Дело № 2-212/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерациигород Чадан 13 ноября 2017 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Тагалановой С.К., с участием истицы Ондар А.Ч., представителя ответчика Ооржак О.А., действующей по доверенности, при секретаре Бай-Кара С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М. к администрации муниципального образования «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании права Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, обязании составить списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, и включения в список Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., суд
у с т а н о в и л:
Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании права Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, обязании составить списки пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, и включения в список Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М. В обоснование иска указали, что их дом находился в границе зоны чрезвычайной ситуации наводнения в апреле 2017 года на <адрес>. 25 апреля 2017 года Ондар А.Ч. обратилась в администрацию района с просьбой включить её и её семью в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества. Администрация района акт обследования не составили и не включили их в список пострадавших. В период наводнение проживали в зоне затопления и пострадали, причинён ущерб имуществу первой необходимости.
23 августа 2017 года истцы уточнили исковые требования, просили признать членов семьи Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М. пострадавшими от наводнения, произошедшего 28 по 30 апреля 2017 года на территории муниципального образования городское поселение город Чадан Дзун-Хемчикского района республики Тыва. Обязать администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район включить членов семьи в список пострадавших от чрезвычайной ситуации на получение материальной помощи за частичную утрату имущества первой необходимости.
03 октября 2017 года истцы вновь уточнили исковые требования, просили признать право Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, обязать администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район составить списки пострадавших граждан, в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, обязать Администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.
Определением суда 30 августа 2017 года в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС России по РТ.
В судебном заседании истец Ондар А.Ч. поддержала исковые требования и просила, удовлетворить иск по указанным основаниям.
Представитель ответчика Ооржак О.А. с исковыми требованиями истцов не согласилась, просила отказать в удовлетворении иска.
Истцы Ондар О.Ч., Ондар А.К., Сарыглар Н.М., направили заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель истицы Сат В.К., третье лицо - ГУ МЧС России по РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении не заявляли, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации в числе иных имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Судом установлено, что распоряжением администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 30 марта 2017 года №, введен с 10:00 часов 30 марта 2017 года до особого распоряжения режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва»
Распоряжением администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 29 марта 2017 года №, в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, ущерба окружающей среде и недопущения значительных материальных потерь в связи с подтоплением жилых домов на территории г. Чадан, администрация распоряжается развернуть пункт временного размещения на базе ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Дзун-Хемчикского кожууна». Руководителем пункта назначена М.
Распоряжением администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 29 марта 2017 года №, указано Финансовому управлению администрации Дзун-Хемчикского кожууна перечислить денежные средства из средств резервного фонда в сумме 300413,62 рублей, согласно представленных счётов-фактур и актов выполненных работ. Прилагаются смета расходов на транспортные услуги и на продукты питания, товарная накладная.
Согласно распоряжению администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 30 марта 2017 года №, администрация распоряжается создать комиссию по обследованию повреждённых объектов и жилых помещений, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводками, и утвердить её состав. Комиссии поручено организовать работу по обследованию и составлению актов обследования повреждённых объектов, актов обследования частного жилого помещения (дома). Организовать комиссионную работу по составлению списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Опубликовать настоящее постановление в газете «Чаа орук» и разместить на официальном сайте Администрации в сети «Интернет».
Согласно постановлению администрации гпг. Чадан от 30 марта 2017 года №, постановлено, ввести на территории городского поселения города Чадан режим функционирования для органов управления и территориальной подсистемы РСЧС режим функционирования «Повышенная готовность» с 18 часов 00 минут 29 марта 2017 года.
Согласно постановлению администрации Дзун-Хемчикского кожууна от 05 апреля 2017 года №, постановлено, ввести на территории Дзун-Хемчикского кожууна режим функционирования для органов управления и сил кожуунного звена территориальной подсистемы РСЧС режим функционирования «Повышенная готовность» с 13 часов 00 минут 05 апреля 2017 года.
Согласно протоколу внеочередного заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по Дзун-Хемчикскому кожууну от 02 апреля 2017 года №, комиссией обследовано 13 улиц, в число которых входит и <адрес>, и приусадебные участки на обследованных улицах. В результате обследования выяснено, что от паводка жилой сектор города Чадан не пострадал. Пострадали только автомобильные дороги на примыкании трассы Р-257 по улицам Чургуй-оола, Советской, Сельской.
Согласно акту обследования повреждённого объекта в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением талыми склонными водами, произошедшего 29 марта 2017 года на территории Дзун-Хемчикского кожууна частично разрушена автомобильная дорога местного значения на улицах Чургуй-оола, Советская, Сельская, примыкающие к автодороге Р-257 Енисей.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданными Управлением Росреестра по Республике Тыва 21 декабря 2013 года, Ондар А.Ч., является собственником квартиры и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>. Назначение квартиры – жилое. Разрешённое использование земельного участка – под приусадебный участок. Ограничение права не зарегистрировано.
Согласно справке о составе семьи Ондар А.Ч., выданной администрацией гпг. Чадан Республики Тыва 26 июля 2017 года, Ондар А.Ч. проживает на второй квартире <адрес>. Состав семьи Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., Ондар А.К.
Согласно паспорту Ондар А.К., Ондар А.К. по месту жительства снята с регистрационного учёта из второй квартиры <адрес> 02 марта 2011 года.
Согласно паспорту Сарыглар Н.М., Сарыглар Н.М. по месту жительства зарегистрирован на второй квартире <адрес> 10 декабря 2001 года.
Согласно паспорту Ондар О.Ч., Ондар О.Ч. по месту жительства зарегистрирован на второй квартире <адрес> 26 мая 2015 года.
Согласно паспорту Ондар А.Ч., Ондар А.Ч. по месту жительства зарегистрирована на второй квартире <адрес> 28 августа 2003 года.
Из заявлений Ондар А.Ч. следует, что она обращалась в апреле 2017 года в администрации Дзун-Хемчикского кожууна и городского поселения города Чадан с просьбой включить её семью в список на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества подтоплением водой в результате чрезвычайной ситуации в апреле 2017 года.
Из ответа администрации гпг. Чадан Ондар А.Ч. от 24 апреля 2017 года следует, что нет возможности оказать материальную помощь, в связи с отсутствием средств в бюджете администрации на 2017 год.
Согласно ответу Главного управления МЧС России по Республике Тыва от 15 сентября 2017 года, в период с 29 по 31 марта 2017 года на территории города Чадан республики Тыва в результате высоких дневных температур и обильного таяния снега произошло подтопление талыми водами части жилого сектора города. Всего было подтоплено 57 приусадебных участка по <адрес> вода была на уровне пола. Сведениями о подтоплении <адрес> не располагают.
Свидетель В. в суде показал, что он сосед истицы Ондар А.Ч., проживает в <адрес>. Ондар А.Ч. постоянно проживала по указанному адресу, в июне уехала в <адрес>. С ней проживали мать, братья Сарыглар Н.М. и Ондар О.Ч. Когда начала поступать вода с МЧС никто к ним не приходил, приезжали с администрации и сразу же уехали. У Ондар А.Ч. вода унесла дрова. Какое имущество у них повреждено и затопило не знает. Его ограду тоже затопило, но в дом вода не проникла. Всех жителей домов эвакуировали в социальный центр <адрес>, в том числе и его семью.
Свидетель А. в суде пояснила, что 28 марта 2017 года было сильное подтопление, вода шла большим количеством со склонов гор, она протекала через территорию её дома. Они направили детей в безопасное место. По адресу <адрес> проживает её подруга Ондар А.Ч., ее мать, родная сестра и брат. 28 марта 2017 года в доме по <адрес> были Ондар О.Ч., Ондар А.Ч. и её мама. Она видела, как у её подруги водой унесло дрова. Не видела, чтобы комиссия приходила и составляла акт.
Свидетель Монгуш А. Л. в суде пояснил, что он работает управляющим делами в администрации Дзун-Хемчикского кожууна РТ. 29 марта 2017 года в Дзун-Хемчикском районе произошёл паводок, причиной послужило внезапное потепление и таяние снегов. Вода стремительно стала стекать в город, чтобы не допустить попадания воды в жилой сектор, разобрали дорогу. В результате работы, жилой сектор не пострадал. Администрация г. Чадан создала комиссию для выявления ущерба, в результате работы комиссии, установлено, что жилой сектор не поврежден. Пострадали только дороги.
Свидетель С. в суде пояснил, что с 29 марта 2017 года его назначили врио начальника ПСЧ-6 по охране Дзун-Хемчикского района. Во время ЧС 29 марта 2017 года, состоялась комиссия, и его назначили начальником эвакуации, с <адрес>, эвакуировали жителей нескольких домов. Паводок предотвратили. За эти 4 дня запускали беспилотник, чтобы все осмотреть, имеется видеосъемки с 29 по 30 марта 2017 года. Ущерба жилому сектору не было нанесено, вода попала на территорию дворов. Были разрушены дороги, составлен акт по этому поводу.
Свидетель Намчин О.М. в суде пояснил, что работает и.о. заместителя по жизнеобеспечению администрации муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун РТ. Действительно была паводковая ситуация с 28 марта по 03 апреля 2017 года. Было объявлено ЧС на территории г. Чадан. В течение 2-х дней удалось предупредить проникновение в жилой сектор. Пострадали только автомобильные дороги. Была создана временная дамба вдоль данной автомобильной дороги. Жилой сектор не пострадал. Была создана комиссия, по результатам работы комиссии вынесено заключение, что пострадала автомобильная дорога. Дорогу отремонтировали на денежные средства, выделенные из резервного фонда. Составлен акт на автомобильные дороги. 25 апреля 2017 года заявление истицы Ондар А.Ч. о проведении акта обследования, на предмет поврежденного имущество не получал.
СвидетельА1. в суде пояснил, что с 29 марта по 31 марта 2017 года он в составе спасательной команды дежурил круглосуточно, эвакуировал людей в пункт временного размещения. При этом составляли бюллетени на каждый дом, по которым производили обход. Акт не составляли, такого полномочия у них нет, сказали составить бюллетень, и направить в центральное управление МЧС. Приезжали в дома по поступлению телефонного звонка, смотрели, фотографировали. В квартире гражданки Ондар А.К. были по адресу: <адрес>, ее эвакуировали в социальный центр <адрес>.
Свидетель Монгуш Ч.А. в суде пояснил, что он является председателем администрации гпг Чадан, 29 марта 2017 года на территории г. Чадан в связи с высоким температурным режимом произошло таяние снега. Год был обильным снегом, таяние началось со склонов вокруг города, в связи с чем начался паводок. С большим объёмом талых вод водопропускные сооружения не выдержали, пришлось оперативно собраться, принять решение, подключить тяжелую технику. Стыки улиц Чургуй-оола, Советской, Сельской с федеральной дороги были разрушены, чтобы пропустить воду в реку Чадан и не принести ущерб городу, и в результате чего были повреждены дороги по данным улицам. В жилой сектор вода не попала. Всего проверено 60 дворов, по <адрес>, сам лично возглавлял проверку с комиссией, повреждений не зафиксировано. С истицей Ондар А.Ч. разговаривал, у них повреждений не было, от нее самой претензий не поступало. Наводнения никого не было, в данной ситуации был паводок, что произошло в результате таяние снегов. Комиссия была создана для выявления причиненного ущерба, в результате паводка, пострадавших граждан. Во время паводка администрация совместно с ГО ЧС, администрацией муниципального района, круглосуточно проводили подворный обход причинение вреда имуществу и здоровью граждан ими не установлено, и соответственно список не составлялся, также обращений от пострадавших граждан не было. Паводок нанес ущерб автомобильным дорогам, по ним составлен акт.
Судом установлено, что чрезвычайная ситуация в связи с паводком имела место с 28 марта по 03 апреля 2017 года на территории муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва». В то же время истцами суду не было представлено допустимых доказательств того, что 28 апреля 2017 года в <адрес> было наводнение, в результате которого пострадало имущество истцов.
Факт утраты и повреждения имущества истцов объективно не подтвержден, так как наличие у истцов дома на праве собственности, находящегося в районе чрезвычайной ситуации, в отсутствие доказательств повреждения имущества первой необходимости не может служить основанием для удовлетворения иска.
Как видно из представленных ответчиком доказательств, администрацией муниципального района приняты соответствующие меры по Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которымвведён режим чрезвычайной ситуации, осуществлялся сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимались решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организация их проведения, осуществлялось финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, включая критерии нуждаемости, критерии отнесения имущества к имуществу первой необходимости, ограничения по месту жительства и (или) месту временного проживания гражданина, по объему понесенного имущественного ущерба, по объему выплат на одну семью и иные ограничения круга лиц, которым выплаты будут осуществлены.
По смыслу вышеприведенных положений реализация права граждан на оказание государственной помощи при чрезвычайной ситуации носит заявительный характер. Кроме того, финансовая помощь оказывается только при утрате имущества первой необходимости; конкретный размер оказываемой помощи определяется на основании актов обследования жилого помещения, составленными специально созданными комиссиями.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств утраты истцами имущества первой необходимости и нуждаемость в выплате единовременной денежной выплаты не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцами не представлено доказательств о том, что 28 апреля в городе Чадан произошло наводнение, в результате которого пострадало имущество истцов, в связи с чем исковые требования признать право Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, обязать Администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район составить списки пострадавших граждан, в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, обязать Администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М. к администрации муниципального образования «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» о признании право Ондар А.Ч., Ондар А.К., Ондар О.Ч., Сарыглар Н.М., как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека, обязать Администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район составить списки пострадавших граждан, в результате чрезвычайной ситуации вызванной наводнением на <адрес> 28-30 апреля 2017 года, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей, обязать Администрацию муниципального образования Дзун-Хемчикский район включить в список пострадавших граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2017 года с учетом выходных дней 18,19 ноября 2017 года.
Судья Тагаланова С.К.