Дело №
УИД 91RS0№-62
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2022 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Гордиенко О.А., при секретаре – ФИО14,
с участием представителя соистцов – ФИО15,
представителя ответчика – ФИО17,
третьего лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиопротоколирования гражданское дело по иску ФИО12, ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым, при участии в деле третьих лиц - Общества с ограниченной ответственностью «Проектная мастерская «Ка-Квадрат», Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, о признании недействительным постановления, признании недействительными координат границ земельного участка и межевого плана, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
ФИО12 и ФИО1, действуя через полномочного представителя, обратились в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с вышеуказанным иском, предметом которого являются следующие требования соистцов:
- признать недействительным постановление Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>»;
- признать недействительными координаты границ земельного участка и межевой план по формированию земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:12148, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:22:010305:12148, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО1 и ФИО12 принадлежат на праве общей долевой собственности следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: земельный участок, площадью 500 кв.м., кадастровый №; жилой дом площадью 130,4 кв.м., кадастровый №, а также сараи литер «Б», «В», «Г», летняя кухня «Е», уборные литер «Ж», «З», сарай «И», сооружения. При этом объекты капитального строительства, а именно сараи литер «Б», «В», «Г», «И», принадлежащие истцам на праве общей долевой собственности, расположены на земельном участке площадью 84 кв.м., примыкающему к земельному участку с кадастровым номером 90:12:010305:1373. Исходя из указанного выше, со ссылкой на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 4 статьи 35 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, истцы полагают о наличии за ними преимущественного права на приобретение земельного участка площадью 84 кв.м. Кроме того, в обоснование исковых требований указано, что земельный участок площадью 84 кв.м. передавался ФИО16 (предыдущему собственнику), ФИО1 в аренду на основании выписки из решения 31-й сессии V созыва Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ. Актом установления границ земельного участка в натуре и передачи межевых знаков под сохранность от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земли от А до Г – земли переданные в аренду гр. ФИО1, гр. ФИО16, и подписано согласование границ земельного участка по <адрес>. Истцы обратились к кадастровому инженеру для подготовки межевого электронного плана для того, чтобы впоследствии обратиться в Госкомрегистр для уточнения границ земельного участка. Между тем, стало известно о том, что земельный участок, площадью 84 кв.м., переданный истцам в аренду, включен в состав земельного участка общей площадью 811,00 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в результате принятия постановления Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>». Полагая оспариваемое постановление незаконным, истцы указывают на то, что проведение кадастровых работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом привело к нарушению их прав и законных интересов как смежного землепользователя, границы участка которого установлены на местности более 15 лет. При таких обстоятельствах, согласно позиции соистцов, оспариваемое постановление принято ответчиком с превышением компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти, нарушением закона и прав истцов.
В судебное заседание, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, истцы ФИО12 и ФИО1 не явились, о дате времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (судебное извещение доставлено ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ, судебное извещение, адресованное ФИО1 возвращено в адрес суда «по истечении срока хранения» ДД.ММ.ГГГГ).
Истцами реализовано право, предусмотренное частью 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), действовать в суде через представителя.
Представитель соистцов ФИО15 в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить по доводам в нем изложенным.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО17 в удовлетворении иска просила отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. В письменных возражениях ответчик, не признав иск, указал на необоснованность и на несоответствие закону заявленных исковых требований. Позиция ответчика мотивирована тем, что действующим законодательством установлен определенный порядок формирования земельных участков и установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и в случае, если территория, на которой находятся многоквартирные дома не разделена на земельные участки, то границы земельных участков под многоквартирными домами устанавливаются посредством подготовки органами местного самоуправления проектов планировки территорий и проектов межевания территорий. С учетом требований действующего законодательства на основании заявления гражданина РФ ФИО18 было утверждено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении подготовки документации по межеванию территории земельного участка, расположенного по <адрес> Республики Крым». Далее назначены и ДД.ММ.ГГГГ проведены публичные слушания по вопросу межевания территории земельного участка, все поступившие предложения и замечания, а также замечания, направленные письменно учтены протоколом публичных слушаний, и отражены в заключении, которое опубликовано в печатном издании «Южная столица Крым» от ДД.ММ.ГГГГ № (1401). Порядок организации проведения публичных слушаний предполагает обеспечение возможности каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение, не соответствующее вопросу. Принимая во внимание результаты публичных слушаний, было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>». Порядок организации публичных слушаний соблюден, исходя из чего, как полагает ответчик, оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным. В дополнение к доводам письменных возражений представителем ответчика в судебном заседании было указано на то, что истцами не представлено надлежащих доказательств наличия права собственности на объекты, размещенные на спорном земельном участке.
ФИО6И., участвующим в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, была изложена позиция относительно не согласия с заявленными в иске требованиями. Детально позиция третьих лиц относительно заявленных в иске требований изложена в письменных объяснениях, согласно которым земельный участок по <адрес> в <адрес> выделен для обслуживания жилых помещений многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на это, собственники смежного земельного участка ФИО1 и ФИО12, вопреки установленному законодательством порядку, не дают пользоваться частью земельного участка площадью 84 кв.м., зайти на придомовую территорию для обслуживания жилых помещений, что приводит к разрушению его стен и фундамента. ФИО1, ФИО19(предыдущий собственник), ФИО12 и ФИО20 на спорном земельном участке незаконно, самовольно возведены строения, в нарушение строительных и санитарных норм. Для решения данного вопроса третьи лица неоднократно обращались в органы внутренних дел, прокуратуру, государственный земельный надзор. Также третьими лицами указано на то, что истцы были уведомлены о формировании земельного участка, проходили публичные слушания, на которые ФИО1 и ФИО12 не реагировали. Земельный участок площадью 84 кв.м. был спорным в пользовании, при этом всегда относился к придомовой территории <адрес>, истцами оформлен не был и им не принадлежал.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства перед судом заявлено не было, причины неявки суду не известны.
В ходе судебного разбирательства судом разрешены процессуальные вопросы относительно состава лиц, участвующих в деле. Иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым по делу судебным актом, а также лиц, привлечение которых вызвано процессуальной целесообразностью, судом не установлено. Так, в частности в ходе судебного разбирательства установлено, что в силу Положения о Муниципальном казенном учреждении Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ и Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, на момент рассмотрения дела полномочия по утверждению проекта межевания территории переданы Муниципальному казенному учреждению Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым.
В соответствии со статьей 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 ГПК РФ).
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Судом приняты исчерпывающие меры к извещению лиц, участвующих в деле, обеспечена им возможность защитить свои права в суде лично или через представителя.
Все лица, участвующие в деле, как указывалось судом выше, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается соответствующими документами (расписками, извещениями, почтовыми уведомлениями о вручении судебного извещения).
Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заблаговременно до начала судебного заседания (подтверждающие документы приобщены к материалам дела).
Учитывая изложенное выше, руководствуясь положениями статьи 155 ГПК РФ, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, заслушав пояснения представителей сторон, третьих лиц, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Как следует из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Вводный закон), в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с положениями части 4 и части 4.2 статьи 16 Вводного закона образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории или проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются органами местного самоуправления с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (часть 3 статьи 46 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5, части 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 6 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнительно-распорядительным органом городского округа Симферополь является Администрация <адрес> Республики Крым.
Администрацией <адрес> Республики Крым в соответствии со статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16, частью 6 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статьями 4, 10 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>», статьей 55 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решением 42-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (<адрес>) Республики Крым», на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее по тексту – Порядок, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).
В соответствии с установленным Порядком органом, уполномоченным осуществлять действия, предусмотренные статьями 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является Администрация <адрес> Республики Крым (далее - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1 Порядка решение о подготовке документации по планировке территории (проекта планировки и (или) проекта межевания территории) применительно к территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, за исключением случаев, указанных в частях 1.1, 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается Уполномоченным органом в виде постановления.
Подготовка документации по планировке территории в соответствии с пунктом 2.4 Порядка осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка проекта задания на выполнение инженерных изысканий в пределах территории проектирования; 2) направление в Уполномоченный орган заявления с предложением о подготовке документации по планировке территории; 3) принятие Уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории; 4) проведение инженерных изысканий в соответствии с техническим заданием, внесение результатов в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности; 5) разработка документации по планировке территории и направление в Департамент для утверждения; 6) подготовка по результатам рассмотрения документации по планировке Департаментом заключения Уполномоченного органа о направлении документации по планировке территории главе Уполномоченного органа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку; 7) принятие решения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях, установленных ГрК РФ; 8) подготовка Департаментом с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний проекта решения Уполномоченного органа об утверждении документации по планировке территории или письменного разъяснения об отклонении такой документации и о направлении ее заявителю на доработку с учетом указанных протокола и заключения; 9) опубликование утвержденной документации по планировке территории; 10) направление решения об утверждении документации по планировке территории в Уполномоченный орган в сфере кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктами 2.7.3 Порядка решение о подготовке документации по планировке территории подлежит опубликованию в газете «Южная столица» или журнале «БИБЛИОПОЛИС» в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение 7 дней со дня принятия такого решения и размещению на официальном сайте Уполномоченного органа (пункт 2.7.3 Порядка).
Пунктом 2.9.5. Порядка установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ Уполномоченным органом, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Глава Уполномоченного органа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и (или) проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение путем наложения резолюции на сопроводительном письме, указанном в подпункте 2.9.8 Порядка, об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в Департамент на доработку с учетом указанных протокола и заключения (пункт 2.9.9 Порядка).
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и (или) проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, в течение 7 дней со дня утверждения указанной документации и размещению на официальном сайте Уполномоченного органа (пункт ДД.ММ.ГГГГ Порядка).
Исходя из предписаний вышеназванных правовых норм утверждение уполномоченным органом местного самоуправления проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории предполагает обязательное проведение публичных слушаний.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 21 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, принятого решением Симферопольского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа Симферопольским городским советом, председателем Симферопольского городского совета могут проводиться публичные слушания.
Решением Симферопольского горсовета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации и проведении общественных обсуждений, публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Положение о публичных слушаниях).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Положения о публичных слушаниях на общественные обсуждения, публичные слушания, проводимые при осуществлении градостроительной деятельности, выносятся проект межевания территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - проект межевания территории) и проект внесения изменений в утвержденный проект межевания территории.
Участниками публичных слушаний по проектам межевания территории, являются: граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты; правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (пункт 4.1 Положения о публичных слушаниях).
Процедура проведения публичных слушаний согласно предписаниям пункта 5.4 Положения о публичных слушаниях состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с пунктами 5.7, 5.8 Положения о публичных слушаниях оповещение об общественных обсуждениях, публичных слушаниях, проекты, подлежащие рассмотрению на общественных обсуждениях, публичных слушаниях, другая необходимая информация, материалы и документы могут размещаться на официальном сайте Администрации <адрес>.
Оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:
1) подлежит опубликованию в периодических изданиях, определенных Симферопольским городским советом, для официального опубликования муниципальных правовых актов, не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
2) распространяется на информационных стендах, оборудованных в зданиях, в которых размещается Администрация <адрес> Республики Крым, в местах массового пребывания людей, и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в пункте 4 настоящего Положения (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.
Согласно пункту 8.3 Положения о публичных слушаниях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории со дня оповещения жителей городского округа об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.2 Положения о публичных слушаниях в период размещения проектов, подлежащих рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к ним и проведения экспозиции или экспозиций таких проектов участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с пунктом 9.3 настоящего Положения идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта. Предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 9.1 настоящего Положения, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.6 настоящего Положения.
Пунктами 10.1, 10.2, 10.4, 10.5,10.7 и 10.8 Положения о публичных слушаниях определено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний согласно приложению 2 или 4 к настоящему Положению.
К протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний.
Срок подготовки протокола общественных обсуждений, публичных слушаний составляет не более пяти дней со дня окончания общественных обсуждений, публичных слушаний.
На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с приложением 3 или 5 к настоящему Положению.
Срок подготовки заключения о результатах общественных обсуждений, публичных слушаний составляет не более семи дней со дня окончания общественных обсуждений, публичных слушаний.
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит официальному опубликованию организатором общественных обсуждений, публичных слушаний в течение десяти дней с момента его подписания и в пределах сроков, установленных законодательством и разделом 8 настоящего Положения для проведения общественных обсуждений, публичных слушаний, и размещается на официальном сайте Симферопольского городского совета.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, являясь собственником <адрес> многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления – Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о даче разрешения на разработку проекта межевания территории земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. К заявлению заявителем были приложены следующие документы: схематический план участка и строений, протокол общего собрания собственников объекта недвижимости о формировании земельного участка, список всех собственников многоквартирного дома (т. 1 л.д. 143-153).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление № о разрешении подготовки документации по межеванию территории земельного участка, расположенного по <адрес> Республики Крым (т.1 л.д.154). Приложением к постановлению является техническое задание на разработку проекта межевания территории земельного участка, утвержденное пунктом 1 постановления (т. 1 л.д.155-157).
Указанным постановлением на собственника <адрес> многоквартирного <адрес> развития муниципальной собственности для проведения проверки на соответствие требованиям технического задания (пункты 3.1, 3.2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №). В пункте 4 Постановления заинтересованным физическим и юридическим лицам, правообладателям и собственникам зданий, сооружений, помещений, находящихся в пределах смежных к территории разработки проекта межевания, указанного в пункте 1 данного постановления со дня официального опубликования постановления до дня проведения публичных слушаний предложено предоставить в Департамент развития муниципальной собственности свои предложения в письменной форме по межеванию территории земельного участка.
Данное постановление было опубликовано на официальном сайте Администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (http://simadm.ru/media/acts).
На основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № специализированной организацией Общество с ограниченной ответственностью «Проектная мастерская «Ка-Квадрат» в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен проект межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>» (т. 1 л.д.165-180).
Проект межевания территории ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в уполномоченный орган на утверждение собственниками помещений в многоквартирном доме (т.2 л.д.19).
В соответствии с постановлением председателя Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.158-159) в официальном печатном издании «Южная столица Крым» опубликована информация о проведении публичных слушаний на ДД.ММ.ГГГГ по обсуждению проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>» (выпуск от ДД.ММ.ГГГГ № (1394)). Также информация о проведении публичных слушаний по данному вопросу была опубликована на сайте Симферопольского городского совета Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ (http://simadm.ru/media).
ДД.ММ.ГГГГ в 16:30 по адресу: <адрес>, 2-й этаж, Большой зал, состоялись публичные слушания по вопросу утверждения проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>», результаты проведения которых оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.160-161).
Согласно протоколу публичных слушаний вопросов и замечаний от присутствующих на публичных слушаниях по вышеназванному вопросу не поступило.
По итогам проведения публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ подготовлено заключение, согласно выводам которого публичные слушания следует считать состоявшимися (т.1 л.д.162-163). Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в официальном печатном издании «Южная столица Крым» ДД.ММ.ГГГГ в выпуске № (1401).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым принято постановление № «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>» (т.1 л.д.164).
На основании данного постановления в соответствии с заявлением, поданным Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (т.1 л.д.193-219), ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 811+/- 10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, постановлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 90:22:010305:12148, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная, многоквартирная жилая застройка, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости №КУВИ-999/2021-1074705 от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.65-67).
С учетом установленного выше, оценив собранные по делу доказательства на соответствие требованиям вышеприведенных правовых норм, регламентирующих порядок проведения публичных слушаний по вопросу утверждения проекта межевания территории, суд приходит к выводу о том, что в данной части нарушений органом местного самоуправления допущено не было, публичные слушания проведены в установленном порядке, с доведением информации относительно их проведения до неопределенного круга лиц посредством ее опубликования.
Исходя из особенностей процедуры утверждения проекта межевания территории для размещения объекта - многоквартирный жилой дом, суд находит несостоятельными доводы иска относительно того, что ответчиком был нарушен порядок информирования заинтересованных лиц о проведения межевания территории, определенный пунктом 11 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ).
Между тем, сам по себе факт соблюдения ответчиком процедуры проведения публичных слушаний не может свидетельствовать о правомерности вынесенного Администрацией <адрес> Республики Крым постановления № «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>», с учетом нижеследующего.
Как было установлено судом выше, постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено техническое задание на разработку проекта межевания территории земельного участка, расположенного по улице, 6, в городе Симферополе Республики Крым согласно приложению.
Согласно утвержденному техническому заданию (т.1 л.д.155-158) одним из основных требований к составу проекта межевания территории является включение в текстовые материалы сведений о существующих земельных участках и связанных с ними объектах недвижимости (включая сведения о форме собственности и фактическом использовании участков); акты согласования границ землепользователей.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр утверждены методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
В соответствии с пунктом четвертым вышеназванных Методических рекомендаций, определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом, в частности, следующих особенностей: под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок (подпункт 1); в границы образуемого земельного участка не рекомендуется включать земли или земельные участки, в отношении которых у третьих лиц имеются права (собственности или иное законное право), земли или земельные участки, на которых расположены объекты капитального строительства, не относящиеся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары и иные территории общего пользования (подпункт 5).
Вместе с тем, в нарушение требований к составлению проекта межевания, установленных техническим заданием, предусмотренных действующим законодательством и определенных рекомендациями уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, представленный проект межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>», составленный проектной организацией и утвержденный оспариваемым постановлением администрации, не содержит сведений о наличии земельных участков, находящихся в фактическом пользовании третьих лиц, сведений о том, что на проектируемой территории расположены объекты капитального строительства, не принадлежащие собственникам помещений в многоквартирном доме, как и данных о согласовании границ образуемого земельного участка со смежными землепользователями.
Данные обстоятельства не были учтены ответчиком при рассмотрении документации по планировке территории и подготовки заключения по итогам ее рассмотрения.
При этом в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы иска о том, что в границы земельного участка, проект межевания которого утвержден постановлением Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, вошел земельный участок, на котором расположены объекты капитального строительства, принадлежащие соистцам.
Так, из материалов дела следует, что в соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости за соистцами ФИО1 и ФИО12 зарегистрировано право общей долевой собственности (по 1/2 доли за каждым совладельцем) на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>:
- земельный участок, площадью 500 кв.м., кадастровый №
(выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, т.1 л.д. 16-19; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, т.1 л.д.20);
- жилой дом площадью 130,4 кв.м., кадастровый № (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, т. 1 л.д. 14-15; свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №, т.1 л.д.20).
Кроме того, оспаривая законность вынесенного постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, истцами также указано, что им на праве общей долевой собственности принадлежат капитальные строения и сооружения, предназначенные для обслуживания жилого дома, а именно сараи литер «Б», «В», «Г», летняя кухня «Е», уборные литер «Ж», «З», сарай «И», иные сооружения, расположенные на земельном участке площадью 84 кв.м., который был включен в состав земельного участка общей площадью 811,00 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Проверив доводы иска в указанной части судом установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ реестровый № истцу ФИО1 после смерти наследодателя ФИО21, помимо жилого дома лит. А по <адрес> в <адрес>, также перешло право общей долевой собственности на соответствующие надворные строения: сараи «Б», «В», «Г», летняя кухня «Е», уборные «Ж», «З», сарай «И», сооружения (т. 1 л.д. 41-44). Право общей долевой собственности на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрированы за ФИО1 в установленном порядке, о чем свидетельствует выписка из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № (т.1 л.д.45-46).
Из материалов дела также следует, что с целью оформления прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом и надворные строения, истец ФИО1 и предыдущий собственник ФИО16 обращались в уполномоченный орган местного самоуправления и на основании решения 31-й сессии V созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № гр. ФИО19 и гр. ФИО1 передан земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 0,0584 га, их них: 0,0500 га - в общую совместную собственность, 0,0084 га – в долгосрочную аренду до 2015 года (т.1 л.д.29).
Согласно проектной документации, утвержденной вышеназванным решением органа местного самоуправления, в ходе проведения землеустроительных работ было получено заключение управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с содержанием которого на основании представленных документов установлено, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону №З-Н-943 от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка составляет 500 кв.м., согласно уточненным геоданным площадь земельного участка составляет 584 кв.м. Также в заключении указано об отсутствии самовольно возведенных объектов, при наличии площади самовольно занятого земельного участка – 99 кв.м. (по данным БТИ).
С целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения гражданско-правового спора по существу, а именно с целью установления сведений относительно границ земельного участка, общей площадью 0,0084га, расположенного по <адрес> в <адрес>, наличия на данном земельном участке объектов капитального строительства, а также с целью определения, имеется ли наложение границ земельного участка, общей площадью 0,0084га, расположенного по <адрес> в <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:12148, расположенного по адресу: <адрес>, судом на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы, изложенным в заключении эксперта ООО «Крымская экспертная компания» №Э-313 от ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.80-127) в ходе геодезических изысканий установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:1373, площадью 500 кв.м., расположенного по <адрес>, в <адрес>, не пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:12148, площадью 811 кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес>, однако границы земельного участка площадью 84 кв.м., переданного в 2015 году ФИО16 и ФИО1 согласно решению Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:12148, площадью 811 кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес>. Площадь наложения указанных выше земельных участков составляет 82,29 кв.м. (экспертом также определены координаты границ указанного земельного участка). В дополнении к заключению №Э-313 от ДД.ММ.ГГГГ экспертом ФИО23 указано, что наложение указанных выше земельных участков на площади 82,29 кв.м. обосновано фактически годами сложившейся ситуации и расположением забора или стен хозстроений на земельном участка площадью 84 кв.м., переданного в аренду до 2015 года гр. ФИО16 и ФИО1 согласно решению Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №. Проведенным экспертным исследованием установлено, что на земельном участке, общей площадью 0,0084га расположенном по <адрес> в <адрес> выстроены следующие сооружения: сарай литер «Б», сарай литер «В», сарай литер «Г». Исследуемые сарай литер «Б», сарай литер «В» имеют признаки капитальности III группы. У сарая литер «Г» фундамент отсутствует, что свидетельствует о том, что строение некапитальное. Местоположение объектов капитального строительства: сарая литер «Б», сарая литер «В» и объекта некапитального строительства - сарая литер «Г», возведенных на земельном участке, соответствует данным технической документации, а именно плану земельного участка №а по <адрес> в <адрес> (лист 129 инвентаризационного дела №).
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены, в том числе из заключений экспертов.
В соответствии с частью 3 статьи 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Положениями статьи 67 ГПК РФ определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Заключение ООО «Крымская экспертная компания» №Э-313 от ДД.ММ.ГГГГ, как доказательство по делу, с учетом его оценки на соответствие критериям относимости, допустимости и достоверности, не вызывает у суда сомнений, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Изложенные в заключении эксперта выводы последовательны, обоснованы фактическими данными и нормативно аргументированы.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении при проведении экспертизы прав участников судебного разбирательства, не установлено.
Доводы представителя ответчика относительно того, что выводы эксперта основаны на решении органа местного самоуправления, утратившем силу, не имеют правового значения для разрешении вопроса о допустимости в качестве доказательства заключения экспертизы, поскольку в данном случае при проведении экспертного исследования наличия действующего правоустанавливающего документа на землю не требовалось, за основу экспертом взяты материалы землеустроительной (технической) документации. И, кроме того, при проведении исследования экспертом также были использованы иные методы исследования, помимо документального, в том числе, геодезические изыскания, натурный осмотр объекта, фотофиксация.
К экспертному заключению представлены документы, подтверждающие наличие у эксперта соответствующего образования, квалификации, специализации и стажа экспертной работы.
С учетом изложенного, оснований усомниться в выводах эксперта у суда не имеется.
Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих выводы экспертного заключения, ходатайств о проведении дополнительной и/или повторной судебной землеустроительной экспертизы заявлено не было.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства на основании допустимых доказательств достоверно установлено, что утвержденным проектом межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, в состав земельного участка площадью 811 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010305:12148, включен земельный участок, площадью 82,29 кв.м., на котором расположены объекты капитального строительства сарай литер «Б», сарай литер «В», а также некапитальное строение сарай литер «Г», находящиеся в общей долевой собственности ФИО1 и ФИО12
При этом, вопреки доводам ответчика и третьих лиц, материалами инвентаризационного дела № на домовладение по <адрес> в <адрес> подтверждается, что строения литеры «Б» и «В», расположенные по указанному адресу, прошли техническую инвентаризацию, право общей долевой собственности на них зарегистрировано за истцом ФИО1
Так, в материалах инвентаризационного дела имеются сведения о регистрации права долевой собственности на сарай лит. «Б», сарай лит. «В» и сарай лит. «Г» за правообладателем ФИО1 (выписка из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ №, л.и.<адрес>). Кроме того, материалами инвентаризационного дела также подтверждается факт того, что указанные строения ранее находились в пользовании предыдущего собственника ФИО22 (справка БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, л.и.<адрес>). При этом согласно ответу БТИ на запрос прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ самовольных строений по <адрес> не выявлено (л.и.<адрес>). В материалах инвентаризационного дела также имеется сводный акт стоимости зданий, вспомогательных строений и сооружений по указанному адресу, составленный ДД.ММ.ГГГГ, среди них также определена инвентарная стоимость строений лит. «Б», «В» и «Г» (л.и.<адрес>). Данные о том, что указанные строения расположены на земельном участке, выходящем за границы земельного участка площадью 500 кв.м., также имеются в материалах инвентаризационного дела № (л.и.<адрес>, 84-85). Согласно схематическому плану земельного участка по адресу: <адрес>, Черноморская, 1а, общая площадь земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (с учетом последующих изменений) составила 599 кв.м. (л.и.<адрес>,54).
Определяя наличие за соистцами прав на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, суд исходит из того, что в соответствии с положениями части 1 статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
До ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (часть 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ).
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Частью 4 статьи 8 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК определено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 Постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации» документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, среди них документ, подтверждающий ранее зарегистрированное право на объект недвижимого имущества, в виде справки из реестра прав, хранящегося на бумажных носителях, выдаваемой органом, осуществляющим хранение соответствующего реестра.
Таким образом, выписка из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № является документом, подтверждающим право общей долевой собственности ФИО1 на строения: сарай лит. «Б», сарай лит. «В» и сарай лит. «Г». При этом отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о регистрации права собственности на указанные объекты, с учетом приведенного выше, не может свидетельствовать об утрате ФИО1 права собственности на указанные объекты.
Как было установлено судом выше, на основании решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО16 (правопредшественнику ФИО12) и ФИО1 был предоставлен в аренду сроком до 2015 года земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 84,00 кв.м., для обслуживания жилого дома.
Суд учитывает, что согласно положениям законодательства, действовавшего в момент выдачи соответствующего решения (статьи 116, 122, 124. 126 Земельного кодекса Украины, Закон Украины №-XIV от ДД.ММ.ГГГГ «Об аренде земли»), передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществлялась на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Момент возникновения права был определен моментом регистрации этого права. На необходимость оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на право пользования земельным участком также указано в пункте 13 решения Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №. Между тем, неисполнение данного требования само по себе не свидетельствует об утрате юридической силы актом органа местного самоуправления о предоставлении права пользования земельным участком. Данное право в отсутствие сведений о пролонгировании срока действия аренды утрачено по истечении установленного срока – до 2015 года.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, прекращение договора аренды, в том числе в связи с отказом от договора со стороны арендодателя, не лишает арендатора права пользования земельным участком, необходимым для эксплуатации принадлежащей ему недвижимости.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что на протяжении более 15 лет в пользовании истцов находился спорный земельный участок, то есть сложился порядок пользования земельным участком, что в силу части 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции на момент принятия оспариваемого постановления) является определяющим обстоятельством при решении вопроса о местоположении границ земельного участка.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Положениями статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение в собственность земельного участка собственниками расположенных на них объектов.
Таким образом, правовое регулирование в сфере земельных правоотношений не предусматривает возможности предоставления лицам на праве собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие иным лицам.
Исходя из изложенного выше, при установленных в рамках рассмотрения настоящего дела обстоятельствах, реализация оспариваемого постановления Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ посредством постановки на кадастровый учет земельного участка, площадью 811 кв.м., для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>», и соответственно переход права общей долевой собственности на земельный участок к собственникам помещений в многоквартирном доме, повлекло нарушение прав и законных интересов соистцов как собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на указанном земельном участке.
При разрешении требований о признании незаконным проекта межевания территории по формированию земельного участка с кадастровым номером 90:22:010305:12148, судом учитываются выводы экспертного заключения №Э-313 от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнений по третьему вопросу (т.3 л.д.213-215), согласно которым наложение спорных земельных участков на площади 82,29 кв.м., обосновано фактически годами сложившейся ситуации и расположением забора или хозяйственных строений. Отдельно экспертом обозначено, что такое наложение не является реестровой ошибкой.
Исходя из указанного выше, признание проекта межевания территории под многоквартирным домом недействительным в части не повлечет устранение допущенных при его разработке нарушений, ввиду чего в данном случае целесообразным будет являться разработка и утверждение иного проекта межевания территории, в текстовой части которого будут указаны перечень и сведения о площади образуемого земельного участка, способе его образования, согласования его границ со смежными землепользователями.
Признание проекта межевания недействительным не требует дополнительного признания недействительными координат границ земельного участка, определенных таким проектом межевания.
С учетом приведенного выше, оспариваемое постановление в целом не может быть признано соответствующим требованиям действующего законодательства.
При разрешении данного спора судом также учтено, что согласно информации, предоставленной в ответе на запрос Департаментом архитектуры и градостроительства (исх.№к2672/08/01-08 от 1ДД.ММ.ГГГГ), спорный земельный участок как на момент возникновения спорных правоотношений, так и согласно действующим градостроительным нормам и правилам расположен в границах функциональной зоны «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», что не исключает возможность его использования по основному виду разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки (код 2.1) и для обслуживания жилой застройки (код 2.7).
Принимая во внимание, что документом-основанием для включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 90:22:010305:12148 является постановление Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, признание в рамках настоящего дела оспариваемого постановления недействительным, влечет, соответственно, утрату юридической силы всеми составленными на его основании документами, в том числе межевого плана, разработанного на основании утвержденного оспариваемым постановлением проекта межевания территории и поданного в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью осуществления государственного кадастрового учета (реестровое дело №, т.1 л.л.199-202), а также влечет исключение сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости и удовлетворение производных требований иска в данной части.
В силу части 5 статьи 198 ГПК РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно положениям статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Таким образом, закон ставит в прямую зависимость взыскание судебных расходов от достигнутого правового результата.
При этом действующим законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом.
При подаче искового заявления истцами по каждому заявленному в иске требованию в равных долях уплачена государственная пошлина, общий размер которой составил 900 рублей, что подтверждено квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № (уникальный номер документа №) и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ № (уникальный номер документа №) (том 1, л.д. 1,2).
Следовательно, ввиду удовлетворения заявленных в иске требований, судебные расходы, понесенные истцами в связи с рассмотрением данного дела, подлежат взысканию с ответчика Администрации <адрес> Республики Крым.
Об иных понесенных издержках, связанных с рассмотрением дела, участниками процесса не заявлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО12 и ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>».
Признать недействительным проект межевания территории для обслуживания объекта «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>», разработанный Обществом с ограниченной ответственностью «Проектная мастерская «Ка-Квадрат».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 90:22:010305:12148, расположенном по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО12 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.А. Гордиенко
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.