Решение по делу № 2-2200/2024 от 01.07.2024

Гр.дело №2-2200/2024

УИД: 04RS0021-01-2024-004035-04

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2200/2024 по иску Прокурора Советского района г. Удэ к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ликвидации несанкционированной свалки, обеспечении финансирования,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г. Улан-Удэ, просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 200,54 кв.м., расположенную в границах кадастрового квартала ... вблизи ул. Лощенкова, г. Улан-Удэ, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек; а также возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии РБ обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации рассматриваемого места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор), Управления Росреестра по РБ выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в 40 метрах на восток от частного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Лощенкова, 27 в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования «Город Улан-Удэ». Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, распространением инфекционных заболеваний, загрязнением почвы и атмосферного воздуха и представляет угрозу для населения.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «ЭкоАльянс».

В судебном заседании прокурор Жамбалова Р.С. исковые требования поддержала в полном объеме, до настоящего времени заявленная свалка не ликвидирована.

Представитель ответчика Администрации МО «город Улан-Удэ» по доверенности Куренов А.Ю. с исковыми требованиями не согласился, в случае удовлетворения иска к Администрации города полагал необходимым удовлетворить иск прокурора в части возложения на Министерства обязанности по финансированию работ по ликвидации свалки.

Иные лица, участвующие в деле не явились, надлежаще извещены.

В отзыве на иск представитель Минприроды России по доверенности Куликова А.А. просила отказать в удовлетворении части требований заявленных к Министерству по доводам, изложенным в письменном возражении, поскольку Минприроды России не уполномочено на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РБ по доверенности Елбаскина А.П. также просила отказать в удовлетворении требований к Министерству, поскольку надлежащим ответчиком является именно Администрация г. Улан-Удэ, так как финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов должно осуществляться за счет средств местного бюджета.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статей 3 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29 августа 2019 года № 598-55 утверждено Положение об Администрации города Улан-Удэ, согласно п. 1.1, п. 2.1 которого Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Согласно п. 11, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 августа 2016 года №393 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, согласно п. 10.1, 10.2 которых оговорено, что ответственность за обращение с бесхозяйными отходами возлагается на собственников (арендаторов) территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы. Собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой района с привлечением специалистов Бурприроднадзора, Управления Росреестра по РБ выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в 40 метрах на восток от частного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Лощенкова, 27 в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования «Город Улан-Удэ», о чем составлены справка экологического обследования от 17 июня 2024 года, фототаблица, справка о результатах геодезической съемки от 11 мая 2024 года, ситуационный план границ свалки, фототаблица от 17 июня 2024 года.

По сведениям Управления Росреестра по РБ, поступившим по запросу суда, заявленный в иске земельный участок по характерным координатам точек, в пределах которого выявлена несанкционированная свалка отходов, расположен в пределах кадастрового квартала ... на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории города Улан-Удэ, соответственно, надлежащим ответчиком по настоящему делу судом признается Администрация г. Улан-Удэ.

Материалами дела подтверждено, а также участниками процесса не оспаривалось наличие данной свалки, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде.

Доказательств, подтверждающих объем данных свалок, прокурором не представлено. Однако не установление точного объема данной свалки не препятствует вынесению настоящего решения, поскольку указано ее месторасположение.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Советского района г. Улан-Удэ исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Возлагая на ответчика Администрацию г. Улан-Удэ обязанность по принятию мер к ликвидации несанкционированной свалки суд, руководствуется вышеприведенными нормами права, в том числе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ, согласно которым данными полномочиями обладает орган муниципального образования.

Так, деятельность регионального оператора регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст.24.7 Федерального закона).

Как указывалось ранее в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В силу п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ, сведения о зонах деятельности регионального оператора, электронную модель территориальной схемы обращения с отходами

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

В рассматриваемом случае информация о данной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды РБ от 29 апреля 2020 года № 159-ПР «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».

В ответе на запрос от 12 августа 2024 года ООО «ЭкоАльянс» уведомило суд о том, что Администрация г. Улан-Удэ не заключала договор на ликвидацию рассматриваемой несанкционированной свалки с Региональным оператором ООО «ЭкоАльянс».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города не предпринято должных мер по ликвидации спорной несанкционированной свалки, что свидетельствует о несоблюдении ими требований действующего законодательства.

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обращается с настоящим исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель твердыми коммунальными отходами, отходами производства способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Тем самым, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования, заявленные к Администрации г. Улан-Удэ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Позиция ответчика о недостаточности заявленного в иске срока исполнения судебного акта, судом также отклоняется, поскольку не представлено доказательств невозможности ликвидации рассматриваемой свалки в указанный срок. Кроме того, Администрация г. Улан-Удэ в дальнейшем не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда согласно ст. 434 ГПК РФ со ссылкой на особенности бюджетного планирования или затруднительность исполнения решения суда в зимний период времени, учитывая климатические особенности региона, при представлении достаточных доказательств того, что ответчиком своевременно и в полной мере предпринимались меры к исполнению решения суда.

Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора района о возложении обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанности обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд не усматривает по следующим основаниям.

Заявляя данные требования, прокурор ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года №27-П.

Пунктом 1 данного Постановления признаны положения статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Пунктом 2 Постановления определено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Конституционным Судом Российской Федераций установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

В свою очередь при рассмотрении настоящего гражданского дела суду не представлены доказательств времени (периодов) образования рассматриваемого несанкционированного места размещения (свалки) отходов.

Механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем, объем необходимого финансирования до начала ликвидации несанкционированной свалки, принимая во внимание и то обстоятельство, что она продолжает увеличиваться и пополняться, невозможно определить, суд не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Минприроды РБ соответствующих обязанностей, учитывая длительность образования свалок-ввиду бездействия органов местного самоуправления по их ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года № 1370 утверждены Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации (далее – Правила №1370).

Данные Правила №1370 устанавливают порядок разработки и согласования плана мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия -иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - иные мероприятия), финансирование которых планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, от платежей, уплачиваемых при (добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований (далее - план мероприятий), атакже состав такого плана и требования к его содержанию.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежейвключить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.

На территории республики Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2013 года № 261 (ред. от 16.01.2024) утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Целью программы является, в том числе, ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

Данной программой установлены Порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы, в том числе объектов размещения твердых коммунальных отходов, на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов, на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.

Так, Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда приведен в приложении № 4 к настоящей Программе.

Согласно п. 2 названного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.

Из п. 3 Порядка установлено, что условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;

б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;

в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки;

г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.

Согласно п. 6 Порядка определяется размер субсидии муниципальным образованиям для проведения мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

Субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда (п.7 Порядка)

Таким образом, региональным законодателем определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, объем финансирования на указанные мероприятия, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации указанных в иске мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация г.Улан-Удэ не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора, из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ (ИНН ...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 200,54 кв.м., расположенную в границах кадастрового квартала ... вблизи ул. Лощенкова, г. Улан-Удэ, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек:

№ точки

Х

Y

1

...

...

2

...

...

3

...

...

5

...

.......

В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обеспечении финансирования отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина

Гр.дело №2-2200/2024

УИД: 04RS0021-01-2024-004035-04

Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2024 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре судебного заседания Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2200/2024 по иску Прокурора Советского района г. Удэ к Администрации г. Улан-Удэ, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о ликвидации несанкционированной свалки, обеспечении финансирования,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, прокурор Советского района г. Улан-Удэ, просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 200,54 кв.м., расположенную в границах кадастрового квартала ... вблизи ул. Лощенкова, г. Улан-Удэ, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек; а также возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии РБ обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации рассматриваемого места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор), Управления Росреестра по РБ выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в 40 метрах на восток от частного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Лощенкова, 27 в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования «Город Улан-Удэ». Непринятие надлежащих мер по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением пожаров, распространением инфекционных заболеваний, загрязнением почвы и атмосферного воздуха и представляет угрозу для населения.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «ЭкоАльянс».

В судебном заседании прокурор Жамбалова Р.С. исковые требования поддержала в полном объеме, до настоящего времени заявленная свалка не ликвидирована.

Представитель ответчика Администрации МО «город Улан-Удэ» по доверенности Куренов А.Ю. с исковыми требованиями не согласился, в случае удовлетворения иска к Администрации города полагал необходимым удовлетворить иск прокурора в части возложения на Министерства обязанности по финансированию работ по ликвидации свалки.

Иные лица, участвующие в деле не явились, надлежаще извещены.

В отзыве на иск представитель Минприроды России по доверенности Куликова А.А. просила отказать в удовлетворении части требований заявленных к Министерству по доводам, изложенным в письменном возражении, поскольку Минприроды России не уполномочено на софинансирование мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии РБ по доверенности Елбаскина А.П. также просила отказать в удовлетворении требований к Министерству, поскольку надлежащим ответчиком является именно Администрация г. Улан-Удэ, так как финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов должно осуществляться за счет средств местного бюджета.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статей 3 и 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29 августа 2019 года № 598-55 утверждено Положение об Администрации города Улан-Удэ, согласно п. 1.1, п. 2.1 которого Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Согласно п. 11, п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходы на охрану окружающей среды, экологический контроль, сбор, удаление отходов и очистка сточных вод являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органы местного самоуправления городских округов вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156, предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 августа 2016 года №393 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, согласно п. 10.1, 10.2 которых оговорено, что ответственность за обращение с бесхозяйными отходами возлагается на собственников (арендаторов) территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы. Собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой района с привлечением специалистов Бурприроднадзора, Управления Росреестра по РБ выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в 40 метрах на восток от частного дома по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Лощенкова, 27 в границах кадастрового квартала ... на неразграниченной территории, в границах муниципального образования «Город Улан-Удэ», о чем составлены справка экологического обследования от 17 июня 2024 года, фототаблица, справка о результатах геодезической съемки от 11 мая 2024 года, ситуационный план границ свалки, фототаблица от 17 июня 2024 года.

По сведениям Управления Росреестра по РБ, поступившим по запросу суда, заявленный в иске земельный участок по характерным координатам точек, в пределах которого выявлена несанкционированная свалка отходов, расположен в пределах кадастрового квартала ... на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют, несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории города Улан-Удэ, соответственно, надлежащим ответчиком по настоящему делу судом признается Администрация г. Улан-Удэ.

Материалами дела подтверждено, а также участниками процесса не оспаривалось наличие данной свалки, как на момент проверки, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде.

Доказательств, подтверждающих объем данных свалок, прокурором не представлено. Однако не установление точного объема данной свалки не препятствует вынесению настоящего решения, поскольку указано ее месторасположение.

В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором Советского района г. Улан-Удэ исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Возлагая на ответчика Администрацию г. Улан-Удэ обязанность по принятию мер к ликвидации несанкционированной свалки суд, руководствуется вышеприведенными нормами права, в том числе Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ, согласно которым данными полномочиями обладает орган муниципального образования.

Так, деятельность регионального оператора регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст.24.7 Федерального закона).

Как указывалось ранее в соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В силу п. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта РФ и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта РФ, сведения о зонах деятельности регионального оператора, электронную модель территориальной схемы обращения с отходами

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

В рассматриваемом случае информация о данной свалке не включена в территориальную схему, утвержденную Приказом Минприроды РБ от 29 апреля 2020 года № 159-ПР «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия».

В ответе на запрос от 12 августа 2024 года ООО «ЭкоАльянс» уведомило суд о том, что Администрация г. Улан-Удэ не заключала договор на ликвидацию рассматриваемой несанкционированной свалки с Региональным оператором ООО «ЭкоАльянс».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Администрацией города не предпринято должных мер по ликвидации спорной несанкционированной свалки, что свидетельствует о несоблюдении ими требований действующего законодательства.

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обращается с настоящим исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, поскольку захламление земель твердыми коммунальными отходами, отходами производства способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия.

Тем самым, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования, заявленные к Администрации г. Улан-Удэ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок выполнения обязательств – в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Позиция ответчика о недостаточности заявленного в иске срока исполнения судебного акта, судом также отклоняется, поскольку не представлено доказательств невозможности ликвидации рассматриваемой свалки в указанный срок. Кроме того, Администрация г. Улан-Удэ в дальнейшем не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда согласно ст. 434 ГПК РФ со ссылкой на особенности бюджетного планирования или затруднительность исполнения решения суда в зимний период времени, учитывая климатические особенности региона, при представлении достаточных доказательств того, что ответчиком своевременно и в полной мере предпринимались меры к исполнению решения суда.

Оснований для удовлетворения исковых требований прокурора района о возложении обязанности на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обязанности обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, суд не усматривает по следующим основаниям.

Заявляя данные требования, прокурор ссылается на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30 мая 2023 года №27-П.

Пунктом 1 данного Постановления признаны положения статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 42, 130 (часть 1), 132 (части 1 и 3) и 133, в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда уполномоченный орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах муниципального образования:

на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;

на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;

притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Пунктом 2 Постановления определено, что федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - внести изменения в действующее правовое регулирование, в том числе определить принадлежность, распределение и источники финансового обеспечения полномочий по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, а также на земельных участках, находящихся в государственной собственности.

Конституционным Судом Российской Федераций установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо предусматривающих взыскание с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией таких мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, или на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения настоящего Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):

из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;

из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

В свою очередь при рассмотрении настоящего гражданского дела суду не представлены доказательств времени (периодов) образования рассматриваемого несанкционированного места размещения (свалки) отходов.

Механизм определения объема финансирования законодательно не установлен, в связи с чем, объем необходимого финансирования до начала ликвидации несанкционированной свалки, принимая во внимание и то обстоятельство, что она продолжает увеличиваться и пополняться, невозможно определить, суд не усматривает оснований для возложения на Минприроды РФ и Минприроды РБ соответствующих обязанностей, учитывая длительность образования свалок-ввиду бездействия органов местного самоуправления по их ликвидации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 года № 1370 утверждены Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации (далее – Правила №1370).

Данные Правила №1370 устанавливают порядок разработки и согласования плана мероприятий субъекта Российской Федерации по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия -иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (далее - иные мероприятия), финансирование которых планируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, поступивших от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, от платежей, уплачиваемых при (добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований (далее - план мероприятий), атакже состав такого плана и требования к его содержанию.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность за счет поступающих в бюджет субъекта и местный бюджет экологических платежейвключить в план мероприятий ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов, в случае, если такие средства не были задействованы на мероприятия по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта РФ (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде.

На территории республики Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 мая 2013 года № 261 (ред. от 16.01.2024) утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

Целью программы является, в том числе, ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

Данной программой установлены Порядки предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам в рамках Программы, в том числе объектов размещения твердых коммунальных отходов, на выполнение расходных обязательств муниципальных образований на обустройство объектов размещения твердых коммунальных отходов, на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда.

Так, Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда приведен в приложении № 4 к настоящей Программе.

Согласно п. 2 названного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, возникающим при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок по решению суда.

Из п. 3 Порядка установлено, что условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;

б) заключение соглашения о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету муниципального образования в Республике Бурятия в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств;

в) решение суда о ликвидации несанкционированной свалки;

г) результаты замеров маркшейдерской съемки с определением объемов отходов и площади.

Согласно п. 6 Порядка определяется размер субсидии муниципальным образованиям для проведения мероприятий, связанных с содержанием объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.

Субсидии предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год и в соответствии с установленным законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период распределением субсидий бюджетам муниципальных образований на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок по решениям суда (п.7 Порядка)

Таким образом, региональным законодателем определена процедура софинансирования посредством предоставления субсидий муниципальным образованиям, объем финансирования на указанные мероприятия, в связи с чем, не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании возложить на Российскую Федерацию в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на Республику Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обеспечить в равных долях финансирование по ликвидации указанных в иске мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Принимая во внимание, что соответствующие изменения с учетом нормативного толкования, данного Конституционным Судом Российской Федерации, в правовое регулирование в настоящее время не внесены, Администрация г.Улан-Удэ не лишена права в случае полного исполнения за счет бюджета муниципального образования после вынесения настоящего судебного решения на возмещение части расходов, фактически понесенных им на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора, из федерального бюджета либо из бюджета субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Улан-Удэ (ИНН ...) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на площади 200,54 кв.м., расположенную в границах кадастрового квартала ... вблизи ул. Лощенкова, г. Улан-Удэ, на неразграниченной территории, в границах муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» по координатам характерных точек:

№ точки

Х

Y

1

...

...

2

...

...

3

...

...

5

...

.......

В удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации об обеспечении финансирования отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина

2-2200/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г.Улан-Удэ
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования, объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (Бурприроднадзор).
ООО "Экоальянс"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Помишина Лариса Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Подготовка дела (собеседование)
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее