Судья . Дело № 33-304/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Зурнаджиевой С.П. на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 19 ноября 2018 года, которым:
исковое заявление Зурнаджиевой С.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов обучения в институте, работы в должности пионервожатой, прохождения курсов повышения квалификации и назначении досрочно трудовой пенсии по старости с момента за ее обращением – удовлетворено частично; признано незаконным и отменено решение Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об отказе Зурнаджиевой С.П. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из стажа работы в связи с педагогической деятельностью, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периодов:
- работы в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>,
- нахождения на курсах повышения квалификации: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) обязано включить в стаж работы Зурнаджиевой С.П. в связи с педагогической деятельностью, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периоды: работы в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, нахождения на курсах повышения квалификации: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
в удовлетворении требований Зурнаджиевой С.П., заявленных к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми, об обязании включить в стаж работы в связи с педагогической деятельностью, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, периода обучения в "Учреждение" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения истца Зурнаджиевой С.П., судебная коллегия
установила:
Зурнаджиева С.П. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе Республике Коми (межрайонное) с иском о признании решения УПФР № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконным, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, учеба в "Учреждение" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в суде иск не признает по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом принято приведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа в зачете с стаж педагогической деятельности периода обучения в "Учреждение" и назначении пенсии, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав пояснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), введенного в действие с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно подпункту 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, согласно части 3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781; постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067; постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463; постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
По делу установлено, что с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Зурнаджиева С.П. работала в "Учреждение" "Должность". В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работала "Должность" в "Учреждение". С <Дата обезличена> по настоящее время работает "Учреждение".
<Дата обезличена> истец обратилась в ГУ УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.
Решением УПФР в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Зурнаджиевой С.П. установлен стаж педагогической деятельности 21 год 2 месяца 9 дней, в назначении пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы.
При этом в стаж педагогической деятельности истца не были засчитаны периоды работы в должности пионервожатой с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, учебы в "Учреждение" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>;
Разрешая спор в части требований о включении в специальный стаж периодов работы в должности "Должность" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и нахождения Зурнаджиевой С.П. на курсах повышения квалификации, суд исходя из установленных по делу обстоятельств и руководствуясь положениями пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 № 516, и статей 167, 187 Трудового кодекса РФ, требования удовлетворил.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Разрешая спор в части включения в специальный стаж периода обучения в Коми государственном педагогическом институте с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, суд со ссылкой на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, оснований для удовлетворения требований не установил.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находя заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.01.2004 № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Следовательно, для расчета стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии, определяющее значение имеет законодательство, действовавшее на момент ее обучения.
В период, когда истец поступила на учебу в институт (<Дата обезличена>), действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Согласно абзацу 5 пункта 2 данного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения указанный период также подлежит зачету в специальный стаж при условии наличия не менее 2/3 стажа на работах в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию.
Из материалов дела следует, что до поступления на учебу в высшее учебное заведение истец работала в "Учреждение", периоды работы в которой включен в педагогический стаж Зурнаджиевой С.П. После окончания учебы истец также работала в учреждении и должности, работа в которых засчитана пенсионным органом в ее специальный (педагогический) стаж, а именно в "Учреждение".
При таких обстоятельствах весь период обучения истца с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в "Учреждение" подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, учитывая, что начало этого периода приходится на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Кроме того, на момент обращения с заявлением к ответчику истцом выработано 2/3 стажа (16 лет и 8 месяцев) в учреждениях, должностях, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Поскольку педагогический стаж истца с учетом подлежащих включению спорных периодов на момент обращения составлял более 25 лет, судебная коллегия признает за Зурнаджиевой С.П. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу истца следует признать обоснованной, решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 19 ноября 2018 года в части отказа Зурнаджиевой С.П. в иске к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми о включении в стаж педагогической деятельности периода обучения в Коми государственном педагогическом институте, назначении страховой пенсии по старости отменить, принять в указанной части новое решение.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости период обучения Зурнаджиевой С.П. в "Учреждение" с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми (межрайонное) назначить Зурнаджиевой С.П. страховую пенсию по старости с <Дата обезличена>.
В остальной части решение Прилузского районного суда Республики Коми от 19 ноября 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий -
Судьи -