Судья – Кузнецов В.В. № 2-1149/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-2130/2022
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июля 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
судей Донсковой М.А. и Козуб Е.В.,
при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Н. Л. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А. А. к Государственному учреждению - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, третье лицо ООО «Территория здоровья» о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, по апелляционной жалобе Кузнецовой Н. Л. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
Кузнецова Н.Л. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Севастопольское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации (Далее ГУ-СРО ФСС РФ) о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации в размере 153 286,34 руб.
Требования мотивированы тем, что истец является матерью малолетней Кузнецовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии со справкой экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России (серия МСЭ-2018 №) малолетняя Кузнецова А.А. повторно признана с ДД.ММ.ГГГГ ребенком -инвалидом, инвалидность установлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно действующей программе реабилитации или абилитации инвалида №31.3.92/2020 от 17 декабря 2020 года, Кузнецовой А.А. рекомендовано: кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) с такими характеристиками: объем бедер 66 см, ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 50 см, высота подлокотника 15 см, высота подножки 10 см, вид спинки с регулируемым углом наклона, вид сиденья с регулируемым углом наклона, вид подлокотника регулируемые по высоте, подножка регулируемая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень.
На основании указанной программы 27 мая 2021 года истцом приобретена у ООО «Территория здоровья» кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией поддержкой головы и тела, в том числе больных ДЦП прогулочная (для инвалидов и детей инвалидом) за денежные средства в размере 220 000 рублей, оплата подтверждается товарным чеком от 29 апреля 2021 года.
Согласно акту сдачи - приемки товара приобретенная коляска соответствует полностью требованиям и характеристикам, которые были установлены для Кузнецовой А.А. согласно действующей программе реабилитации или абилитации инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой А.А.
В связи с самостоятельным приобретением кресла - коляски Кузнецовой А.А., истцом было подано ответчику заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации потраченных денежных средств, в размере 220 000 руб.
Решением ГУ -СРО ФСС РФ по выплате компенсации № от ДД.ММ.ГГГГ за самостоятельно приобретенное 7-02-02 кресло - коляску с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) - 1 шт., Кузнецова Н.Л. как законный представитель Кузнецовой A.A. принята на учет для перечисления оплаты за самостоятельно приобретенный товар на основании индивидуальной программы реабилитации №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сумме возмещения в размере 66 713,66 рублей.
Истец обратилась с заявлением ДД.ММ.ГГГГ о разъяснении ей обоснованности принятого решения относительно суммы компенсации.
В соответствии с ответом от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении информации» указано, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ-СРО ФСС РФ принято решение о выплате компенсации по заявлению № в сумме 66 713,66 руб. по Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком принято решение о выплате компенсации на основании закупки, которая была осуществлена по Государственному контракт № от 07.09.2020г., однако, заявление о компенсации был подано истцом значительно позже 03.06.2021г.
Истец не согласна с размером выплаченной компенсации, в связи, с чем просила суд взыскать с Государственного учреждения – Севастопольское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации недоплаченную компенсацию в размере 153 286,34 руб.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Кузнецовой Н.Л. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что выводы суда о том, что закупленные государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ кресла -коляски отвечают требованиям к техническим средствам реабилитации и абилитации истца противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, поскольку они не соответствуют индивидуальной программе реабилитации и абилитации ребенка -инвалида, так как не имеют приспособлений, предусмотренных данной программой, а именно: боковых опор для головы, нагрудного ремня, поясного ремня, поясничного валика. Следовательно, сведения о стоимости поставленных по данному контракту кресел-колясок не могли быть использованы для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное истцом техническое средство реабилитации. Полагает, что неверная оценка имеющихся в деле доказательств, привела к вынесению судом неправильного решения.
В судебное заседание истец Кузнецова Н.Л. не явилась, обеспечила явку своего представителя Зубарева К.Н., который доводы апелляционной жлобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения – Севастопольское региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации Поварова Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третье лицо по делу ООО «Территория здоровья» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие истца Кузнецовой Н.Л. и представителя ООО «Территория здоровья», надлежащим образом извещенных о месте и времен рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца Зубарева К.Н., представителя ответчика Поварову Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции Кузнецовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность «ребенок – инвалид», что подтверждается выданной экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России» справкой МСЭ-2018 №.
Согласно действующей индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ребенка -инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой А.А. рекомендовано: кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (ширина сиденья 35 см, глубина сиденья 30 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 10 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья с регулируемым углом наклона, вид подлокотника регулируемые по высоте, подножка, регулируемая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень) 1 шт., объём бёдер 62 см (л.д.9-16).
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Кузнецова Н.Л. приобрела для Кузнецовой А.А. в ООО «Территория здоровья» кресло - коляску с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов), оплатив денежные средства в размере 220 000 руб., что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).
Кузнецова Н.Л., действующая в интересах Кузнецовой А.А. обратилась в ГУ -СРО ФСС РФ с заявлением №_6414128 от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации потраченных денежных средств в размере 220 000 руб.
Согласно акту сдачи -приемки товара получателя № от ДД.ММ.ГГГГ истцом приобретено кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (ширина сиденья 35 см, глубина сиденья 30 см., высота сиденья 50 см., высота подлокотника 20 см., высота подножки 10 см., дополнительные функции: вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья с регулируемым углом наклона, вид подлокотника регулируемые по высоте, подножка, регулируемая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень) 1 шт., объём бёдер 62 см (л.д.88).
Уведомлением ГУ-СРО ФСС РФ по выплате компенсации №_2598079 от ДД.ММ.ГГГГ, за самостоятельно приобретенное кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) - 1 шт. (обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), Кузнецова Н.Л. как законный представитель Кузнецовой A.A. принята на учет для перечисления оплаты за самостоятельно приобретенный товар на основании индивидуальной программы реабилитации №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ и решением по выплате компенсации от №_2598079 от ДД.ММ.ГГГГ определена сумма возмещения в размере 66 713,66 рублей, которая была выплачена истцу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Согласно ответу ГУ СРО ФСС РФ №П от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение о выплате компенсации Кузнецовой Н.Л. в сумме 66713,66 руб. по последнему исполненному Севастопольским региональным отделением государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.175-176).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исходил из того, что закупленные в соответствии с государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ кресла -коляски отвечают требованиям техническим средствам реабилитации, предусмотренным ИПРА истца, являются аналогичными по техническим характеристикам приобретенной истцом коляске "Patron Tom 5 Streeter", в связи с чем пришел к выводу, что основания для возложения на ответчика обязанности возмещения истцу в полном объёме компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации, отсутствуют, поскольку, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ Кузнецовой Н.Л. к ответчику с заявлением о возмещении расходов за самостоятельное приобретенное технического средства реабилитации, последним по времени осуществления закупки аналогичного технического средства реабилитации является последний исполненный ответчиком государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому стоимость кресло-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) составляет 66 713,66 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам их подтверждающим и пришел к обоснованным выводам, верно применив закон, подлежащий применению в спорных правоотношениях.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно, с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на поставку товаров, выполнение работ.
Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2018 г., регистрационный N 50338), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 мая 2019 г. N 307н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2019 г., регистрационный N 54799), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Порядка).
Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме). В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации. В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах адрес. Уполномоченные органы могут направлять запрос о последней по времени осуществления закупке технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации в течение 5 дней со дня поступления запроса уполномоченного органа предоставляет информацию о последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги в пределах федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, или в пределах адрес. Информация об итогах осуществления уполномоченным органом закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг также размещается в официальных информационных ресурсах Фонда социального страхования Российской Федерации и уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должна содержать следующие сведения: - вид технического средства реабилитации в соответствии с классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, утвержденной приказом Минтруда от 24.04.2013 N 214н, закупленного уполномоченным органом; - вид услуги в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р; - стоимость конкретного вида технического средства реабилитации и (или) услуги в рамках заключенного уполномоченным органом государственного контракта на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг; - ссылка на заключенный уполномоченным органом государственный контракт и исполненный сторонами в полном объеме по конкретному виду технического средства реабилитации и (или) услуги, включенный в реестр контрактов, который размещен на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 4 Порядка).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. При этом размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги.
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия указанного решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 6 Порядка).
Таким образом, гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права строго регламентирован.
Материалами дела установлено, что действующей индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ребенка -инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой А.А. рекомендовано: кресло - коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) (ширина сиденья 35 см, глубина сиденья 30 см, высота сиденья 50 см, высота подлокотника 20 см, высота подножки 10 см, вид спинки: с регулируемым углом наклона, вид сиденья с регулируемым углом наклона, вид подлокотника регулируемые по высоте, подножка, регулируемая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень) 1 шт., объём бёдер 62 см (л.д.9-16).
Представитель ответчика судебной коллегии пояснила, что истец обращалась по вопросу обеспечения ребенка- инвалида Кузнецовой А.А. креслом - коляской с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочной (для инвалидов и детей - инвалидов), на что ей были даны разъяснения, о том, что контракт 2020года исполнен, следующий контракт будет заключен в августе 2021года.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Кузнецовой А.А. -Кузнецова Н.Л. приобрела для Кузнецовой А.А. в ООО «Территория здоровья» кресло - коляску с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов), оплатив денежные средства в размере 220 000 руб., что подтверждается чеком от ДД.ММ.ГГГГ, после чего обратилась в ГУ -СРО ФСС РФ с заявлением №_6414128 от ДД.ММ.ГГГГ о компенсации потраченных денежных средств в размере 220 000 руб.
Решением ГУ СРО ФСС РФ №П от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ принято решение о выплате компенсации Кузнецовой Н.Л. в сумме 66713,66 руб. по последнему, исполненному Севастопольским региональным отделением государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Зубарев К.Н. судебной коллегии пояснил, что указанным ответчиком государственным контрактом предусмотрено приобретение кресла- коляски не полной мере отвечающих требованиям и характеристикам, отраженным в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ребенка -инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой А.А., т.к. не имеют приспособлений, предусмотренных данной программой, а именно : боковых опор для головы, нагрудного ремня, поясничного ремня, поясничного валика, в связи с чем сведения о стоимости поставленных по данному государственному контракту кресел – колясок не могли быть использованы для определения размера компенсации за самостоятельно приобретенное истцом техническое средство реабилитации.
Представитель ответчика Поварова Е.А. судебной коллегии пояснила, что в случае заключения государственного контракта по обеспечению Кузнецовой А.А. креслом- коляской, предоставляемое средство реабилитации соответствовало бы всем предъявляемым требованиям и характеристикам. А поскольку в настоящем случае истцом было самостоятельно приобретено кресло- коляска, размер подлежащей выплате компенсации подлежит исчислению в соответствии с п.3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 57н.
Пунктом 7 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р, предусмотрены кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
Пункт 7 названного Перечня содержит описание технических средств реабилитации, в том числе кресел-колясок и его виды, а также медицинские показания и противопоказания к использованию конкретного вида технических средств реабилитации.
В графе "Вид и наименование технического средства реабилитации (изделия), рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением об обеспечении ветерана изделиями)" классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 86н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 50338) позиция 07-02-02 предусмотрено кресло-коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида ребенка -инвалида №ДД.ММ.ГГГГ/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, Кузнецовой А.А. рекомендовано кресло – коляска (позиция 07-02-02) с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей - инвалидов) с такими характеристиками: объем бедер 66 см, ширина сиденья 40 см, глубина сиденья 50 см, высота подлокотника 15 см, высота подножки 10 см, вид спинки с регулируемым углом наклона, вид сиденья с регулируемым углом наклона, вид подлокотника регулируемые по высоте, подножка регулируемая по высоте, приспособления: подголовник, боковые опоры для головы, боковые опоры для тела, поясничный валик, валик или ремень для сохранения зазора между ногами, держатели для ног, ремень для пятки, нагрудный ремень, поясной ремень. (л.д.14).
Так ж из письменных материалов вдела следует, что по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, так же приобретались кресла -коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), соответствующие позиции 07-02-02 классификации стоимость которых составила 66 713,66рублей за одну единицу.
Установив, что приобретенное истцом самостоятельно техническое средство реабилитации кресло -коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) и техническое средство реабилитации кресло -коляска с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов), приобретенное по государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, являются одного вида и наименования предусмотренного классификацией технических средств реабилитации, то есть являются аналогичными техническими средствами реабилитации и последним по времени осуществления закупки аналогичного технического средства реабилитации является последний исполненный ответчиком государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому стоимость кресло-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП, прогулочная (для инвалидов и детей-инвалидов) составляет 66 713,66 руб., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии основания для взыскания в пользу истца денежных средств в размере, превышающем 66 713,66 рублей, поскольку иного порядка расчета компенсации действующим законодательством, не предусмотрено.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что компенсация стоимости приобретенных истцом технических средства реабилитации была выплачена ответчиком в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, оснований изменения или отмене судебного акта, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 апреля 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Кузнецовой Н. Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: И.А. Анашкина
Судьи: М.А. Донскова
Е.В. Козуб