устройство искусственных покрытий, установка ограждений и т.п.).
Лица, организовавшие самовольную автостоянку, обязаны за счет собственных средств произвести демонтаж установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий, произвести очистку участка от строительного мусора, восстановить газоны, высадить новые деревья или кустарники, которые были повреждены или уничтожены при возведении стоянки, восстановить иные устройства или малые архитектурные формы, разрушенные при организации самовольной автостоянки (пункт 7 ст.21 Правил благоустройства).
Судом установлено, что в прокуратуру Ленинского района г. Ставрополя неоднократно обращались Федоткин К.А. и Солчатова Л.И. с вопросом об оказании помощи в сносе автостоянки по адресу: <адрес обезличен>, так как идет подтопление домов.
В связи с чем, прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Солчатовой Л.И. Федоткина К.А. о нарушении законодательства благоустройства и иным вопросам.
Проверкой установлено, что в администрацию Ленинского района г. Ставрополя в период с 2022 по сентябрь 2023 поступило 4 обращения Солчатовой Л.И., в том числе 1 устное обращение по вопросу незаконного обустройства и демонтажа парковки по <адрес обезличен>.
Специалистом Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя 06.09.2023 был осуществлен выезд по указанному адресу, в результате выезда специалистом Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя установлено, что на неразграниченной территории общего пользования в районе индивидуального жилого <адрес обезличен> обустроена парковка для автотранспорта, в соответствии со сложившимся рельефом местности выполнено устройство бетонной подпорной стены вдоль тротуара.
В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.08.2016 № 1814 «Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» автомобильная дорога по ул. Южной не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Ставрополя, организацию работ по ремонту которых осуществляет Комитет.
Согласно пункту 3.3.11 Положения об администрациях районов города Ставрополя, утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890, содержание указанной территории относится к компетенции администрации Ленинского района города Ставрополя.
12.09.2023 года прокурором Ленинского района г. Ставрополя в адрес Главы администрации Ленинского района г. Ставрополя вынесено представление, с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, о также о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
По результатам рассмотрения представления администрацией Ленинского района г. Ставрополя в адрес прокурора был дан ответ, из которого следует, что администрацией в рамках рассмотрения обращения Солчатовой С.В. были направлены запросы в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и комитет градостроительства города Ставрополя о проведении муниципального земельного контроля и получения информации о согласовании проекта благоустройства. Выходом на место проведено визуальное обследование парковочной площадки в рамках рассмотрения обращения Солчатовой С.В., направлен запрос в отдел полиции №1 УМВД России по г. Ставрополю с целью проведения проверки фактов и установления лиц, которые обустроили парковку и подпорную стену. По результатам получения информации из отдела полиции № 1 УМВД России по г. Ставрополю, установленному лицу будет направлена претензия устранении выявленного нарушения для урегулирования вопроса в досудебном порядке.
Из информации и.о. заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от 06.10.2023 года №06/1-04/2-1/6629 следует, что контроль за организацией работ по асфальтированию неразграниченной территории не относится к компетенции Комитета, в архиве Комитета отсутствуют согласованный проект благоустройства территории, прилегающей к земельному участку по ул. Южной, 27/2. Документация по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в отношении рассматриваемой территории не утверждалась.
Из акта о проведении проверки от 20.10.2023 года составленного специалистами администрации Ленинского района г. Ставрополя следует, что Администрацией Ленинского района проведена проверка доводов информации указанной в обращении граждан Федоткина К.А. и Солчатовой Л.И. Специалистами администрации района осуществлен выезд на место в результате которого, по результатам проведенного визуального осмотра установлено, что на указанном в обращении земельном участке расположенном по адресу: <адрес обезличен>, возведена подпорная стенка, территория земельного участка заасфальтирована. Организована парковка (парковочные места). Устройства, ограничивающие движение, не установлены, доступ не ограничен.
Аналогичный акт составлен специалистами администрации Ленинского района г. Ставрополя 27.04.2024 года.
Также в ходе прокурорской проверки установлено, что указанная парковочная площадка выполнена Олейниковым А.Д.
Администрацией Ленинского района города Ставрополя в адрес Олейникова А.Д. направлено уведомление от 26.03.2024 о приведении указанной территории в надлежащее состояние.
Олейниковым А.Д. поданы документы в комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о согласовании размещаемого объекта (элемента благоустройства территории) в районе домовладения <номер обезличен> по <адрес обезличен> (заявление от <дата обезличена>).
По результатам рассмотрения данного заявления КУМИ принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Согласование размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничен, расположенных в границах муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов».
Вместе с тем, при рассмотрении дела было установлено, что администрацией Ленинского района г. Ставрополя меры к лицу, самовольно обустроившему парковку для автотранспорта по <адрес обезличен>, в <адрес обезличен> на территории общего пользования, до настоящего времени в полном объёме не приняты, исковое заявление о демонтаже установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий в суд не направлено, результатов о привлечении виновного лица к административной ответственности суду не представлено.
Представленные суду в ходе рассмотрения дела ответчиком заявление Оленикова А.Д. о том, что он обязуется провести в соответствие с действующим законодательством обустройство подъезда к своему домовладению, акт о проведении проверки от 06.06.2024 года, протокол об административном правонарушении от 28.06.2024 года о передаче в административную комиссию Ленинского района МО г. Ставрополя для рассмотрения на заседании административной комиссии дела об административном правонарушении в отношении Олейникова А.Д. не подтверждают факта устранения нарушения, указанного в исковом заявлении прокурора.
На основании вышеизложенного, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Ставрополя в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес обезличен> - удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес обезличен>, выразившееся в непринятии мер по демонтажу установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий в районе домовладений <номер обезличен>, 27/2 по <адрес обезличен>.
Обязать администрацию <адрес обезличен> принять меры по демонтажу установленных ограждающих устройств и искусственных покрытий в районе домовладений <номер обезличен>, 27/2 по <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья подпись Е.А. Артемьева
Копия верна:
Судья Е.А. Артемьева