УИД: 66RS0009-01-2020-004208-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Тагил 18 ноября 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2211/2020 по административному исковому заявлению Гончаровой Е. П. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Свердловской области о признании невозможной к взысканию задолженности пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Гончарова Е.П. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Свердловской области, в котором просит признать невозможной к взысканию задолженности по пени в сумме 37061 руб. 26 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков уплаты земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ г. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), 3445 руб. 94 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков уплаты налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ гг. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ) в связи с истечением сроков взыскания в принудительном порядке, предусмотренных ст. 48, 70 НК РФ.
В обоснование требований указано, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес истца направлена информация о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам физических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой отражена задолженность по налогам на имущество физических лиц, земельному налогу и пени в общей сумме 40507 руб. 20 коп, из которых задолженности по пени в сумме 37061 руб. 26 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков уплаты земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ г. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ), пени в размере 3445 руб. 94 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением сроков уплаты налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ гг. (срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ). Полагает, что поскольку спорная сумма по пеням образовалась до ДД.ММ.ГГГГ, то срок на принудительное взыскание задолженности истек. Ответчик в установленные ст. 48, 70 НК РФ сроки не предпринимал никаких мер по взысканию этих сумм, следовательно задолженность является безденежной и не подлежит взысканию. Полагает, что налоговым органом утрачена возможность к взысканию задолженности по пени в связи с истечением установленных Налоговым кодексом сроков взыскания.
Истец Гончарова Е.П. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика МИФНС России № по Свердловской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Направил в суд письменное возражение, в котором возражал против удовлетворения требований истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Огласив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность но пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 25 октября 2010 г. N 03-02-07/1-492
Согласно пунктам 1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с пунктом 4 Порядка налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение № к Порядку) в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка
Согласно пункту 4 Перечня документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности но пеням, штрафам и при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка, являются:
а) копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда;
б) справка налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (Приложение № к Порядку).
Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Гончарова Е.П., воспользовавшись правом, предоставленным ей законом, обратился в суд с указанным иском.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у административного истца Гончаровой Е.П. имеется задолженность по пеням по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в общем размере 32286 руб. 59 коп.
Из представленных налоговым органом документов следует, что в адрес налогоплательщика Гончаровой Е.П. направлялись требования:
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 94576 руб., пени в размере 630 руб. 51 коп. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 29879 руб. 71 коп. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 3179 руб. 86 коп., пени по земельному налогу за 2015 в размере 3786 руб. 02 коп со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 169 руб. 55 коп. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
МИФНС России № по Свердловской области предпринимались меры по взысканию задолженности пени по земельному налогу.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> направлены заявления о вынесении судебного приказа:
заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30075 руб. 18 коп.;
заявление № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9191 руб. 13 коп.
Также из материалов дела следует, что решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу № 2а-525/2018 в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России № по Свердловской области к Гончаровой Е.П. о взыскании земельного налога за 2015 год в размере 3446 руб. 18 коп. и пени в размере 466 руб. 47 коп.
Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной задолженности, поскольку в срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса, налоговый орган не обратился в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. Обращение последовало только ДД.ММ.ГГГГ.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов пеней штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной (пункт 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 № 1150-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016.
Таким образом, правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию, а обязанность по их уплате прекращенной наделены не только налоговые органы, но также соответствующие органы судебной власти, на основании акта которых налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Поскольку из материалов дела следует, что возможность взыскания недоимки пени по земельному налогу за 2014, 2015 год утрачена, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований административного истца о признании безнадежной к взысканию вышеназванной задолженности, возможность принудительного взыскания которой налоговым органом утрачена.
Оснований для удовлетворения требований в части признания невозможной ко взысканию задолженности по пеням по налогу на имущество физических лиц, суд не находит, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по пеням по налогу на имущество у Гончаровой Е.П. отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные последней по настоящему делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административные исковые требования Гончаровой Е. П. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Свердловской области о признании невозможной ко взысканию задолженности по пеням по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворить частично.
Признать безнадежной ко взысканию задолженности по пеням по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 32286 руб. 59 коп., числящуюся за Гончаровой Е. П. в связи с утратой налоговым органом возможности ее взыскания.
Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Свердловской области в пользу Гончаровой Е. П. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 20 ноября 2020 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.