Дело № 2а-3178/2020
25RS0002-01-2020-000791-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года город Владивосток,
ул. Адмирала Фокина, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Меньшовой Светланы Александровны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (заинтересованное лицо с/т «Ромашка») о признании решения незаконным, возложение обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Меньшова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока от дата № в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> для ведения садоводства, и возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что истец ветераном труда. На основании пп. 6 п. 1 ст. 39.15, пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» направила заявление в администрацию г. Владивостока о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения садоводства. В обращении было указано, что в случае невозможности утверждения данной схемы расположения в заданных границах заявитель согласен на утверждение иного варианта схемы расположения. дата УМС г. Владивостока принято решение об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по причине того, что участок находится в границах садового товарищества «Ромашка», следовательно, земельный участок необходимо образовывать по утвержденном проекту межевания территории из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации. Полагает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку представленная заявителем схема расположения земельного участка не содержит информации о том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах садового товарищества «Ромашка». На схеме расположения земельного участка отражены лишь границы испрашиваемого земельного участка и кадастровые номера близлежащих к нему земельных участков. Государственный реестр недвижимости также не содержит сведений о нахождении испрашиваемого участка в границах каких-либо иных участков. Указывает, что УМС г. Владивостока сведения о том, где и как относительно испрашиваемого Меньшовой С.А. земельного участка проходит земельный участок, находящийся в собственности и (или) ином праве пользования садового товарищества «Ромашка», в ЕГРН не запрашивались. Документом, подтверждающим права садового товарищества, является землеотводный или иной правоустанавливающий документ, а документом, по которому можно определить границы садового товарищества, является не кадастровый квартал, а сведения из государственного фонда данных, полученные в результате проведения землеустройства либо кадастровое дело, содержащие координаты границ участка. Такие документы у административного ответчика отсутствуют.
Административный истец Меньшова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления муниципальной собственности г. Владивостока по доверенности Слугин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв, пояснив, что согласно сведениям из публичной кадастровой карты, испрашиваемый земельный участок находится в границах садового товарищества с/т «Ромашка». Территория, входящая в состав товарищества, является территорией общего пользования и подлежит приватизации в соответствии с пунктом 2.9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, что не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим. Смежные земельные участки с кадастровыми номерами №, № окружающие испрашиваемый земельный участок, имеют привязку с/т «Ромашка». Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо – представитель с/т «Ромашка» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Конверт вернулся в связи с истечением срока хранения.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, истребованные судом сведения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно материалам дела, решением Управления по исполнению программ по поддержке населения администрации г. Владивостока № от дата Меньшова С.А. поставлена на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, по категории: инвалид 3 группы, с целью использования земельного участка: ведение дачного хозяйства.
Решением Управления по исполнению программ по поддержке населения администрации г. Владивостока № от дата внесены изменения в решение от дата № цель использования земельного участка заменена на «ведение садоводства».
дата на основании пп. 6 п. 1 ст. 39.15, пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона Приморского края от дата №-КЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» Меньшова С.А. обратилась с заявлением в администрацию г. Владивостока о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка площадью 2000 кв.м., по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения садоводства.
дата за исх. № Управлением муниципальной собственности г. Владивостока Меньшовой С.А. направлен ответ, согласно которому в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка отказано, со ссылкой на пп. 2 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Закона Приморского края №-КЗ от дата «О регулировании земельных отношений в Приморском крае». В обоснование оспариваемого решения административным ответчиком указано, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельные участки, смежные с испрашиваемым земельным участком, находятся в границах с/т «Ромашка». Поскольку спорный земельный участок находится в данном массиве, следовательно, участок расположен в границах садового товарищества. Предоставление земельных участков, находящихся в границах садоводческого товарищества, не предусмотрено земельным законодательством.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения не соответствующим требованиям действующего законодательства в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Согласно п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» регулируются земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.
Статьей 10 названного закона предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона Приморского края от дата №-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помимо случаев, установленных федеральным законодательством, однократно бесплатно предоставляются в собственность граждан Российской Федерации, проживающих на территории Приморского края, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства (по выбору гражданина), отдельным категориям граждан.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (п. 1 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 2 части первой); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3 части первой); обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4 части первой); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6 части первой).
Положения настоящей статьи не применяются в случае предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно в соответствии со статьей 39.19 настоящего Кодекса (пункт 1 части седьмой).
Согласно статье 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7); Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (часть 14); лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ (часть 15); решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 16).
Пунктом 2 части 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства или комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой некоммерческой организации либо этой некоммерческой организации, если земельный участок относится к имуществу общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу подп. 2 п. 3 данной статьи исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Территория, входящая в состав товарищества, является территорией общего пользования и подлежит приватизации в соответствии с положениями п.2.9 ст.3 Федерального закона в рамках Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, испрашиваемый Меньшовой С.А. земельный участок расположен в границах садового товарищества «Ромашка».
Так, из представленного по запросу суда из Артемовского межмуниципального отдела плана в отношении с/т «Ромашка» усматривается, что при сопоставлении публичной кадастровой карты с представленным планом с/т «Ромашка», земельный участок с кадастровым номером № с земельным участком №, земельный участок с кадастровым номером № совпадает с земельным участком №А. Указанные земельные участки относятся к садовому товариществу «Ромашка».
Испрашиваемый Меньшовой С.А. земельный участок, имеющий номера, согласно плана, №, №, находится между земельными участками № и №А, также расположен в границах садового товарищества «Ромашка».
Учитывая, что испрашиваемый земельный участок находится в границах садового товарищества «Ромашка», что подтверждается как сведениями из публичной кадастровой карты, так и сведениями, представленными по запросу суда из Артемовского межмуниципального отдела, утверждение представленной схемы предварительного согласования предоставления земельного участка приведет к нарушению положений п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка основано на требованиях действующего законодательства, не противоречит требованиям ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и является законным.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства не установлено не соответствие оспариваемого решения требованиям закона, а также не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов заявителя, который не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли у него в результате принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Меньшовой Светланы Александровны к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (заинтересованное лицо с/т «Ромашка») о признании решения от дата № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, и возложение обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 26.10.2020г.
Судья Н.А.Буланова