Решение от 06.12.2024 по делу № 2-930/2024 от 19.09.2024

Дело № 2-930/2024 (УИД 65RS0010-01-2024-001242-69)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2024 года                                    город Оха Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Ельчаниновой А.Г., при секретаре судебного заседания Перепелицыной А.И.,

с участием истца Белоконь Н.И.,

представителя истца Репкина А.А.,

представителя администрации муниципального образования городской округ «Охинский» и Департамента архитектуры, земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Канащенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоконь Надежды Ивановны к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Департаменту архитектуры, земельных и имущественных отношений муниципального образования городской округ «Охинский» о признании решения незаконным, обязании предоставить другое жилое помещение взамен изымаемого,

установил:

Белоконь Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании решения администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 11 июля 2024 года незаконным и необоснованным, обязании предоставить другое жилое помещение взамен изымаемого. В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Сахалинская область, <адрес>. Данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим расселению в рамках реализации подпрограммы «Расселение жилых домов, поврежденных в результате землетрясения произошедшего в с. Нефтегорске Охинского района 1995 года» муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Охинский» качественным жильем», утвержденной постановлением администрации МО ГО «Охинский» № 556 от 08.08.2014 года. В июне 2024 года Белоконь Н.И. обратилась в администрацию МО ГО «Охинский» за разъяснением механизма предоставления жилого помещения взамен изымаемого с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Из ответа администрации МО ГО «Охинский» от 11 июля 2024 года № ОГ-5.12-418/24 следует, что заявитель имеет право выбора на выплату денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством либо предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого равнозначного жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения, определенного на основании оценки рыночной стоимости жилого помещения, и стоимостью предоставляемого жилого помещения, оплачивается гражданином за счет собственных средств. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены взамен аварийного. С данным ответом истец не согласилась, поскольку в настоящее время в г. Оха ведется строительство многоквартирных домов, следовательно, имеется возможность предоставления жилого помещения, в связи с чем, просит признать его незаконным и обязать ответчика предоставить равнозначное жилое помещение взамен изымаемого.

Определением суда в протокольной форме от 06.11.2024 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент архитектуры, земельных и имущественных отношений муниципального образования городской округ «Охинский», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство строительства Сахалинской области

В судебном заседании Белоконь Н.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, считает, что в соответствии с действующим законодательством имеет право на предоставление иного жилого помещения взамен аварийного, более того средства массовой информации информируют о наличии жилых помещений в Охинском районе и возможности их предоставления.

Представитель истца Репкин А.А. поддержал требование о признании спорного решения незаконным, указал что Белоконь Н.И. имеет право выбора на предоставление выплаты денежного возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого равнозначного жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения, в связи с чем, просит суд возложить на Администрацию МО ГО «Охинский» обязанность по предоставлению жилого помещения взамен аварийного. Более того, ранее истец неоднократно выражала свое желание о предоставлении иного жилого помещения в южных районах Сахалинской области, однако администрации указывала ей лишь на право получения выкупной стоимости аварийного жилья.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Охинский» Канащенко Н.С. в судебном заседании указала, что с требованиями Белоконь Н.И. не согласна, поскольку ответ был дан в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время администрация МО ГО «Охинский» не имеет возможности предоставить жилое помещение взамен аварийного в виду их отсутствия, более того, в Приложении № 1 к региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021-2026 годах» утвержден реестр жилищного фонда, из которого следует, что планируемая дата окончания переселения граждан дома истца 01 сентября 2026 года. В ответе администрации заявителю было разъяснено, что согласно порядку реализации прав граждан и обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений при переселении из аварийного жилья в муниципальном образовании городской округ «Охинский», утвержденному постановлением администрации № 877 от 28.11.2022 года, гражданам собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, имеющим иные жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, либо принадлежащие на праве собственности может предоставляться: - выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством; - предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого равнозначного жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения, определенного на основании оценки рыночной стоимости жилого помещения, и стоимостью предоставляемого жилого помещения, оплачивается гражданином за счет собственных средств. Однако до настоящего времени истец не выразила своего волеизъявления о выборе способа обеспечения ее жилищных прав, в связи с чем, заключение соглашения между сторонами не достигнуто.

Представитель ответчика ДАЗИО МО ГО «Охинский» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель третьего лица Министерства строительства Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на исковое заявление в котором указал, что в рассматриваемых отношениях у истца имеется право выбора обеспечения ее жилищных прав. При этом необходимо учитывать, что предоставление другого жилого помещения производится с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница же между суммой денежного возмещения, определенного на основании оценки рыночной стоимости, и стоимостью предоставляемого жилого помещения, доплачивается гражданином за счет собственных средств.

Руководствуясь статьями 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (п. 8.1 статьи 32 ЖК РФ).

Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются (п. 8.2. ст. 32 ЖК РФ).

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем».

В целях реализации данной Программы приказом министерства строительства Сахалинской области от 21.11.2019 года № 3.08.-58 утвержден перечень аварийных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Охинский», поврежденных в результате землетрясения, произошедшего в 1995 году, в который включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сахалинская область, <адрес>.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.11.2019 № 528 «О внесении изменений в постановление Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 «Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем» Программа дополнена подпрограммой № 6 «Расселение жилых домов, поврежденных в результате землетрясения, произошедшего в г. Нефтегорске Охинского района в 1995 году», в рамках реализации данного направления подпрограммы гражданам - собственникам жилых помещений, поврежденных в результате землетрясения, в связи с изъятием указанных жилых помещений (в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеющим иные жилые помещения, предоставленные по договору социального найма либо принадлежащие на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав: - выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством; - предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения (определяется администрацией муниципального образования) доплачивается гражданином за счет собственных (заемных) средств.

Аналогичный порядок переселения установлен Постановлением администрации муниципального образования городской округ «Охинский» от 28.11.2022 года № 877 «Об утверждении порядка реализации прав граждан и обеспечения жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений при переселении из аварийного жилья в муниципальном образовании городской округ».

Согласно п. 2 Постановления Правительства Сахалинской области от 31.03.2021 № 113 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Сахалинской области в 2021 - 2026 годах» в рамках реализации настоящего мероприятия гражданам - собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, признанном таковым с 01.01.2017 по 01.01.2022, в связи с изъятием указанных жилых помещений (с учетом применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) может предоставляться: 2.2. Гражданам - собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, признанном таковым в период с 01.01.2017 по 01.01.2022, имеющим иные жилые помещения (на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), предоставленные по договору социального найма либо принадлежащие на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав: - выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством; - предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения (определяется администрацией муниципального образования) доплачивается гражданином за счет собственных (заемных) средств.

Исходя из системного анализа правовых норм следует, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, имеющий иное жилое помещение, имеет право на его выкуп либо предоставление другого жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения, то есть собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из материалов дела, Белоконь Н.И. с 06 февраля 2006 года на праве собственности принадлежит жилое помещение в многоквартирном доме по адресу: Сахалинская область, <адрес> общей площадью 45,4 кв. метров, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

В Приложении № 1 к Подпрограмме 4 муниципальной программы «Обеспечение населения муниципального образования городской округ «Охинский» качественным жильем» приказом министерства строительства Сахалинской области от 21.11.2019 № 3.08-58. утвержден перечень аварийных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ «Охинский», поврежденных в результате землетрясения, произошедшего в 1995 году, среди которых указан <адрес> <адрес> в <адрес> Сахалинской области.

26 декабря 2019 года постановлением администрации муниципального образования городской округ «Охинский» № 958 <адрес> в <адрес> Сахалинской области признан аварийным, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На дату признания дома аварийным в собственности Белоконь Н.И. имелось иное жилое помещение, расположенное по адресу: Сахалинская область, <адрес>, право собственности на которую за ней зарегистрировано 05 января 2013 года и прекращено 07 апреля 2023 года, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

18 июня 2024 года Белоконь Н.И. обратилась в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» за разъяснением механизма предоставления жилого помещения в замен изымаемого с зачетом предусмотренного денежного возмещения, именно суммой разницы, порядок проведения доплаты, основания предоставления заемных денежных средств, наличие жилых помещений у администрации для предоставления гражданам с указанием их технических характеристик.

11 июля 2024 года администрацией муниципального образования городской округ «Охинский» в адрес Белоконь Н.И. направлен ответ № ОГ-5.12-418/24 из которого следует, что заявитель в соответствии с действующим законодательством имеет право выбора способа обеспечения его жилищных прав в виде выплаты денежного возмещения за изымаемое жилое помещение либо предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого равнозначного жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения, определенного на основании оценки рыночной стоимости жилого помещения, и стоимостью предоставляемого жилого помещения, оплачивается гражданином за счет собственных средств. В настоящее время в муниципальном жилищном фонде отсутствуют жилые помещения, которые могут быть предоставлены взамен аварийного.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Белоконь Н.И., как собственник жилого помещения, имеет право выбора способа обеспечения ее жилищных прав, что следует и из ответа администрации муниципального образования городской округ «Охинский» 11 июля 2024 года, при этом отсутствие в ответе запрашиваемой заявителем информации о размере и способе доплаты, возможности внесения заемных средств, не свидетельствует о его незаконности, поскольку данная информация требует специальных познаний в области оценки недвижимости, более того, разрешение вопроса выкупной стоимости носило бы преждевременный характер, в связи с чем, суд считает предоставленный ответчиком ответ от 11 июля 2024 года соответствующим действующему законодательству.

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, реализация жилищных прав истца возможна в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, посредством заключения собственником с органом местного самоуправления соответствующего соглашения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.).

Таким образом, принимая во внимание, что волеизъявление о выборе любого из названных способов обеспечения жилищных прав истцом не выражено, соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилья иного благоустроенного жилого помещения между сторонами в добровольном порядке не достигнуто, при этом принудительного достижения соглашения нормы действующего законодательства не предусматривают, а само по себе признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не свидетельствует о наличии оснований для возложения на администрацию обязанности по обеспечению благоустроенным жилым помещением взамен принадлежащего ему на праве собственности аварийного жилья, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-930/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Охинская городская прокуратура
Белоконь Надежда Ивановна
Ответчики
Департамент архитектуры земельных и имущественных отношений МО ГО "Охинский"
Администрация МО ГО "Охинский"
Другие
Репкин Александр Александрович
Министерство строительства в Сахалинской области
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Ельчанинова Анна Геннадиевна
Дело на сайте суда
ohinskiy.sah.sudrf.ru
19.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2024Передача материалов судье
26.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2024Судебное заседание
06.12.2024Судебное заседание
13.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее