Судья – Бурдина И.А.
Дело № 33-312/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда
в составе председательствующего Валуевой Л.Б.
судей Заривчацкой Т.А., Лапухиной Е.А.
при секретаре Баскаль В.С.
рассмотрела 14 января 2019г. в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации города Березники Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2018 года, которым постановлено:
Возложить на администрацию г. Березники обязанность обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №28» в течение 30 дней со дня вступления решения с уда в законную силу.
Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» обязанность организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в течение 60 дней со дня вступления решения с уда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., пояснения представителя администрации г.Березники Челпанова Н.Н., прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Березники, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Березники Пермского края, МАОУ СОШ №28 о возложении обязанности по обеспечению финансирования и организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требования мотивированы тем, что в МАОУ СОШ №28 обучается 25 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проживание в МАОУ СОШ №28 указанной категории обучающихся не предусмотрено. Из 25 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в Учреждении, бесплатным двухразовым питанием обеспечены лишь 5 учеников, имеющих социальные льготы (как многодетные, малоимущие семьи). В силу ст.37 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, также установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернах, а также осуществляют другие меры социальной поддержки. Учредителем и собственником имущества МАОУ СОШ №28 является муниципальное образование город Березники. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация города Березники Пермского края. Ранее прокуратурой г. Березники 12.09.2017 в адрес начальника Управления администрации г. Березники прокурором г.Березники направлено представление №5-3-196/2017 об исполнении законодательства об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ответом Управления образования администрации г. Березники №04/01-11-555 от 10.10.2017 прокурору г. Березники отказано в удовлетворении требований изложенных в представлении. Кроме того, в адрес главы города Березники 08.09.2017 прокурором г. Березники направлено предложение №2-18/2017 о принятии нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ответом главы города Березники №СЭД-01-19-802 от 03.10.2017 прокурору г. Березники отказано в удовлетворении требований, изложенных в предложении. В соответствии с п. 1.1. Устава МАОУ СОШ №28, утвержденного приказом КВО администрации г. Березники №298 от 27.04.2015, является муниципальным гражданским светским некоммерческим образовательным учреждением. Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Березники». Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация г. Березники.
На основании изложенного, прокурор просил возложить на администрацию г. Березники обязанность обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ №28 в течение 30 дней со дня вступления решения с уда в законную силу; на МАОУ СОШ №28 возложить обязанность организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья в течение 60 дней со дня вступления решения с уда в законную силу.
Помощник прокурора г. Березники в судебном заседании на иске настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации г. Березники с исковым заявлением не согласился, полагал, что администрация г. Березники является ненадлежащим ответчиком. Денежные средства должны выделяться из краевого бюджета.
Представитель ответчика МАОУ СОШ №28 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указав, что не обеспечение питанием детей с ограниченными возможностями связано с отсутствием финансирования.
Третье лицо Управление образования администрации г. Березники представителя в судебное заседание не направило.
Третье лицо Министерство образования и науки Пермского края представителя в судебное заседание не направило, в письменном отзыве исковые требования поддержало.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Березники просит решение суда отменить. В жалобе приводятся доводы о том, что суд не принял во внимание, что к полномочиям органа местного самоуправления относится создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях. Нормы ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретно обеспечение питанием обучающихся к вопросам местного значения городского округа не относят. Термин «создание условий для содержания детей» названными Федеральными законами не определен. Из системного толкования ст.ст.28, 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что в части питания компетенция образовательной организации ограничена созданием условий для его организации, а обеспечение обучающихся питанием возложено лишь на образовательные организации, в которых дети могут содержаться в интернате, а также на организации, обеспечивающие присмотр и уход. МАОУ СОШ № 28 является образовательным учреждением, реализующим предоставление бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Таким образом, заявитель жалобы считает, что обеспечение питанием детей с ОВЗ не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем администрация города Березники ненадлежащий ответчик в данном деле.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке в соответствии со ст.167 ГПК РФ, заслушав пояснения представителя администрации г.Березники, прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, законность и обоснованность судебного решения проверяется исходя из доводов жалобы.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
В силу п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Федерального закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 79 указанного Федерального закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Статьей 37 этого же Федерального закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
В соответствии с п.13 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с ч.2 ст.18 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 13 ч.1 ст. 19 Устава муниципального образования «Город Березники» к вопросам местного значения, относящимся к ведению городского округа, относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Решением Березниковской городской Думы от 16.12.2014 №752 «Об установлении расходных обязательств города Березники на предоставление льгот по родительской плате за присмотр и уход за детьми муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Березники и отдельным категориям граждан и на организацию бесплатного двухразового питания для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в специальных (коррекционных) классах в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Березники» установлено, что организация бесплатного двухразового питания для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в специальных (коррекционных) классах в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Березники являются расходными обязательствами города Березники.
Судом установлено, что прокуратурой г. Березники в сентябре 2017 года поведена проверка исполнения образовательными организациями г. Березники законодательства об обеспечении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием, законность муниципальных правовых актов, регулирующих порядок его предоставления.
В ходе поверки установлено, что в МАОУ СОШ №28 обучается 25 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория учащихся не обеспечивается бесплатным двухразовым питанием.
Согласно представленной информации МАО СОШ №28 от 09.10.2018, горячее питание предоставляется учащимся из многодетных малоимущих семей в соответствии с приказом Управления образования администрации г. Березники от 31.08.2018 №758 «Об организации питания детей в образовательных учреждениях муниципального образования «Город Березники» в 1 полугодии 2018/2019 учебного года», в число которых входят 5 учащихся с ОВЗ. В настоящее время МАОУ СОШ № 28 не обеспечивается двухразовое питание учащихся с ОВЗ в виду отсутствия финансирования из местного и регионального бюджетов.
Согласно п.1.17 Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28, организация питания учащихся возлагается на школу. Согласно п. 4.1.4 Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28, источниками формирования имущества и финансовыми средствами школы являются, в том числе бюджетные поступления в виде субсидий, имущество, переданное собственником в оперативное управление.
Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения МАОУ СОШ №28 является муниципальное образование «Город Березники».
Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация города Березники.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что в образовательном учреждении в нарушение требований федерального законодательства не организовано бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем обоснованно возложил на администрацию города Березники и МАОУ СОШ № 28 обеспечить финансирование и организовать бесплатное двухразовое питание для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении исковых требований, поскольку нарушение законодательства и прав учащихся нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Березники является ненадлежащим ответчиком, поскольку к полномочиям органов местного самоуправления относится только создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья не относится к полномочиям органов местного самоуправления, судебная коллегия находит несостоятельными. В данном случае, создание условий и организация питания предполагает обеспечение предоставления учащимся указанной категории бесплатного двухразового питания. Организация питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья непосредственно связана с организацией предоставления образования в образовательном учреждении. Учредителем МАОУ СОШ №28 является муниципальное образование «Город Березники», в связи с чем финансирование должно осуществляться муниципальным образованием.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, по существу являются повторением позиции ответчика, высказанной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, которая была предметом исследования суда первой инстанции, в связи с чем отмену обжалуемого решения не влекут.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 07 ноября 2018 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Администрации города Березники, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи –