Председательствующий: Кулешевская А.В.
Дело № 7р-213/2024
19RS0001-02-2024-005113-24
РЕШЕНИЕ
9 сентября 2024 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Норсеевой И.Н.,
при секретаре Беккер В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сорокиной А.В. на постановление заместителя министра Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия от 10 июня 2024 года и решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 августа 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Сорокиной Анны Владиславовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя министра лесного хозяйства Республики Хакасия (далее - Минлес Хакасии) от 10 июня 2024 г. индивидуальный предприниматель Сорокина А.В. (далее – ИП Сорокина А.В.) привлечена к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 августа 2024 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми актами, Сорокина А.В. обратилась в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление заместителя министра Минлеса Хакасии и решение суда отменить. Полагает, что акт выездного обследования от 12 сентября 2023 г. является незаконным, а результаты проведенной проверки недействительными, основываясь при этом на положениях ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Ссылаясь на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 апреля 2024 г., считает, что не должна нести ответственность за состояние лесосеки через 11 месяцев с момента окончания заготовки древесины на лесосеке. Полагает, что при рассмотрении дела судом не были оценены представленные доказательства совершения противоправных действий (бездействия) и доказательства незаконности проведенной проверки. Обращает внимание на то, что суд не дал правовую оценку разъяснению Федерального агентства лесного хозяйства от 5 апреля 2024 г., акту заключительного осмотра лесосеки от 16 августа 2023 г. и представленным ею (Сорокиной А.В.) доказательствам. Полагает, что решение принято судом с нарушением норм материального права и процессуальных требований КоАП РФ.
Изучив жалобу, заслушав ИП Сорокину А.В., её защитника Журба М.И., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа Ардамина И.А., возражавшего относительно доводов жалобы, заключение прокурора Менс О.В., полагавшей решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов) (ч. 1 ст. 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Нормами ч. 3 ст. 23.1 Лесного кодекса РФ закреплено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 (далее – Правила заготовки древесины), при заготовке древесины: запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению (подп. «г»); не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) (подп. «к»).
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Как следует из материалов дела на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины № 1043 от 23 сентября 2021 г., заключенного между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (арендодатель) и ИП Сорокиной А.В. (арендатор), Сорокиной А.В. предоставлен лесной участок площадью 4301 га, расположенный в Таштыпском районе Республики Хакасия: квартал №, выдел №-№; квартал №, выдел №-№; квартал №, выдел №-№; квартал №, выдел №-№; квартал №, выдел №-№; квартал №, выдел №-№ Таштыпского участкового лесничества Таштыпского лесничества. Целевое назначение: эксплуатационные и защитные леса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Сорокина А.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12 декабря 2017 г.
На основании задания заместителя министра Минлеса Хакасии от 11 сентября 2023 г. № 12 было проведено контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом – выездное обследование с целью наблюдения за соблюдением обязательных требований лесного законодательства. В ходе выездного обследования 11 сентября 2023 г. в квартале № выделе № Таштыпского участкового лесничества выявлены нарушения обязательных требований лесного законодательства, а именно: нарушение подп. «г» и «к» п. 12 Правил заготовки древесины и п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах. По результатам обследования составлен акт от 12 сентября 2023 г. № 12 с приложением фотоматериала.
Начальником отдела осуществления на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора Итеменевым Е.В., проводившим выездное обследование, 13 сентября 2023 г. и.о. министра Минлеса Хакасии подано мотивированное представление о направлении ИП Сорокиной А.В. предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно п.п. 26, 27 Правил пожарной безопасности в лесах, несоблюдение которых является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ, от 9 октября 2023 г. № 32 было направлено ИП Сорокиной А.В. сопроводительным письмом от 11 октября 2023 г.
В прокурору Таштыпского района Республики Хакасия 26 декабря 2023 г. из Минлеса Хакасии поступило письмо о выявлении допущенного ИП Сорокиной А.В. нарушения п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах с приложением документов для решения вопроса о привлечении ИП Сорокиной А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Во исполнение поручения прокуратуры Республики Хакасия прокуратурой Таштыпского района проведена проверка соблюдения ИП Сорокиной А.В. требований лесного законодательства при проведении работ по заготовке древесины, по результатам проверки установлены нарушения требований подп. «г», «к» п. 12 Правил заготовки древесины и п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах. Постановлениями заместителя прокурора Таштыпского района Республики Хакасия от 12 февраля 2024 г. в отношении ИП Сорокиной А.В. за нарушение требований подп. «г», «к» п. 12 Правил заготовки древесины возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, за нарушение п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Копии постановлений направлены для рассмотрения в Минлес Хакасии.
Постановлением заместителя министра Минлеса Хакасии от 10 июня 2024 г. ИП Сорокина А.В. привлечена к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей в соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 4.4 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность вынесенного заместителем министра Минлеса Хакасии постановления по жалобе защитника, проанализировав пункты Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах, дав оценку исследованным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что имеющиеся доказательства позволяют сделать вывод о нарушении ИП Сорокиной А.В. вмененных ей п. 12 Правил заготовки древесины и п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах. Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности привлечения ИП Сорокиной А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами суда не имеется.
Доводы жалобы о том, что акт выездного обследования от 12 сентября 2023 г. является незаконным, а результаты проведенной проверки недействительными, являлись предметом тщательной проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в решении суда, не согласиться с которыми оснований не имеется. Судом первой инстанции правильно приведены положения Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пункты Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1098, и с указанием на обстоятельства дела, подробно расписаны основания, по которым опровергаются доводы ИП Сорокиной А.В. о незаконности акта выездного обследования от 12 сентября 2023 г. и недействительности результатов проведенной проверки.
Довод защитника о составлении акта обследования 12 сентября 2023 г. с нарушением срока также был обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным с указанием на п. 5 Порядка заключительного осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России от 17.01.2022 № 23, согласно которому осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период, но не позднее 8 месяцев со дня окончания выполнения лесосечных работ.
Довод жалобы Сорокиной А.В. о том, что она не должна нести ответственность за состояние лесосеки через 11 месяцев с момента окончания заготовки древесины на лесосеке, со ссылкой на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства от 5 апреля 2024 г., противоречит материалам дела и основан на неверном толковании норм права ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, к жалобе на постановление заместителя министра Минлеса Хакасии от 10 июня 2024 г., направленной в Абаканский городской суд, защитником было приложено сообщение ИП Сорокиной А.В., адресованное Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 19 октября 2022 г., в котором Сорокина А.В. сообщала об окончании лесосечных работ на лесосеке №, кв. №, выдел № Таштыпского участкового лесничества со ссылкой на лесную декларацию № 2 от 25 июля 2022 г. На сообщении стоит штамп входящей корреспонденции Минприроды Хакасии с датой 19 октября 2022 г.
В своих объяснениях в прокуратуре Таштыпского района 12 февраля 2024 г. Сорокина А.В., ссылаясь на Приказ Минприроды России от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки», указывала на то, что ответственность арендатора за состояние объекта хозяйственной деятельности (лесосеки) установлена в течение 8 месяцев с момента окончания лесосечных работ, и поскольку письмом от 19 октября 2022 г. она уведомила Минлес Хакасии об окончании лесосечных работ в лесосеке № выдел № квартал №, то после истечения 8-месячного срока, то есть после 19 июня 2023 г. отсутствуют законные основания для проведения различного рода проверок.
Данная позиция Сорокиной А.В. является ошибочной, поскольку окончанием лесосечных работ является срок действия лесной декларации.
Как следует из постановления заместителя министра Минлеса Хакасии от 10 июня 2024 г. ИП Сорокиной А.В. была представлена лесная декларация на лесной участок в квартале № выдел № Таштыпского участкового лесничества от 25 июля 2022 г. № 2, в которой указан декларационный период с 3 августа 2022 г. по 24 марта 2023 г.
Таким образом, в постановлении от 10 июня 2024 г. заместитель министра Минлеса Хакасии правильно указал на то, что 8-месячный срок для проведения осмотра следует исчислять с 25 марта 2023 г., который на момент обследования земельного участка в квартале № выдел № Таштыпского участкового лесничества (12 сентября 2023 г.), не истек.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела судом первой инстанции были оценены и исследованы все представленные в материалы дела доказательства, на основании которых суд сделал верные выводы о законности проведенной проверки и обоснованности привлечения ИП Сорокиной А.В. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Довод жалобы Сорокиной А.В. о том, что суд не дал правовую оценку разъяснению Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 апреля 2024 г., акту заключительного осмотра лесосеки от 16 августа 2023 г. и представленным ею доказательствам, не свидетельствует о неполноте судебного разбирательства.
Как следует из письма Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 апреля 2024 г., приложенного защитником к направленной в Абаканский городской суд жалобе на постановление по делу от 10 июня 2024 г., оно носит информационный характер и содержит общепонятное смысловое значение положений Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Приказа Минприроды России от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки».
Акт заключительного осмотра лесосеки от 16 августа 2023 г. № 5, проведенный на лесосеке № в квартале №, выдел №, также приложенный защитником к жалобе на постановление заместителя министра Минлеса Хакасии от 10 июня 2024 г., был отменен приказом Минлеса Хакасии от 19 марта 2024 г. № 015-190-пр, как незаконный. Данный акт, составленный лесничим Таштыпского участкового лесничества, которым не было зафиксировано нарушений лесного законодательства, отменен в связи с тем, что заключительный осмотр лесосек в обязательсном порядке проводится в присутствии должностного лица отдела федерального государственного лесного контроля (надзора), отдела лесопользования и лесных ресурсов, отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов департамента лесного хозяйства Минлеса Хакасии.
Таким образом, с учетом совокупности исследованных доказательств выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда о виновности ИП Сорокиной А.В. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, являются правильными.
Назначенное должностным лицом Минлеса Хакасии административное наказание ИП Сорокиной А.В. с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ суд первой инстанции признал законным и обоснованным, соответствующим положениям ст. 3.1 КоАП РФ. Не согласиться с данными выводами суда оснований не усматривается.
Доводы жалобы Сорокиной А.В. не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного акта и направлены на переоценку доказательств, что само по себе не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения КоАП РФ или предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указание в описательно-мотивировочной части решения суда (в абз. 6 лист 2 решения) ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ вместо ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ является явной технической ошибкой и не влияет на установление фактических обстоятельств дела, не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности и не свидетельствующими о наличии оснований для изменения либо отмены судебного решения, поскольку диспозиция и санкция ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ судом приведена верно.
Постановление должностного лица юрисдикционного органа и судебный акт сомнений в своей законности не вызывают и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя министра Министерства лесного хозяйства Республики Хакасия от 10 июня 2024 года и решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 августа 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Сорокиной Анны Владиславовны, оставить без изменения, а жалобу Сорокиной А.В. - без удовлетворения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном статьями 30.12, 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного суда
Республики Хакасия Норсеева И.Н.