Решение вступило в законную силу: 13.02.2018 года.
дело 2-24/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2018 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего - судьи Полежаевой Ю. С.
при секретаре судебного заседания – Гусейновой О.В.
с участием:
истца - заместителя прокурора Облученского района ЕАО Бендецкого А.В.,
представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Хуа синь» Играшкина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Хуа Синь» о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Облученского района ЕАО обратился в Облученский районный суд ЕАО с иском в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Хуа Синь» о понуждении к совершению определенных действий. Требования прокурора мотивированы тем, что во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении предприятий, находящихся на поднадзорной прокуратуре района территории, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Хуа Синь» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения. Согласно информации Управления природных ресурсов правительства ЕАО от 03.11.2017 срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ООО «Хуа Синь» истек 01.10.2017. Из ответа на письмо администрации МО «Теплоозерское городское поселение» следует, что ООО «Хуа Синь» осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией источников, осуществляющих выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Прокурор Облученского района ЕАО просит суд обязать ООО «Хуа Синь» в установленном порядке обратиться в Управление природных ресурсов правительства ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, расположенных по АДРЕС, с приложением всех необходимых документов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Бендецкий А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель соответчика – ООО «Хуа Синь» Играшкин К.А. в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что ООО «Хуа Синь» занимается лесозаготовками. В производственной деятельности общества задействованы металлообрабатывающие и деревообрабатывающие посты, котельная, склад золы, печи бытовые и другие источники при эксплуатации которых производятся выбросы в атмосферный воздух сажи, азота, углерода, древесной и металлической пыли. Срок ранее выданного разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух истек 1 октября 2017 года. В настоящее время оформляются документы на получение нового разрешения. В Управление Росприроднадзора поданы документы на установление предельно допустимых выбросов, после их утверждения будут поданы соответствующие документы в Управление природных ресурсов правительства ЕАО на выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Представитель третьего лица – Управления природных ресурсов правительства ЕАО, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать без его участия.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не просившего об отложении слушания дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Статья 30 этого же Федерального закона определяет, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать требования охраны атмосферного воздуха.
Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183, установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из изложенного следует, что наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу вышеуказанных норм разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В судебном заседании установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Хуа Синь», основным видом деятельности которого является лесозаготовки, состоит на государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается имеющимся в материалах дела одноименным свидетельством от 20.01.2017.
Согласно информации Управления природных ресурсов правительства ЕАО ООО «Хуа Синь» эксплуатирует по АДРЕС, объект негативного воздействия на окружающую среду «Территория предприятия», который включает в себя 17 стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Срок действия ранее выданного обществу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух истек 01.10.2017. По состоянию на 26.12.2017 общество с заявлением о выдаче нового разрешения не обращалось.
Из пояснений представителя ответчика и представленных им документов следует, что обществом разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на который 23.11.2017 получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 79.01.02.000.Т.002258.11.17 о соответствии государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. 04.12.2017 ООО «Хуа Синь» обратилось в Управление Росприроднадзора по ЕАО с заявлением об установлении предельно допустимых выбросов, после утверждения нормативовпредельно допустимых выбросов общество сможет обратиться с заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в Управление природных ресурсов правительства ЕАО
Таким образом, судом установлено, что ООО «Хуа Синь», осуществляя свою производственную деятельность на объекте, расположенном по АДРЕС (территория предприятия), эксплуатирует стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Неполучение предприятием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, допущению превышения источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, необходимости возложения обязанности на ООО «Хуа Синь» обратиться в установленном порядке Управление природных ресурсов правительства ЕАО с заявлением о получении разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, и, соответственно об удовлетворении иска в названной части.
В соответствии со статьей 206 ГПК Российской Федерации в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор в судебном заседании просил установить ответчику срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Предложенный истцом срок получения необходимого разрешения, с учетом процедуры получения разрешения, сроков рассмотрения документов уполномоченными государственными органами, отсутствия возражений от представителя ответчика, суд считает разумным и обоснованным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В связи с чем, неоплаченная государственная пошлина в размере 300,00 рублей подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Хуа Синь», не освобожденного от ее уплаты.
На основании изложенного, статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999, руководствуясь статьями 123, 56, 206, 194-198, 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Хуа Синь» о понуждении к совершению определенных действий – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Хуа Синь» в течение шести (6) месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление природных ресурсов правительства ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ, расположенных по АДРЕС, с приложением всех необходимых документов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хуа Синь» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю. С. Полежаева