№2а-2213/2019( в суде 1-й инст.)
(судья Мотошкина О.В.)
№ 33а-4160/2019(в апелл.инст.)
поступило 17.09.2019г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 октября 2019 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Эрдынеевой Е.К. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, главному государственному инспектору труда в РБ Криницыну Андрею Евгеньевичу о признании незаконным бездействия, признании незаконными и отмене результатов проверки и предписания
по апелляционным жалобам ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е. на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2019г., которым постановлено:
Административное исковое заявление ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» удовлетворить частично.
Признать незаконным предписание от 08 февраля 2019г. №3/12-62-19-И/3 об устранении нарушений требований ч.3 ст.193 ТК РФ и отмене приказа о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания от 5 декабря 2018г. №1277 и представлении подтверждающих документов в территориальный орган Роструда в Республике Бурятия в срок до 28 февраля 2019г.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее – ФКУ «ОСК ВВО»), ссылаясь на грубые нарушения порядка проведения проверки, на основании ст.20 ФЗ №294-ФЗ просило признать незаконным бездействие главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е. в связи с невручением акта проверки непосредственно после ее завершения, признать незаконным и отменить результаты проверки (акт проверки от 8 февраля 2019г. №3/12-62-19-И/2), проведенной главным государственным инспектором труда в РБ Криницыным А.Е., предписание от 8 февраля 2019г. №3/12-62-19-И\3, выданное на основании акта проверки от 8 февраля 2019г.
В уточнениях к иску административный истец указал также, что требование предписания об отмене приказа о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания является незаконным, поскольку вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящему к его компетенции, поскольку инспектор не наделен полномочиями по разрешению индивидуальных трудовых споров.
В судебное заседание представитель ФКУ «ОСК ВВО» не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия Криницын А.Е., представитель Государственной инспекции труда в РБ, заинтересованное лицо Бажанов В.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Обжалуемым решением административный иск удовлетворен частично.
В апелляционной жалобе ФКУ «ОСК ВВО» просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными бездействия главного государственного инспектора и Акта проверки, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на грубое нарушение норм ФЗ №294-ФЗ и Административного регламента ГТИ.
Главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия Криницын А.Е. в апелляционной жалобе просит отменить решение в части удовлетворения иска, отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на законность, обоснованность вынесенного предписания, а также на наличие описки в номере приказа от 05.12.2018г. о применении дисциплинарного взыскания к Бажанову В.А.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФКУ «ОСК ВВО», представитель Государственной инспекции труда в РБ, Бажанов В.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Главного государственного инспектора труда в РБ Криницына А.Е., поддержавшего доводы своей жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что основания к отмене решения отсутствуют.
В силу ст.ст.353, 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Статьей 360 ТК РФ предусмотрено, что предметом проверки государственной инспекции труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В соответствии со ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Бурятия №3/12-62-19-И/2 от 16.01.2019г. в связи с поступившим обращением работника ФКУ «ОСК ВВО» Бажанова В.А. Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия в отношении ФКУ «ОСК ВВО» была проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 08.02.2019г. был составлен Акт №3/12-62-19-И/2, в котором было зафиксировано нарушение работодателем требований трудового законодательства при привлечении врача-терапевта Бажанова В.А.к дисциплинарной ответственности в виде выговора за несвоевременный выход из ежегодного оплачиваемого отпуска, имевшего место в период с 23.10.2018г. по 26.10.2018г. (приказ №1277 от 05.12.2018г.). В том числе было установлено нарушение требований ч.3 ст.193 Трудового кодекса РФ.
В связи с установленными обстоятельствами на основании указанного акта 08.02.2019г. ФКУ «ОСК ВВО» было выдано предписание №3/12-62-19-И/3, обязывающее работодателя в срок до 28.02.2019г. устранить нарушение требований ч.3 ст.193 Трудового Кодекса РФ и отменить приказ о применении к Бажанову В.А. дисциплинарного взыскания №1277 от 05.12.2018г. в виде выговора, представить подтверждающие документы в территориальный орган Роструда в Республике Бурятия.
Признавая незаконным указанное предписание, суд первой инстанции сослался на то, что приказ №1277 от 05.12.2018г., об отмене которого было указано, отсутствует, работодателем не принимался.
Обосновывая доводы жалобы, ответчик указал, что была допущена описка в номере приказа, предметом внеплановой проверки фактически являлся приказ №1274 от 05.12.2018г. Указанная техническая ошибка была устранена в порядке, предусмотренном пп. «е» п.96 (2) Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от 30.10.2012г. №354н, - путем внесения соответствующих изменений в Единый реестр проверок.
Таким образом, установленные судом обстоятельства не являлись основанием для признания предписания незаконным.
Однако при этом суд не учел следующие положения трудового законодательства.
В соответствии со ст.381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст.382 Трудового кодекса РФ).
Из содержания изложенных ранее ст.ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ следует, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет нарушения, однако не наделена полномочиями по разрешению индивидуальных трудовых споров, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Материалы дела свидетельствуют о наличии между работодателем и работником Бажановым разногласий по поводу применения к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора. Соответствующие разногласия содержат перечисленные в статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации признаки и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 названного Кодекса комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах предписание Главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 08.02.2019г. нельзя признать законным, решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ о признании его незаконным отмене не подлежит.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы ФКУ «ОСК ВВО», содержащей доводы о нарушении в ходе проверки Федерального Закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» судебная коллегия также не усматривает, поскольку отказывая в удовлетворении иска в указанной части, суд обоснованно исходил из того, что процедура проверки, установленная ст.ст. 14-20 указанного Закона, в том числе порядок направления акта, составленного по результатам проверки, нарушена не была.
При этом суд также обоснованно исходил из того, что акт проверки лишь фиксирует результаты контрольных мероприятий, выявленных в результате проверки, права административного истца не нарушает, не создает препятствия к осуществлению его прав и не возлагает на него каких-либо обязанностей, потому не может являться предметом самостоятельного оспаривания.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, апелляционные жалобы не содержат, установленных ст.310 КАС РФ оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы истца и ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Булгытова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова