Решение по делу № 33-1748/2023 от 05.09.2023

1 инстанция № 33-1748/2023

Судья Пантелеева И.Ю.

Дело №2-4071/2022

УИД 60RS0001 -01 -2022-008369-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2023 года гор. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

председательствующего: Овчинникова А.Г.

судей: Дмитриевой Ю.М., Мурина В.А.

при секретаре: Платоновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова В.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (с 01.01.2023 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области) о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Семенова В.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года.

Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя истца Алексеевой О.А., представителя ответчика - Андреева А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Семенов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (с01.01.2023 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области) о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии.

Исковые требования мотивировал тем, что с 12.04.2016 является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с тяжелыми условиями труда) с применением Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ". С 01.06.2022 размер пенсии истца с учетом индексации на 10% составляет 13 618 руб.

Полагал, что имеет право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку его трудовая деятельность проходила в Курильской, Охотоморской, Магаданской, Камчатской экспедициях Дальневосточного бассейна Тихого океана, то есть он фактически работал в районах Крайнего Севера и Сахалинской области.

26.05.2022 он обратился с соответствующим заявлением в пенсионный орган, но получил отказ.

Просил суд признать выработанный им стаж на Дальнем Востоке, как работу в районах Крайнего Севера и обязать пенсионный орган произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебном заседании истец - Семенов В.А. иск поддержал. Просил к спорным правоотношениям применить ранее действующее законодательство и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом положений Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" Так, для назначения пенсии с учетом коэффициента необходимо выработать стаж не менее 8 лет 4 месяца. Его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 7 лет 1 месяц 3 дня и подлежит увеличению на коэффициент 1,5 и будет равен 10 годам 6 месяцам 20 дням. Данный стаж он заработал в период действия вышеуказанных положений закона и расчет размера пенсии должен производиться с учетом норм ранее действовавшего законодательства, так как нормы, ухудшающие положения граждан не имеют обратной силы. Пенсия ему назначена за работу с вредными условиями по Списку №2. Кроме того, должен быть учтен районный коэффициент 1,6 за работу в районах Крайнего Севера.

Представитель ответчика - Андреев А.Ю. иск не признал. В письменных возражениях и в судебном заседании указал, что истец в периоды: с 29 октября 1981 г. по 31 декабря 1987 г. работал в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота, с 1 января 1988 г. по 29 декабря 1988 г. в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области. Указанное место работы (Холмский район Сахалинской области) в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, Указанные выше периоды работы в Сахалинской области были учтены пенсионным органом как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что отражено в решении от 10.06.2016 № 04-27/171. Истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 7 лет 1 месяц 3 дня, что менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Следовательно, истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренное ч.5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Истец в районах Крайнего Севера не работал. Однако если произвести перерасчет периодов работы Семенова В.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», продолжительность работы в районах Крайнего Севера составит 5 лет 3 месяца 24 дня, что менее 15 лет. Следовательно, права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец также не имеет. Просил суд в удовлетворении требований отказать. Кроме того, положения ст.31 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не могут применяться к данным правоотношениям, так как утратило силу с января 2005 г.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года Семенову Виктору Александровичу в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области отказано.

В апелляционной жалобе истец Семенов В.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушение норм материального права. Полагает, что суд первой инстанции, в нарушение статьи 61 ГПК РФ, не учел преюдициальное значение решения Псковского городского суда Псковской области от 17.11.2016 по делу №2-2384/2016, из которого следует, что истец работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и неправомерно не применил к спорным правоотношением льготное исчисление стажа 1 год работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за 1,5 год работы. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, полагает, что суд первой инстанции не должен был ухудшать его положение, обязан был исчислять указанный стаж с учетом коэффициента 1,5. С учетом изложенного, суд необоснованно не принял во внимание расчет его трудового стажа, который составил 10 лет 6 месяцев и 20 дней.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области выражает согласие с постановленным судебным актом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11.04.2023 решение Псковского городского суда псковской области от 17 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Семенова В.А. без удовлетворения.

Определением судебной коллегии Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2023 года апелляционное определение от 11.04.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Пунктом 5 статьи 17 вышеназванного Закона предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Таким образом, для определения размера фиксированной надбавки расчет стажа за период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера исчисляется в календарных годах.

Как видно из материалов дела, решением Псковского городского суда от 17 ноября 2016 г. N 2-2384/2016 на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) возложена обязанность включить Семенову В.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы в льготном исчислении как одни год работы за один год и шесть месяцев: с 29.10.1981 по 04.10.1983, с 06.10.1983 по 27.01.1984, с 25.02.1984 по 31.12.1987 в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота; с 01.01.1988 по 29.12.1988 в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области; назначить Семенову В.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 12.04.2016 (л.д. 14-29).

26.05.2022 истец обратился в пенсионный орган для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера.

07.06.2022 ему отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для этого.

Проверяя отказ пенсионного органа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что трудовая деятельность в спорные периоды проходила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Выводы суда в указанной части являются правильными, основанными на нормах материального права и материалах дела.

Так, периоды трудовой деятельности истца с 29.10.1981 по 04.10.1983, с 06.10.1983 по 27.01.1984, с 25.02.1984 по 31.12.1987 в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота; с 01.01.1988 по 29.12.1988 в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области имели место в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

В Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12, действовавшим до 01.01.2022, к районам Крайнего Севера отнесены только районы Сахалинской области (Курильский, Ноглинский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский, город Оха), остальные районы Сахалинской области отнесены к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 №1946, действующему с 01.01.2022, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера отнесены городские округа, в том числе и Холмский.

Поскольку спорные периоды работы связаны с осуществлением трудовой деятельности во флоте Хомского района Сахалинской области (порт приписки), которая отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то оснований полагать, что истец в спорные периоды времени осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, с учетом вышеприведенных нормативных актов, действующих, как в период трудовой деятельности истца, так и в настоящее время не имеется (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2012, раздел второй пункт 5).

Довод апелляционной жалобы истца о преюдициальном характере постановленного судом решения от 17.11.2016 по делу N 2-2384/2016, является несостоятельным, поскольку вышеназванным решением не устанавливался факт работы истца в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанным решением дана оценка пенсионных прав истца за спорные периоды работы без разграничения местности, где проходила трудовая деятельность Семенова В.А., поскольку и в том и в другом случае к исчислению трудового стажа, как за период работы в районе Крайнего Севера, так и за период работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, применялся один и тот же коэффициент - 1,5. При этом судебным актом разрешен вопрос о праве истца на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с тяжелыми условиями труда).

Оценивая требования истца о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для ее перерасчета не имеется, в виду отсутствия требуемой продолжительности стажа в условиях работы в районах Крайнего Севера и местности приравненной к районам Крайнего Севера в связи со следующим.

Как видно из представленных доказательств, истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 29.10.1981 по 04.10.1983 (1 год 11 месяцев 6 дней); с 06.10.1983 по 27.01.1984 (0 лет 3 месяца 22 дня), с 25.02.1984 по 29.12.1988 (4 года 10 месяц 5 дней), соответственно, его стаж в календарном исчислении составил 7 лет 1 месяц 3 дня.

Поскольку, с учетом вышеприведенных норм материального права (части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж у мужчин не менее 25 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, то оснований для установления повышенного размера фиксированный выплаты страховой пенсии по старости Семенову В.А. не имеется ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Применяя положения части 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для перерасчета стажа истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом положений части 6 указанной статьи (каждый календарный год работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера), его стаж составил 5 лет 3 месяца 24 дня, что также составляет менее требуемых по закону 15 лет.

В этой связи оснований для назначения истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом требований части 4 статьи 17 вышеназванного Закона также не имеется в виду отсутствия требуемой продолжительности указанного стажа.

Довод апелляционной жалобы Семенова В.А. о расчете стажа в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, с применением ранее действующего законодательства - с коэффициентом 1,5, основан на неверном толковании норм материального права так, как указанный подход связан с вопросом определения права для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Расчет стажа за период работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с учетом пунктов 4,5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится только в календарном исчислении, без применения какого-либо коэффициента.

В этой связи произведенный истцом расчет указанного стажа для целей повышения фиксированной выплаты страховой пенсии противоречит нормам материального права.

Ссылка истца на применение к спорным правоотношениям для перерасчета пенсии ранее действовавшего законодательства - статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», основана на неверном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

Статья 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 (в редакции от 10.10.2003) предусматривала, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается: по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев, и женщинам - не менее 5 лет; по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.

Пенсии, назначенные до вступления настоящего Закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с настоящей статьей.

Однако, указанная норма закона утратила силу в связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Таким образом, Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях», предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Статьей 34 Федерального закона№400-ФЗ предусмотрен перерасчет размеров страховой пенсии для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Закона№400-ФЗ размера страховой части трудовой пенсии, пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

В этой связи, с учетом вышеприведенных норм материального права, при назначении страховой пенсии по старости после 31.12.2014 расчет ее размера должен производиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и правовыми актами, действующими на дату установления пенсии, возможность перерасчета пенсии в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства, не указанных в Законе№400-ФЗ, законодательством не предусмотрен. Выплата пенсии в размере, установленном ранее действовавшим законодательством, возможна только для лиц, которым пенсия уже была назначена до 01.01.2015, если в случае перерасчета по новому закону ее размер становится меньше.

Поскольку право на пенсию истец приобрел 12.04.2016, т.е. уже после вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, соответственно и расчет размера пенсии должен рассчитываться в соответствии с Федеральным законом и правовыми актами, действовавшими на день установления пенсии (12.04.2016).

Статья 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», так и пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день установления пенсии не действовали.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что истец, обосновывая размер страховой пенсии, ссылается на увеличение размера пенсии, предусмотренной за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что предусмотрено частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Соответственно, оценка пенсионных прав на указанный перерасчет должна производиться в соответствии с требованиями Федерального закона №400-ФЗ, в соответствии с которым ему и назначалась указанная пенсии по старости.

При этом, ссылка истца на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, не может быть принята во внимание, поскольку в названном постановлении Конституционный Суд РФ высказал позицию относительно того, что граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Помимо этого Конституционный Суд РФ подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Однако, указанное право на пенсию истец приобрел в период действия нового правого регулирования – Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым он и просил произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова В.А. без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

А.Г. Овчинников

Судьи:

В.А. Мурин

Ю.М. Дмитриева

1 инстанция № 33-1748/2023

Судья Пантелеева И.Ю.

Дело №2-4071/2022

УИД 60RS0001 -01 -2022-008369-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2023 года гор. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

председательствующего: Овчинникова А.Г.

судей: Дмитриевой Ю.М., Мурина В.А.

при секретаре: Платоновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова В.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (с 01.01.2023 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области) о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Семенова В.А. на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года.

Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя истца Алексеевой О.А., представителя ответчика - Андреева А.Ю., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Семенов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (с01.01.2023 Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области) о перерасчете надбавки за выработанный северный стаж к установленной страховой пенсии.

Исковые требования мотивировал тем, что с 12.04.2016 является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с тяжелыми условиями труда) с применением Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001г. "О трудовых пенсиях в РФ". С 01.06.2022 размер пенсии истца с учетом индексации на 10% составляет 13 618 руб.

Полагал, что имеет право на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку его трудовая деятельность проходила в Курильской, Охотоморской, Магаданской, Камчатской экспедициях Дальневосточного бассейна Тихого океана, то есть он фактически работал в районах Крайнего Севера и Сахалинской области.

26.05.2022 он обратился с соответствующим заявлением в пенсионный орган, но получил отказ.

Просил суд признать выработанный им стаж на Дальнем Востоке, как работу в районах Крайнего Севера и обязать пенсионный орган произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с применением статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях».

В судебном заседании истец - Семенов В.А. иск поддержал. Просил к спорным правоотношениям применить ранее действующее законодательство и произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом положений Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ" Так, для назначения пенсии с учетом коэффициента необходимо выработать стаж не менее 8 лет 4 месяца. Его стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 7 лет 1 месяц 3 дня и подлежит увеличению на коэффициент 1,5 и будет равен 10 годам 6 месяцам 20 дням. Данный стаж он заработал в период действия вышеуказанных положений закона и расчет размера пенсии должен производиться с учетом норм ранее действовавшего законодательства, так как нормы, ухудшающие положения граждан не имеют обратной силы. Пенсия ему назначена за работу с вредными условиями по Списку №2. Кроме того, должен быть учтен районный коэффициент 1,6 за работу в районах Крайнего Севера.

Представитель ответчика - Андреев А.Ю. иск не признал. В письменных возражениях и в судебном заседании указал, что истец в периоды: с 29 октября 1981 г. по 31 декабря 1987 г. работал в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота, с 1 января 1988 г. по 29 декабря 1988 г. в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области. Указанное место работы (Холмский район Сахалинской области) в соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2021 № 1946, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, Указанные выше периоды работы в Сахалинской области были учтены пенсионным органом как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что отражено в решении от 10.06.2016 № 04-27/171. Истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 7 лет 1 месяц 3 дня, что менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Следовательно, истец не имеет права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренное ч.5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях». Истец в районах Крайнего Севера не работал. Однако если произвести перерасчет периодов работы Семенова В.А. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с ч.4 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», продолжительность работы в районах Крайнего Севера составит 5 лет 3 месяца 24 дня, что менее 15 лет. Следовательно, права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости истец также не имеет. Просил суд в удовлетворении требований отказать. Кроме того, положения ст.31 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не могут применяться к данным правоотношениям, так как утратило силу с января 2005 г.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года Семенову Виктору Александровичу в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области отказано.

В апелляционной жалобе истец Семенов В.А. ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушение норм материального права. Полагает, что суд первой инстанции, в нарушение статьи 61 ГПК РФ, не учел преюдициальное значение решения Псковского городского суда Псковской области от 17.11.2016 по делу №2-2384/2016, из которого следует, что истец работал в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и неправомерно не применил к спорным правоотношением льготное исчисление стажа 1 год работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям за 1,5 год работы. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П, полагает, что суд первой инстанции не должен был ухудшать его положение, обязан был исчислять указанный стаж с учетом коэффициента 1,5. С учетом изложенного, суд необоснованно не принял во внимание расчет его трудового стажа, который составил 10 лет 6 месяцев и 20 дней.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области выражает согласие с постановленным судебным актом.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11.04.2023 решение Псковского городского суда псковской области от 17 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Семенова В.А. без удовлетворения.

Определением судебной коллегии Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23 августа 2023 года апелляционное определение от 11.04.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Пунктом 5 статьи 17 вышеназванного Закона предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Таким образом, для определения размера фиксированной надбавки расчет стажа за период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера исчисляется в календарных годах.

Как видно из материалов дела, решением Псковского городского суда от 17 ноября 2016 г. N 2-2384/2016 на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) возложена обязанность включить Семенову В.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы в льготном исчислении как одни год работы за один год и шесть месяцев: с 29.10.1981 по 04.10.1983, с 06.10.1983 по 27.01.1984, с 25.02.1984 по 31.12.1987 в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота; с 01.01.1988 по 29.12.1988 в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области; назначить Семенову В.А. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 12.04.2016 (л.д. 14-29).

26.05.2022 истец обратился в пенсионный орган для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера.

07.06.2022 ему отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для этого.

Проверяя отказ пенсионного органа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что трудовая деятельность в спорные периоды проходила в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Выводы суда в указанной части являются правильными, основанными на нормах материального права и материалах дела.

Так, периоды трудовой деятельности истца с 29.10.1981 по 04.10.1983, с 06.10.1983 по 27.01.1984, с 25.02.1984 по 31.12.1987 в должности обработчика в Холмской базе производственно-транспортного флота; с 01.01.1988 по 29.12.1988 в должности матроса-обработчика в Управлении приемно-обрабатывающего флота Холмского района Сахалинской области имели место в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.

В Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 №12, действовавшим до 01.01.2022, к районам Крайнего Севера отнесены только районы Сахалинской области (Курильский, Ноглинский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский, город Оха), остальные районы Сахалинской области отнесены к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 №1946, действующему с 01.01.2022, к местности, приравненной к районам Крайнего Севера отнесены городские округа, в том числе и Холмский.

Поскольку спорные периоды работы связаны с осуществлением трудовой деятельности во флоте Хомского района Сахалинской области (порт приписки), которая отнесена к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то оснований полагать, что истец в спорные периоды времени осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, с учетом вышеприведенных нормативных актов, действующих, как в период трудовой деятельности истца, так и в настоящее время не имеется (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2012, раздел второй пункт 5).

Довод апелляционной жалобы истца о преюдициальном характере постановленного судом решения от 17.11.2016 по делу N 2-2384/2016, является несостоятельным, поскольку вышеназванным решением не устанавливался факт работы истца в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, указанным решением дана оценка пенсионных прав истца за спорные периоды работы без разграничения местности, где проходила трудовая деятельность Семенова В.А., поскольку и в том и в другом случае к исчислению трудового стажа, как за период работы в районе Крайнего Севера, так и за период работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, применялся один и тот же коэффициент - 1,5. При этом судебным актом разрешен вопрос о праве истца на досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 - ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с тяжелыми условиями труда).

Оценивая требования истца о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, суд первой инстанции правомерно указал, что оснований для ее перерасчета не имеется, в виду отсутствия требуемой продолжительности стажа в условиях работы в районах Крайнего Севера и местности приравненной к районам Крайнего Севера в связи со следующим.

Как видно из представленных доказательств, истец проработал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 29.10.1981 по 04.10.1983 (1 год 11 месяцев 6 дней); с 06.10.1983 по 27.01.1984 (0 лет 3 месяца 22 дня), с 25.02.1984 по 29.12.1988 (4 года 10 месяц 5 дней), соответственно, его стаж в календарном исчислении составил 7 лет 1 месяц 3 дня.

Поскольку, с учетом вышеприведенных норм материального права (части 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»), лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж у мужчин не менее 25 лет, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости равной 30% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, то оснований для установления повышенного размера фиксированный выплаты страховой пенсии по старости Семенову В.А. не имеется ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Применяя положения части 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» для перерасчета стажа истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом положений части 6 указанной статьи (каждый календарный год работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера), его стаж составил 5 лет 3 месяца 24 дня, что также составляет менее требуемых по закону 15 лет.

В этой связи оснований для назначения истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом требований части 4 статьи 17 вышеназванного Закона также не имеется в виду отсутствия требуемой продолжительности указанного стажа.

Довод апелляционной жалобы Семенова В.А. о расчете стажа в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера, с применением ранее действующего законодательства - с коэффициентом 1,5, основан на неверном толковании норм материального права так, как указанный подход связан с вопросом определения права для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Расчет стажа за период работы в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, с учетом пунктов 4,5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» производится только в календарном исчислении, без применения какого-либо коэффициента.

В этой связи произведенный истцом расчет указанного стажа для целей повышения фиксированной выплаты страховой пенсии противоречит нормам материального права.

Ссылка истца на применение к спорным правоотношениям для перерасчета пенсии ранее действовавшего законодательства - статьи 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», основана на неверном толковании норм материального права, по следующим основаниям.

Статья 31 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 (в редакции от 10.10.2003) предусматривала, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.

Этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается: по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев, и женщинам - не менее 5 лет; по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет 8 месяцев.

Пенсии, назначенные до вступления настоящего Закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с настоящей статьей.

Однако, указанная норма закона утратила силу в связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 №122-ФЗ.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Таким образом, Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях», предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Статьей 34 Федерального закона№400-ФЗ предусмотрен перерасчет размеров страховой пенсии для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2014 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что если при перерасчете размеров трудовой пенсии размер страховой пенсии не достигает получаемого пенсионером на день вступления в силу Закона№400-ФЗ размера страховой части трудовой пенсии, пенсионеру выплачивается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере.

В этой связи, с учетом вышеприведенных норм материального права, при назначении страховой пенсии по старости после 31.12.2014 расчет ее размера должен производиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и правовыми актами, действующими на дату установления пенсии, возможность перерасчета пенсии в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства, не указанных в Законе№400-ФЗ, законодательством не предусмотрен. Выплата пенсии в размере, установленном ранее действовавшим законодательством, возможна только для лиц, которым пенсия уже была назначена до 01.01.2015, если в случае перерасчета по новому закону ее размер становится меньше.

Поскольку право на пенсию истец приобрел 12.04.2016, т.е. уже после вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, соответственно и расчет размера пенсии должен рассчитываться в соответствии с Федеральным законом и правовыми актами, действовавшими на день установления пенсии (12.04.2016).

Статья 31 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера», так и пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на день установления пенсии не действовали.

Кроме того, судебная коллегия обращает внимание, что истец, обосновывая размер страховой пенсии, ссылается на увеличение размера пенсии, предусмотренной за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что предусмотрено частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Соответственно, оценка пенсионных прав на указанный перерасчет должна производиться в соответствии с требованиями Федерального закона №400-ФЗ, в соответствии с которым ему и назначалась указанная пенсии по старости.

При этом, ссылка истца на постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, не может быть принята во внимание, поскольку в названном постановлении Конституционный Суд РФ высказал позицию относительно того, что граждане, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Помимо этого Конституционный Суд РФ подтвердил право законодателя вносить изменения в действующее правовое регулирование, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, обеспечивая, однако, соблюдение конституционных требований, в частности вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Однако, указанное право на пенсию истец приобрел в период действия нового правого регулирования – Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым он и просил произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского городского суда Псковской области от 17 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова В.А. без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

А.Г. Овчинников

Судьи:

В.А. Мурин

Ю.М. Дмитриева

33-1748/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Семенов Виктор Александрович
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по Псковской области
Другие
Иванова Екатерина Сергеевна
Суд
Псковский областной суд
Судья
Дмитриева Юлия Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
05.09.2023Передача дела судье
28.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2023Передано в экспедицию
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее