Дело № 33а-1429
Судья Хавчаев Х.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2019 г. г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе: председательствующего Гончарова И.А., судей Гомленко Н.К. и Джарулаева А.-Н.К.
при секретаре судебного заседания ФИО10
при рассмотрении апелляционной жалобы представителя Правительства Республики Дагестан ФИО3 ( доверенность на л.д.55) на решение судьи Верховного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:
«административное исковое заявление ООО «Совинвест» (ОГРН 1060562000620) удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000027:15, площадью 3300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на <дата> в размере 14983650 (четырнадцать миллионов девятьсот восемьдесят три тысяча шестьсот пятьдесят) рублей, на период с <дата> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ООО «Совинвест» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысяча) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО8, объяснения представителя Правительства РД ФИО4 (доверенность от <дата>), просившего решение суда отменить, возражения представителя ООО « Совинвест» ФИО6 ( доверенность в деле), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ООО «Совинвест» (далее - Общество) в лице представителя ФИО6 обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Дагестан и Правительству Республики Дагестан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости.
В обоснование ссылалось на то, что Общество является собственником земельного участка, площадью 3300 кв.м., с кадастровым номером 05:48:000027:15, категория земель: земли населенных пунктов - для содержания и обслуживания АЗС, кафе, мойки, сауны и цеха по производству пива, кадастровой стоимостью в размере 20111421 рублей. Согласно отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от <дата> №, составленного оценщиком ФИО5 (ООО «ИМА-КОМ»), рыночная стоимость земельного участка составляет 3555200 руб.
В последующем Общество уточнило требования и просило установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 14.983.650 руб., как это установлено заключением повторной судебной оценочной экспертизы от <дата> №/Э.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и в судебном заседании представитель Правительства Республики Дагестан просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что разница между кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью, установленной в результате проведения экспертиз, является значительной, влияющей на величину уплачиваемых налогов, в связи с чем права и интересы Правительства РД нарушены, рыночная стоимость земельного участка занижена, Правительством РД была определена реальная кадастровая стоимость земельного участка, оснований для ее изменения не имеется.
В возражении на жалобу представитель ООО « Совинвест» ФИО6 просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Совинвест» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:48:000027:15, площадью 3300 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН); категория земель - земли населенных пунктов, для содержания и обслуживания АЗС, кафе, мойки, сауны и цеха по производству пива, кадастровой стоимостью 20111421 рублей.
Основанием внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от <дата> № «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан».
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федераций для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности,
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 24.18 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров 6 результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч.2 ст.24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности» датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Из материалов дела следует, что датой формирования перечня объектов недвижимости, в отношении которых Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № утверждены удельные показатели кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, является <дата>.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, предусмотренный статьей 24.18 Федерального закона от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательный для юридических лиц досудебный порядок урегулирования спора о результатах определения кадастровой стоимости путем обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию, административным истцом соблюден. <дата> Общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в Комиссию, решением которой от <дата> №/АМ в удовлетворении данного заявления отказано.
Из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от <дата> №, составленного оценщиком ФИО5 (ООО «Има-Ком»), следует, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 01.12.^012 г. составляла 3555200 рублей.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от <дата> N,135-03 "Об оценочной деятельности в Российской Федераций" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно п. 23 ФСО № сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки, является этапом проведения оценки, а в силу подпункта «е» п.22 ФСО № вид использования и (или) зонирование, равно как и иные характеристики (элементы), влияющие на стоимость, являются одним из основных элементов сравнения (ценообразующих факторов), используемых при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости.
В силу п.5 ФСО № информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна бытъ подтверждена. В предложениях о продаже объектов-аналогов № и № указано лишь о том, что данные земельные участки могут быть использованы в коммерческих целях, что предполагает иной вид их разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что судом в связи с возникшими сомнениями в достоверности выводов оценщика была назначена судебная оценочная экспертиза, согласно заключению судебного эксперта Гаджиева М-З.Б. от <дата> № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000027:15 площадью 3300 кв.м., по состоянию на <дата> составляет 14758150 рублей.
Поскольку у суда возникли сомнения в правильности выводов эксперта от <дата> №, по инициативе суда была назначена дополнительная оценочная экспертиза, проведение которой поручено тому же эксперту.
Согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от <дата> № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000027:15, площадью 3300 кв.м., по состоянию на <дата> составляет 17374500 рублей.
В последующем в связи с возникшими сомнениями в заключении эксперта была назначена повторная оценочная экспертиза, проведение ее было поручено другому эксперту.
Согласно заключению повторной судебной экспертизы от <дата>. №/Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000027:15, площадью 3300 кв.м. по состоянию на <дата> составляет 14.98.650 рублей. Выводы этой экспертизы подтвердил в судебном заседании эксперт ФИО7 (ООО «Аудиторская компания «Цестрис-Аудит»).
Судом указанное экспертное заключение оценено по правилам статей 84 и 168 КАС РФ и сделан обоснованный вывод, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; экспертом произведена оценка объекта оценки с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по основным ценообразующим параметрам; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом метода, позволяют определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки; заключение эксперта содержит ссылки на источники используемой информации; распечатки объявлений о продаже объектов, используемых в качестве аналогов, приложены экспертом к своему заключению, что позволяет проверить использованные им сведения.
Суд с учетом указанной экспертизы сделан обоснованный вывод, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:48:000027:15, площадью 3300 кв.м. по состоянию на <дата> составляет 14983650 рублей.
Доводы представителя Правительства Республики Дагестан о том, что разница между кадастровой оценкой земельного участка и установленной судебным экспертом велика (более 6 миллионов), поэтому является недостоверной, не могут быть приняты во внимание, поскольку каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено. Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного земельного участка представителем не представлено, ходатайство о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы на предмет установления рыночной стоимости земельного участка в ином размере не заявлено, оснований для постановки вопроса о назначении такой экспертизы по инициативе суда также не установлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> №, при удовлетворений требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
В связи с вышеизложенным, уплаченная административным истцом по настоящему делу государственная пошлина подлежит, взысканию с Правительства Республики Дагестан как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Верховного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Республики Дагестан – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи