Решение по делу № 33а-2015/2019 от 09.04.2019

Докладчик Орлова И.Н. Дело № 33а-2015/2019

Судья Алексеев Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 мая 2019 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Васина Владимира Петровича об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, поступившее по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии на решение Верховного суда Чувашской Республики от 21 февраля 2019 года,

Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия

установила:

Васин В.П. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом последующего уточнения, просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания площадью 642,6 кв.м., с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 6208646, 01 рублей, определенной по состоянию на 16 апреля 2015 года.

Заявленное требование мотивировано тем, что Васин В.П. является собственником указанного объекта недвижимости – нежилого здания. По итогам государственной кадастровой оценки данного нежилого здания кадастровая стоимость составила 9364442,72 рубля. Однако согласно отчету от 29 декабря 2018 года № 18-122-2/1, выполненному независимым оценщиком ... действительная рыночная стоимость здания составляет 6208646,01 рублей. Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает права административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В судебном заседании суда первой инстанции Васин В.П. не присутствовал, его представитель Стариков И.Г. требование, с учетом последующего уточнения, поддержал.

Представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии (далее – кадастровая палата) Зейнутдинов Р.К., Мельникова Н.Н. разрешение заявленного требования оставили на усмотрение суда, в то же время, ссылаясь на то, что кадастровая палата не наделена полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, ходатайствовала об изменении ее процессуального положения с административного ответчика на заинтересованное лицо.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии Андреева С.Е. разрешение требования также оставила на усмотрение суда.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики и администрации г.Шумерли в судебном заседании не присутствовали. В направленном в адрес суда отзыве администрация г.Шумерли сообщила, что разрешение заявленного требование оставляет на усмотрение суда.

Решением Верховного суда Чувашской Республики от 21 февраля 2019 года установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 6208646,01 рублей по состоянию на 16 апреля 2015 года действующей до 31 декабря 2018 года, при этом установлена дата обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости 29 декабря 2018 года.

Не согласившись с данным решением, кадастровая палата подала апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об изменении решения суда в части удовлетворения административного искового требования к кадастровой палате и вынесении по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Васиным В.П. административных исковых требований к кадастровой палате, указывая, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены нарушения норм процессуального права, поскольку как филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике - Чувашии, так и само учреждение не могут быть административными ответчиками по делам об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Автор жалобы полагает, что кадастровая палата является бюджетным учреждением, соответственно, в силу правового статуса, определенного Гражданским кодексом РФ, не относится к государственным органам, следовательно, не относится к административным ответчикам, предусмотренным ч. 2 ст. 247 КАС РФ и п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28. Таким образом, в соответствии со ст.ст. 38, 46 КАС РФ, а также в силу своего правового статуса кадастровая палата не обладает правами и обязанностями административного ответчика, поскольку не может ни признать иск, ни заключить соглашение о примирении ввиду отсутствия у нее полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной. Со ссылкой на п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 и положение приказа Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 отмечают, что кадастровая палата не может являться административным ответчиком по указанной категории дел в силу отсутствия у него соответствующих полномочий, прав и обязанностей.

Представителем Васина В.П. Стариковым И.Г. поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В суде апелляционной инстанции представитель кадастровой палаты Мельникова Н.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васин В.П. является собственником объекта недвижимости – нежилого здания площадью 642,6 кв.м. с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая запись о регистрации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года №586 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на территории Чувашской Республики. В состав указанного нормативного правового акта входили три приложения: Приложение № 1 (результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики), Приложение № 2 (средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов, расположенных на территории Чувашской Республики) и Приложение № 3 (Минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов), расположенных на территории Чувашской Республики).

Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, поставленного на государственный кадастровый учет 16 апреля 2015 года, была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного названным постановлением и составила в размере 9364 442,72 рублей по состоянию на 16 апреля 2015 года, что подтверждено имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.09.2018 № КУВИ-001/2-18-7466940.

Васиным В.П. в обоснование требования о пересмотре кадастровой стоимости представлен отчет от 29 декабря 2018 года № 18-122-2/1, выполненный ... в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... по состоянию на 16 апреля 2015 года составляет 6208646,01 рублей.

Проанализировав названное экспертное заключение, и дав ему надлежащую и объективную оценку по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также приняв во внимание, что доводов о необоснованности отчета представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не приводили, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости и установил его кадастровую стоимость в размере 6208646,01 рублей.

Оснований для признания произведенной судом оценки доказательств неправильной не имеется, а потому постановленное по делу решение судебная коллегия находит правильным.

Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание процессуального положения кадастровой палаты по настоящему административному делу.

Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (утратившего силу с 1 января 2019 года) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно которым организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункты 1 и 10 Правил).

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и его территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 215.

Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которой переданы функции упраздненного Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных статьями 24.17 и 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции настоящего Федерального закона), также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на момент внесения сведений в реестр) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение указанного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего помимо функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, функции по государственной кадастровой оценке, через подведомственные организации, которой является Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (пункты 1, 4).

В соответствии с пунктом 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» (утратившего силу с 1 января 2017 года) по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделены федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации.

По смыслу указанных правовых норм, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых территориальным органом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» была проведена подготовка необходимых документов, формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков, выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. Органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике – Чувашии, которое наделило подведомственную организацию - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, в частности, внесению сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 01.03.2012 полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, переданы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Следовательно, кадастровая стоимость спорного объекта, как не вошедшего в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 6 июля 2012 года, определена кадастровой палатой путем расчетов с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012 года № 586 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Чувашской Республики».

Учитывая изложенное, кадастровая палата по правилам ч. 5 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

Между тем, приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями регистратора прав» с 1 января 2017 года полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Таким образом, учитывая предмет настоящего спора - пересмотр кадастровой стоимости в связи с недостоверностью сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, влекущих внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, суду первой инстанции согласно ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следовало привлечь в качестве административного соответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике.

Между тем, неосуществление указанных действий на правильность принятого судом решения в целом не влияет, не возлагает на кадастровую палату осуществление каких-либо действий, а потому само по себе данное обстоятельство основанием к его отмене являться не может.

Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Чувашской Республике – Чувашии на решение Верховного суда Чувашской Республики от 21 февраля 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи: Е.Д. Смирнова

И.Н. Орлова

33а-2015/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Васин В.П.
Ответчики
ФГБУ "ФКП ФСГР кадастра и картографии" по ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
09.04.2019[Адм.] Передача дела судье
06.05.2019[Адм.] Судебное заседание
19.05.2019[Адм.] Передано в экспедицию
19.05.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2020Передано в экспедицию
06.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее