Судья Ситников В.С. дело № 33-6670/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 11 июня 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Изоткиной И.В.,
судей: Сергеева С.С., Федоренко И.В.,
при секретаре Крашенинниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц и интересов РФ к МУП «Городской водоканал г. Волгограда» о возложении обязанности организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям города
по апелляционной жалобе ответчика МУП «Городской водоканал г. Волгограда»
на решение Советского районного суда г. Волгограда от 03 марта 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц и интересов РФ к МУП «Городской водоканал г. Волгограда об обязании организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям г. Волгограда – удовлетворить.
Обязать МУП «Городской водоканал» г.Волгограда организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям <адрес> в соответствии с"СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", путем проведения отбора проб лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований испытаний качества питьевой воды.
Заслушав доклад судьи Изоткиной И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц и интересов РФ, обратился в суд с иском к МУП «Городской водоканал г. Волгограда» о возложении обязанности организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям города, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Городской водоканал г. Волгограда», в ходе которой установлено, что в нарушение санитарных норм и правил, требований законодательства об охране окружающей среды, ответчик осуществляет производственный контроль качества питьевой воды с 20 января 2014 года не аккредитованной лабораторией - срок действия аттестата аккредитации от 19 января 2011 года Центральной испытательной лаборатории природной питьевой воды (ЦИЛППВ) МУП «Городской водоканал» г. Волгограда истек 19 января 2014 года. По указанным нарушениям юридическое лицо МУП «Городской водоканал» г.Волгограда было привлечено к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ, в адрес предприятие также было внесено представление прокурора. Вместе с тем, до настоящего времени производственный контроль качества подаваемой питьевой воды аккредитованной лабораторией не осуществляется.
Ссылаясь на то, что отсутствие надлежащего контроля качества за подаваемой населению и организациям г. Волгограда, а также лиц, временно находящимся на территории городского округа, питьевой воды, выраженного в проведении отборов проб не аккредитованной лабораторией, создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в целом, прокурор просил обязать МУП «Городской водоканал г. Волгограда» организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям г. Волгограда в соответствии с «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», путем проведения отбора проб лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований испытаний качества питьевой воды.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, ответчик МУП «Городской водоканал г. Волгограда» в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного постановления и принятии нового решения по делу об отказе в иске, в обоснование жалобы ссылаясь на то, что ответчиком были приняты зависящие от него меры по исполнению требований законодательства в области производственного контроля качества питьевой воды.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав заместителя прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры Гасанова Р.А., возражавшего по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
В силу п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ) настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 18 Закона № 52-ФЗ определяет санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, согласно ч. 1 указанной нормы водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов устанавливаются санитарными правилами (ч. 2 ст. 18 Закона № 52-ФЗ).
Согласно ст. 25 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя: перечень показателей, по которым осуществляется контроль;
указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.
Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населеления» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии с постановлением главы Волгограда от 07 ноября 2008 года № 2312 объекты, относящиеся к водопроводно-канализационному хозяйству Волгограда, были переданы МУП «Городской водоканал г. Волгограда» на праве хозяйственного ведения.
При этом собственником водопроводно-канализационного имущества, переданного Предприятию, является муниципальное образование город Волгоград в лице администрации Волгограда.
Объекты водопроводно-канализационного хозяйства Волгограда, переданные в хозяйственное ведение предприятия, расположены во всех районах г. Волгограда.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждены материалами дела.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности МУП «Городской водоканал» г. Волгограда, в ходе которой установлено, что ответчик является предприятием, обслуживающим системы водопроводно-канализационного хозяйства для обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения Волгограда.
Основным видом деятельности предприятия является: подъем, очистка и транспортировка воды до потребителя; транспортировка, перекачка, биологическая очистка стоков.
30 декабря 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области согласован график отбора проб питьевой воды в основных стационарных точках водоразводящей сети г. Волгограда Центральной испытательной лабораторией природно-питьевой воды МУП «Городской водоканал» г. Волгограда в 2014 году.
Аналогичный график производственного контроля согласован и в отношении контроля качества воды из скважин и водоразводящей сети поселков Гумрак, Аэропорт Дзержинского района, Водный, Горный, Гули Королевой, Майский, Песчанка Советского района, о. Сарпинский Красноармейского района.
30 декабря 2013 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области для МУП «Городской водоканал» г. Волгограда был также согласован перечень показателей для производственного контроля качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения на 2014 год.
Согласно указанному перечню, МУП «Городской водоканал» Волгограда надлежало проводить производственный контроль качества питьевой воды по микробиологическим и паразитологическим показателям, обобщенным показателям, органолептическим показателям, радиологическим показателям, содержанию неорганических и органических веществ, а также веществ, поступающих и образующихся в процессе обработки воды.
Основную часть указанных показателей надлежало проводить Центральной испытательной лабораторией природно-питьевой воды МУП «Городской водоканал г.Волгограда». В остальной части (микробиологические исследования воды поверхностных водоемов, микробиологические исследования питьевой воды централизованного водоснабжения, санитарно-гигиенические исследования воды водного объекта, радиологические исследования) осуществляет ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области на основании договора № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
11 ноября 2014 года в адрес предприятия МУП «Городской водоканал г. Волгограда» было внесено представление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора об устранению нарушений природоохранного законодательства РФ, причин и условий им способствующих.
В силу ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с п. 4.7. «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» производственный контроль качества пиьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.
Установив, что МУП «Горводоканал г. Волгограда» в нарушение вышеуказанных требований и норм осуществляет производственный контроль качества питьевой воды с 20 января 2014 года не аккредитованной лабораторией - срок действия аттестата аккредитации от 19 января 2011 года Центральной испытательной лаборатории природной питьевой воды (ЦИЛППВ) МУП «Городской водоканал г. Волгограда» истек 19 января 2014 года, при этом, до настоящего времени производственный контроль качества подаваемой питьевой воды аккредитованной лабораторией не осуществляется, доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора, возложив на МУП «Городской водоканал г. Волгограда» обязанность по организации проведения производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению и организациям г. Волгограда в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. путем проведения отбора проб лабораторией, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований испытаний качества питьевой воды.
Разрешая спор, суд обоснованно принял во внимание вступившее в законную силу постановление Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области от 25 декабря 2014 года № 243п/2014 о привлечении МУП «Городской водоканал г. Волгограда» к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
При указанных обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на то, что им были приняты зависящие от него меры по исполнению требований законодательства в области производственного контроля качества питьевой воды, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией к отмене законного и обоснованного судебного акта, поскольку не освобождают Городской водоканал от обязанности по соблюдению санитарных норм и правил, а также вышеуказанных требований федерального законодательства.
Иных доводов, опровергающих выводы суда, или которые бы давали основания полагать, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального или процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Решение суда первой инстанции мотивировано, отвечает требованиям ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ. Выводы суда, изложенные в постановленном решении, подтверждаются материалами дела.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен материальный закон, регулирующий возникшие отношения, нарушения норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 03 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Городской водоканал г. Волгограда» – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно: судья областного суда И.В. Изоткина