дело № 2а-6250/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Миловой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Капелюш ФИО7 и Варгузова ФИО8 к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании незаконным бездействия по согласованию проведения публичного мероприятия в форме митинга,
У С Т А Н О В И Л:
Капелюш К.В., Варгузов С.И. обратились в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным административным иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области, полагая, что со стороны органа местного самоуправления имело место бездействие, выразившееся в невыполнении требований законодательства, подлежащих исполнению при получении уведомления о публичном мероприятии, так как орган местного самоуправления должен либо согласовать проведение митинга, либо отказать в его согласовании, издав соответствующий муниципальный акт.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что 09 октября 2019 Главе городского округа Щёлково было направлено уведомление о намерении провести 19 октября 2019 публичное мероприятие в форме митинга на площади Ленина городского округа Щёлково.
11 октября 2019 Администрация городского округа Щёлково Московской области, в лице заместителя Главы Администрации городского округа Щёлково Питеримова Е.Н., в информационном письме сообщила, что заявленное организатором место проведения митинга не входит в утвержденный распоряжением Главного управления территориальной политики Московской области от 25.04.2018 №3 перечень разрешенных для проведения подобного рода публичных мероприятий мест. Кроме того, Администрация городского округа Щёлково указала, что ст.16 Федерального закона №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в установленном Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» порядке, а к заявленному месту проведения митинга примыкают магазины «Пятерочка» и «Магнит», осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, в связи с чем предложила провести митинг в указанные дату и время, изменив место его проведения: <адрес>, территория МУ ГОЩ «Щёлковский городской парк культуры и отдыха».
14 октября 2019 административными истцами в адрес Администрации городского округа Щёлково было направлено возражение об изменении места проведения публичного мероприятия и требование о согласовании первоначально заявленной площадки.
На возражение относительно изменения заявленного в уведомлении места проведения митинга административными истцами был получен от Администрации городского округа Щёлково продублированный ответ.
В судебном заседании административный истец Варгузов С.И. требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание административный истец Капелюш К.В. не явилась, извещена.
Представитель административного ответчика Суденко О.А., действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против административных исковых требований, представив письменный отзыв на административное исковое заявление.
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что административными истцами исполняющему полномочия Главы городского округа Щёлково было направлено уведомление № (вх. № от 09.10.2019) о намерении провести 19 октября 2019 по адресу: <адрес>, публичное мероприятие в форме митинга с целью привлечения внимания общественности и властей к сохранению народного Пионерского парка, с предполагаемым количеством участников до 100 человек.
В ответ на указанное уведомление Администрация городского округа Щёлково Московской области, в лице заместителя Главы Администрации городского округа Щёлково Московской области Питеримова Е.Н., письмом от 11 октября 2019 № со ссылкой на нормы ст.8 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», распоряжение Главного управления территориальной политики Московской области от 25.04.2018 №3 «Об определении единых специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Московской области» сообщила, что заявленное место проведения публичного мероприятия не входит в перечень единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений мест. Кроме того, организатору митинга было разъяснено, что п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в установленном Федеральным законом № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования» порядке, тогда как к заявленному месту проведения митинга примыкают магазины «Пятёрочка» и «Магнит», осуществляющие торговлю алкогольной продукцией. Полномочия на запрет продажи алкогольной продукции на территории городского округа у Администрации городского округа Щёлково отсутствуют. В силу изложенного, организатору митинга было предложено провести митинг в указанные дату и время по адресу: <адрес>, на территории Муниципального учреждения городского округа Щёлково «Щёлковский городской парк культуры и отдыха», площадка перед сценой, подав соответствующее уведомление в Администрацию городского округа Щёлково.
14 октября 2019 организатор митинга направил в Администрацию письмо, в котором не согласился с доводами Администрации городского округа Щёлково, просил согласовать проведение митинга в заявленном месте.
В ответ на данное письмо Администрация городского округа 23.10.2019 направила организатору митинга письмо исх. №, в котором повторно со ссылкой на нормы действующего законодательства предложила рассмотреть возможность проведения митинга в предложенном ранее месте, подав в установленном порядке соответствующее уведомление.
Статьёй 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения собрания, митингов, демонстрации, шествия и пикетирования регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
При этом в силу п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 указанного выше закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Частью 1.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В пункте 13 Пленум Верховного Суда Российской Федерации также разъяснил, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.
Исходя из этого, не является бездействием в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
Уведомление административных истцов Администрацией было рассмотрено в установленном законом порядке и сроки, о чем дан соответствующий ответ в письменной форме.
Предложения об изменении места проведения публичного мероприятия нельзя считать бездействием органа местного самоуправления.
Исходя из совокупности доказательств, а также обстоятельств установленных при рассмотрении настоящего административного дела, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Варгузова ФИО10 и Капелюш ФИО9 к Администрации городского округа Щёлково Московской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Щёлково, проявившегося в невыполнении требований законодательства, подлежащих исполнению при получении уведомления о публичном мероприятии - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Щёлковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Кудрякова Ю.С.