УИД 11RS0001-01-2020-015017-83 Дело № 2а-8393/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 декабря 2020 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного истца Шомысовой Л.Н., действующей на основании доверенности от 30.10.2019,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми к ОСП по г. Сыктывкару № 2, УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Шаталову ФИО2 об освобождении от исполнительского сбора
УСТАНОВИЛ
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОСП по г. Сыктывкару № 2, УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 2 Шаталову И.Г. об освобождении от исполнительского сбора, указав, что оснований для взыскания исполнительного производства не было, учреждение как финансируемое из федерального бюджета было ограничено в финансовых средствах, кроме этого основанное исполнительное производство было прекращено.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала по изложенным доводам.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
По обстоятельствам дела следует, что в производстве ОСП по г. Сыктывкару № 2 находилось исполнительное производство № 63381/11/01/11, возбужденное 25.08.2011 в отношении должника ФКУ ИК-25 УФСИН Росси по Республике Коми о возложении обязанности в срок до 31.12.2011 провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.04.2016 с должника ФКУ ИК-25 УФСИН Росси по Республике Коми по исполнительному производству взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб.
Определением Сыктывкарского городского суда от 24.06.2016 исполнительное производство № 63381/11/01/11 прекращено в связи с утратившей силу статьи 209 часть 12 ТК РФ посвященной аттестации рабочих мест и принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.07.2016, названное исполнительное производство окончено.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения.
Согласно ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Пунктом 2.1 раздела II "Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора" утвержденные ФССП России 07.06.2014 года № 0001/16 постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Учитывая фактические обстоятельства по делу, принимая во внимание, что исполнительное производство прекращено в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить действия, определенные судебным решением, суд полагает возможным освободить должника от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ
Административное исковое заявление ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми к ОСП по г. Сыктывкару № 2, УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Шаталову ФИО3 об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб., наложенного судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 постановлением от 10 сентября 2016 по исполнительному производству № 106191/20/11001-ИП.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья А.П. Леконцев