Дело №2-1661/2022
76RS0013-02-2022-000803-94
Мотивированное решение изготовлено 07.10.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рыбинск «23» сентября 2022 г.
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой И.В.,
при секретаре Соляковой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бухариной Татьяны Юрьевны к Александровой Людмиле Алексеевне об установлении границ земельного участка,
установил:
Бухарина Т.Ю. обратилась в суд с иском к Александровой Л.А. о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>; исключении из ГКН сведений о местоположении границ и поворотных точек земельного участка с кадастровым номером №; установлении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со сведениями об уточняемом земельном участке и его частях, указанными в проекте межевого плана от 13.02.2022, выполненным кадастровым инженером Тихомировой Е.М.
В обоснование требований указано, что бабушке истца, ФИО4, умершей ДД.ММ.ГГГГ, был выделен земельный участок площадью 700 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома. Бухарина Т.Ю. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного в июле 1994г., является собственником ? доли жилого дома по данному адресу. При этом, дом расположен на двух земельных участках с кадастровыми номерами №. Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 15.11.1994 истец стала правообладателем ранее учтенного земельного участка площадью 414 кв.м. При жизни ФИО4 был составлен акт установления, закрепления и согласования границ землепользования в присутствии представителей смежных землепользователей: ФИО5, ФИО5 (родителей ответчика). При проведении кадастровых работ кадастровым инженером Тихомировой Е.М. выявлено пересечение с границами земельного участка Александровой Л.А. с кадастровым номером №, что является препятствием в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка истца. В результате действий ответчика по передвижения границ участка, забор истца находится на соседнем участке. Однако ограждение построено дедушкой и бабушкой истца более 40 л. назад, не менялся ни по размерам, ни по местоположению на участке.
Истец Бухарина Т.Ю., представитель истца адвокат Павлова Т.В. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании требования п.3 искового заявления не поддержали, в остальном исковые требования просили удовлетворить.
Ответчик Александрова Л.А., представитель ответчика Григорьева Г.П. в судебном заседании требования не признали. Пояснили, что межевание земельного участка было проведение правопредшественниками в 2006г. в соответствии с ранее действовавшими требованиями. Как следует из ответа ФКП Росреестра, изложенные в обращении Александровой Л.А. факты свидетельствуют о наличии в сведениях ЕГРН реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков. Разрешение данной ситуации полагали возможным во внесудебном порядке, в настоящее время заключен договор на выполнение кадастровых работ.
Третье лицо Ежиков А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Третье лицо Тихомирова Е.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Представитель третьего лица администрации Назаровского сельского поселения РМР в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав стороны, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны исковые требования и возражения, лежат на истце и ответчике по делу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные истцом и исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о доказанности юридически значимых обстоятельств по данному делу в части.
В силу ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В частности, частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков
При этом, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ст.22).
В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13.07.1994 после смерти ФИО4 Бухарина Т.Ю., Ежиков А.Ю. являлись собственниками в равных долях жилого дома, находящегося в <адрес> (л.д.№).
15.11.1994 Ежикову А.Ю., Бухариной Т.Ю. были выданы свидетельства на право собственности на землю, согласно которым для ведения личного подсобного хозяйства и обслуживания жилого дома им были предоставлены земельные участки площадью 413 кв.м. и 414 кв.м. соответственно (л.д.№).
Постановлением администрации Назаровского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 18.01.2022 № жилому дому с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес> (л.д.№).
По договору дарения земельного участка с долей в праве общей собственности на жилой дом от 12.05.2022 Ежиков А.Ю. подарил Бухариной Т.Ю. земельный участок с кадастровым номером №, ? долю в праве общей собственности на здание с кадастровым номером № (л.д.№).
По сведениям ЕГРН земельный участок площадью 414 кв.м., поставлен на кадастровый учет 13.07.1994, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование- для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый №; координаты границ не установлены. Сведения о правах отсутствуют, но при постановке на кадастровый учет было указано, что участок принадлежит Бухариной Т.Ю.
Александрова Л.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданному нотариусом РНО ФИО7 15.05.2007, договора купли-продажи от 10.07.2007 является собственником жилого дома с хозяйственными постройками, земельного участка площадью 1500 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства расположенных по адресу: <адрес>.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.06.2007, координаты границ установлены (л.д.№).
Таким образом, участки Бухариной Т.Ю. и Александровой Л.А. являются смежными.
Согласно заключению кадастрового инженера Тихомировой Е.М. в межевом плане от 13.02.2022, проекту границ земельного участка, выявлено пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером №, площадь наложения -77 кв.м. (л.д.№).
Как следует из материалов дела, границы участка истца были отражены в акте установления, закрепления и согласования границ землепользования ФИО4, который был подписан ФИО5, ФИО5 (правопредшественниками ответчика) (л.д.№). При этом, от стены дома Бухариной/Ежикова до границы участка ФИО8 указано расстояние 7,6 м. Аналогичные сведения содержатся и в схеме границ земельного участка ФИО5 (л.д.№). В настоящее время с учетом ширины жилого дома истца (5,9м) расстояние до границы участка ответчика меньше на 2,47 м. В плане границ земельного участка (приложение к свидетельству на право собственности на землю) указана ширина участка Бухариной Т.Ю. в сторону ФИО5-10,8 м. (л.д.№), но данная величина в проекте границ земельного участка составляет 10,36 м. (л.д.№).
Кроме того, обстоятельства некорректного указания координат границ земельного участка ответчика изложены в ответе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» от 31.08.2022 на обращение Александровой Л.А.
Указанное наложение препятствует постановке на государственный кадастровый учет границ земельного участка, находящегося в пользовании истца.
Принимая во внимание данные обстоятельства, позицию истца, суд полагает, что требования об исключении из ЕГРН сведений о координатах характерных точек и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № обоснованны и подлежат удовлетворению; об установлении границ участка- не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, требования о признании недействительными результатов межевания излишни.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исключить из единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Коновалова И.В.