Дело № 2-490/2022
УИД №75RS0024-01-2022-000972-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего федерального судьи Мусихина А.В.,
при секретаре судебного заседания Курашиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Усов Н.Н., Панова Е.Н. к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан, жилое помещение которых утрачено,
уст ановил:
Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. В зону чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «Чернышевский район» в 2021 г. включен жилой дом по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживали истцы которым дом был предоставлена на основании договора социального найма.
По результатам обследования состояние жилого помещения оценивается как аварийное, не пригодное для проживания.
Согласно уведомления администрации МР «Чернышевский район», было отказано во включении в Список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации в связи с пропуском предельного срока для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки.
Истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы в указанном жилом помещении, в течение длительного времени.
Данное жилое помещение является единственным для проживания истцов, в связи с чем они полагают, что имеют право на получение выплаты на приобретение иного жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.
Просят признать за ними право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию МР «Чернышевский район» включить их в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., для получения выплат на приобретение жилого помещения. Просят обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец Усов Н.Н. и истец Панова Е.Н. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации МР «Чернышевский район» в судебное заседание не прибыл, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица, администрации СП «Комсомольское» будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, ходатайств не заявил.
Судом, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон), или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года №1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
К членам семей граждан, указанных в подп. 1 п. 4 Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации (пункт 5).
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, в их числе указаны несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставление документов, указанных в п.19, 20 Правил.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края, направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 №358 на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация», границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Заключением № о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, здание повреждено в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46, произошедшего 23.07.2021.
Распоряжением администрации МР «Чернышевский район» №-р от 26.04.2022 г. Усову Н.Н. отказано во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года.
В уведомлении выданным администрацией МР «Чернышевский район» ответчику Усову Н.Н. указано, что он не включен в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года, ввиду пропуска предельного срока для подачи заявления и документов на оказание мер социальной поддержки.
Указанный дом был предоставлен родителям истцов как работникам совхоза. После смерти родителей Панова Е.Н. и Усов Н.Н. остались проживать в доме и с ними был заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ Ранее имелся иной договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ О том, что истцы проживали в указанном доме, в том числе и на момент возникновения чрезвычайной ситуации, подтверждается выписками из похозяйственной книги администрации СП «Комсомольское» за соответствующие годы.
Усов Н.Н. И Панова Е.Н., являясь родными братом и сестрой, вселены была в качестве членов семьи нанимателя (родителей), а в дальнейшем зарегистрированы по месту жительства.
Граждане, вселенные нанимателем приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Требования о выселении истцов из занимаемого дома собственником - администрацией сельского поселения «Комсомольское» до настоящего времени не предъявлялось.
При таких обстоятельствах, оценив совокупность предоставленных доказательств, суд приходит к выводу о наличия отношений социального найма на жилой дом по адресу <адрес>, между Усовым Н.Н., Пановой Е.Н. и администрацией СП «Комсомольское» на момент произошедшей чрезвычайной ситуации 23.07.2021 г.
На момент произошедшего паводка у Усова Н.Н. отсутствовало иное жилое помещение пригодное для проживания.
Согласно выписок из ЕГРН сведений об объектах недвижимости у него не имеется.
Из выписки из реестра объектов технического учета о правах отдельного лица на имеющегося у него в собственности объекты жилого значения следует, что истец Панова Е.Н. имеет на праве общей совместной собственности квартиру по адресу: <адрес>. Основанием регистрации права послужил договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 04.02.1996 года. Договор зарегистрирован в Чернышевском Комитете по управлению имуществом 07.02.1996 г.
Доказательств того, что это жилое помещение для проживания не пригодно и на момент ЧС выбыло из обладания истцом Пановой Е.Н. в суд не представлено.
В связи с чем, Панова Е.Н. являясь собственником иного пригодного для проживания жилого помещения, не подпадает под действия п.п. 1 п. 4 Правил, соответственно право на выплату не имеет.
В части отказа истцам в связи с истечением предельного срока для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 года включительно, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из п. 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 14 сентября 2021 г. № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» установлен предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 года включительно.
Следовательно, данная программа действует и на момент подачи истцами заявления по оказанию мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Кроме того, установленный п.2 срок подачи заявления до 01.12.2021 года не носит пресекательный характер.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования истца Усова Н.Н. подлежат удовлетворению.
Также суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Так, согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
При этом основания для обращения решения суда к немедленному исполнению, отсутствуют, как и указания на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения. Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в предусмотренный ст. 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Усова Н.Н., Пановой Н.Н. удовлетворить частично.
Признать за Усов Н.Н., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать администрацию МР «Чернышевский район» включить Усов Н.Н., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края в период 2021 года.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Усов Н.Н., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> выплату на приобретение жилого помещения исходя из нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения на семью из 1 человека - 33 кв. метра.
Исковые требования Пановой Е.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу: А.В. Мусихин
Решение принято в окончательной форме 22 августа 2022 года.