Дело № 2-110/2024
89RS0009-01-2024-000097-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2024 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Аликиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Патраваеве Н.А.,
с участием истца прокурора Красноселькупского района Ишимова О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующего в интересах муниципального образования Красноселькупский район к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по ЯНАО, о возложении обязанности выполнить определённые действия,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующий в интересах муниципального образования Красноселькупский район, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по ЯНАО, о возложении обязанности выполнить определённые действия. В обоснование доводов иска указал, что прокуратурой района на основании поступившего обращения и.о.директора МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» установлены нарушения законодательства, связанные с непринятием мер по снятию ограничения прав и обременений на объект недвижимости. Согласно перечню объектов незавершенного строительства, зарегистрированных в ЕГРН по состоянию на 01.11.2022, на Муниципальном округе Красноселькупский район числится объект с кадастровым номером 89:07:010101:1568, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Красноселькуп, ул.Нагорная, площадью 380 кв.м. Подрядная организация, выполняющая строительство объекта – ООО «Е.Строй» ликвидирована, деятельность общества прекращена 07.07.2023 года. Согласно сведениям ЕГРН на данном объекте имеется информация об ограничении прав и обременение объекта недвижимости (запрещение регистрации) Курганским ГОСП по ИДНХ УФССП России по Курганской области и отделом судебных приставов по Пуровскому району. МКУ «КУКС» направлено письмо от 23.05.2023 начальнику отделения Курганского ГОСП о снятии ограничения прав и обременении объекта. На данный запрос получено постановление об удовлетворении заявления. После постановления аналогичный запрос был направлен в отдел судебных приставов по Пуровскому району, ответ на который не был получен до настоящего времени, специалист сообщил о невозможности снятия ограничения. Аналогичный ответ получен от специалиста Курганского ГОСП. Объект незавершенного строительства был введен в эксплуатацию согласно разрешению на ввод от 20.06.2016 № 89-RU89501301-4-2016, участники долевого строительства зарегистрировали права собственности на помещения в объекте, однако вопрос о снятии объекта с незавершенного строительства не решен. Квартира № 14 в объекте принадлежит на праве собственности муниципальному округу Красноселькупский район автономного округа. Просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО снять с учета указанный объект незавершенного строительства; обязать Управление федеральной службы судебных приставов России по ЯНАО снять ограничение прав и обременение объекта недвижимости в отношении указанного объекта.
Истец прокурор района Ишимов О.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель материального истца Администрации Красноселькупского района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен. Ранее представил суду возражение на исковое заявление, указав, что муниципальное образование Красноселькупский район в Управление не обращалось, в связи с чем требования о возложении на Управление обязанности по снятию с кадастрового учета спорного объекта являются незаконными и необоснованными. Кроме того, полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просит исключить Управление из числа ответчиков, перевести в процессуальное положение третьего лица.
Представитель ответчика Федеральная служба судебных приставов России в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
Представитель ответчика Управление федеральной службы судебных приставов России по ЯНАО в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
Представитель третьего лица МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
Третье лицо Т. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайств и возражений не представил.
Суд, в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.167, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришёл к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района на основании поступившего обращения и.о.директора МКУ «Комитет по управлению капитальным строительством» установлены нарушения законодательства, связанные с непринятием мер по снятию ограничения прав и обременений на объект недвижимости.
Согласно перечню объектов незавершенного строительства, зарегистрированных в ЕГРН по состоянию на 01.11.2022, на Муниципальном округе Красноселькупский район числится объект с кадастровым номером 89:07:010101:1568, находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Красноселькуп, ул.Нагорная, площадью 380 кв.м.
Как следует из пояснений стороны истца, между муниципальным образованием и ООО «Е.Строй» заключен договор участия на строительство указанного объекта.
Разрешением на ввод от 20.06.2016 № 89-RU89501301-4-2016 объект введен в эксплуатацию, участники долевого строительства зарегистрировали права собственности на помещения (квартиры) в объекте.
Впоследствии подрядная организация, выполняющая строительство объекта – ООО «Е.Строй» ликвидирована, деятельность общества прекращена 07.07.2023 года.
Между тем, согласно сведениям ЕГРН, собственником указанного объекта незавершенного строительства является ООО «Е.Строй», на данном объекте имеется информация об ограничении прав и обременение объекта недвижимости (запрещение регистрации) Курганским ГОСП по ИДНХ УФССП России по Курганской области и отделом судебных приставов по Пуровскому району.
МКУ «КУКС» направлено письмо от 23.05.2023 начальнику отделения Курганского ГОСП о снятии ограничения прав и обременении объекта. На данный запрос получено постановление об удовлетворении заявления, снятии имеющегося обременения со спорного объекта.
Кроме того, Курганское городское отделение УФССП России по Курганской области сообщило, что в отделение 17.10.2016 года посредством электронного документооборота поступило исполнительное производство от 26.06.2016 № 12506/16/89009-ИП о взыскании задолженности в отношении ООО «Е.Строй» из ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО. Поскольку в нарушение Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682, указанное исполнительное производство на бумажном носителе в Отделение не поступало, то оно не было принято к принудительному исполнению. В связи с чем у Отделения отсутствует возможность вынести постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении объектов недвижимости в отношении ООО «Е.Строй», рекомендовано обратиться с данным вопросом в ОСП по Пуровскому району УФССП России по ЯНАО.
Получив указанное уведомление, директор МКУ «КУКС» обратился с соответствующим запросом в отдел судебных приставов по Пуровскому району, ответ на который не был получен до настоящего времени.
Правовое регулирование деятельности, связанной с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и государственным кадастровым учетом, осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), а также принятыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.
Порядок осуществления государственной регистрации прав включает проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных Законом № 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (ч. 1 ст. 26, ст. 27, ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, п. 213 - п. 239 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278).
На основании ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута,
- при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, за исключением случая, установленного пунктом 4.5 настоящей части.
Согласно ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
В силу ч. 8 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ, снятие с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства и государственная регистрация прекращения прав на этот объект, если государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении его были осуществлены ранее, осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на здание, сооружение, созданные в результате завершения строительства этого объекта, или на все помещения, машино-места в них без соответствующего заявления.
Согласно п. 5 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.
С учетом положений ч. 8 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ, после ввода жилого дома в эксплуатацию проводится регистрация права на помещения, расположенные в данном доме, а объект, незавершенный строительством, снимается с кадастрового учета с одновременным прекращением прав на него.
Из анализа приведенных норм, следует, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В силу ч. 1 ст. 23 вышеуказанного закона, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Учитывая то обстоятельство, что жилой многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 2016 году, сведения о прекращении существования объекта носят заявительный характер, в ином порядке разрешить вопрос в отношении спорного объекта недвижимости не представляется возможным, то исковые требования о прекращении записи в ЕГРН об объекте незавершенного строительства обоснованы и подлежат удовлетворению.
Между тем, разрешая заявленные требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, суд руководствуется п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав", где разъяснено, что государственный регистратор не может являться ответчиком по иску направленному на оспаривание зарегистрированного права, и учитывая, что Управление Росреестра не является участником гражданских правоотношений с истцом, действия Управления Росреестра по ЯНАО не оспариваются, суд приходит к выводу о том, что Управление Росреестра по ЯНАО является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Учитывая, что доказательств нарушения прав истца действиями Управления Росреестра по ЯНАО, восстановление которых могло быть разрешено в рамках гражданского судопроизводства, не представлено, в удовлетворении исковых требований к заявленному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО следует отказать.
Далее, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 1).
Исходя из положений ст. 4 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, исполнительно производство №12506/16/89009-ИП от 26.06.2016 года в отношении должника ООО «Е.Строй» о взыскании в пользу взыскателя Т. компенсации морального вреда в размере 7000 рублей, в Курганское ГО СП по ВЮЛ и ИИДНХ на бумажном носителе из ОСП по Пуровскому району не поступало, Курганским ГО СП по ВЮЛ и ИИДНХ в регистрации постановления о передаче исполнительного производства отказано, исполнительное производство к исполнению не принято.
Давая оценку сложившейся ситуации по существу спора, суд приходит к выводу о том, что имеющееся обременение спорного объекта недвижимости в виде запрещения регистрации подлежит прекращению в связи с утратой обеспечительной функции, так как исполнительное производство утрачено, к исполнению не принято, при этом, ограничение прав ввиду наложенных обременений не может существовать бессрочно, следовательно, исковые требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Прекратить запись ЕГРН (исключить сведения) об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 89:07:010101:1568, площадью 380 кв.м., степень готовности 10%, с назначением объекта – жилое, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Красноселькуп, ул.Нагорная.
Прекратить ограничение прав и обременение объекта недвижимости в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 89:07:010101:1568, площадью 380 кв.м., степень готовности 10%, с назначением объекта – жилое, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Красноселькуп, ул.Нагорная.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, отказать.
Данное решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО прекращения записи в сведениях ЕГРН (исключении сведений, присвоении статуса архивный) об объекте незавершенного строительства, степень готовности 10%, с назначением объекта – жилое, с кадастровым номером 89:07:010101:1568, площадью 380 кв. м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Красноселькуп, ул.Нагорная.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья /подпись/ Н.А.Аликина
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2024 года.