Дело № 2а-1772/2020 16 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Черепанова А. С. к Государственному учреждению – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заместителю управляющего Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Капустиной И. В. о признании действий (бездействий) незаконными,
установил:
Черепанов А.С., обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Государственному учреждению – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – отделение Фонда) о признании действий (бездействий) незаконными.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель управляющего Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Капустина И. В..
В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации (протезом бедра с внешним источником энергии). Письмом от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик сообщил о необходимости предоставления дополнительных документов, а именно: заполненную анкету, копию медицинской справки об отсутствии противопоказаний к протезированию, рентгеновские снимки, выписку из амбулаторной карты. С действиями отделения Фонда не согласен, полагает, что предоставление данных документов не предусмотрено действующим законодательством, просит признать незаконным действие (бездействие) отделения Фонда в части: направления письма исх. №з от ДД.ММ.ГГГГ с требованием предоставления дополнительных документов; не направления в его адрес совместно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) информации о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; а также не размещения в срок не позднее 30 дней с даты подачи заявления извещения о проведении закупки технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок.
Административный истец Черепанов А.С. о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее направил в адрес суда дополнительные письменные пояснения, в которых доводы административного иска поддержал в полном объеме, просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель административного ответчика Фирсов Д.Н. с административным иском не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указал, что в целях рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, Фондом социального страхования Российской Федерации письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/В-7065 установлен порядок рассмотрения вопросов целесообразности назначения высокофункциональных, высокотехнологических и дорогостоящих протезов. Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/В-7065 предписано обеспечить контроль за обоснованностью назначения и закупкой протезов стоимость которых превышает 900 000 руб. После предоставления Черепановым А.С. запрашиваемых документов, они будут направлены для согласования в Фонд социального страхования Российской Федерации, с целью определения обоснованности и целесообразности проведения закупки работ по изготовлению протеза бедра с модульным внешним источником энергии.
Административный ответчик заместитель управляющего Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Капустина И.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются Фондом социального страхования Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятия, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Ст. 11 Федерального закона № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 2 Правил, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
П. 3 - 5 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Уполномоченным органом, на который возложена обязанность по обеспечению техническим средством реабилитации, Черепанова А.С. является Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь; специальные средства для передвижения (кресла-коляски).
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.
Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 18 Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного Приказом ФСС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Административный регламент) для получения государственной услуги заявителем представляются (направляются) следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность заявителя (в случае, если за предоставлением государственной услуги обращается представитель заявителя, то представляется документ, удостоверяющий личность представителя, а также документ, удостоверяющий его полномочия); свидетельство о рождении (для детей до 14 лет); индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида); заключение врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (в случае обращения за получением государственной услуги, результаты предоставления которой указаны в пп. «а», «г», «д» п. 10 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Черепанов А.С. обратился в отделение Фонда с заявлением о предоставлении ему государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации (протезом бедра с внешним источником энергии), с приложением копии индивидуальной программы реабилитации №ДД.ММ.ГГГГ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ, копии СНИЛС, копии заключения медико-технической комиссии по оказанию протезно-ортопедической помощи ООО «Эндолайт Центр» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отделение Фонда направило в адрес Черепанова А.С. уведомление о постановке на учет по обеспечению протезом бедра модульным с внешним источником энергии; одновременно сообщило о предоставлении дополнительных документов, а именно: заполненную анкету, копию медицинской справки об отсутствии противопоказаний к протезированию с указанием отсутствия или наличия наркологической и алкогольной зависимости, рентгеновские снимки и их описание, выписку из амбулаторной карты при наличии сопутствующей патологии) для направления их в ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ» Минтруда России.
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ административным истцом не пропущен.
Административный истец указывает, что до настоящего времени административным ответчиком не исполнена обязанность по обеспечению его техническим средством реабилитации, указанным в индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленной Индивидуальной программы реабилитации, выданной бюро № ФКУ «ГБ МСЭ по Архангельской области и НАО» Минтруда России к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина №ДД.ММ.ГГГГ/2019 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу были рекомендованы технические средства реабилитации – протез бедра модульный с внешним источником энергии.
В соответствии с п. 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, протезы и ортезы, относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалиду с освобождением от платы.
Как указывалось выше, индивидуальная программа реабилитации инвалида была разработана ДД.ММ.ГГГГ, Черепанову А.С. рекомендован протез бедра модульный с внешним источником энергии (8-07-12).
Необходимость указанного технического средства реабилитации также подтверждена заключением ООО «Эндолайт Центр» от ДД.ММ.ГГГГ.
Установив данные обстоятельства, суд соглашается с доводами стороны административного истца о том, что им были в полной мере выполнены требования Административного регламента.
Оснований для истребования дополнительных документов у Отделения Фонда не имелось.
Суд исходит из того, что индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения административным ответчиком, техническое средство реабилитации, указанное в индивидуальной программе реабилитации принято с учетом медицинских показаний и противопоказаний.
Ссылки административного ответчика на письма Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не могут свидетельствовать о законности действий Отделения Фонда, поскольку указанные письма не обладают нормативными свойствами, и носят рекомендательный характер. Более того, из письма Отделения Фонда от ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя председателя Фонда социального страхования РФ А.Г. Кошелева следует, что Черепанов А.С. по направлению ФКУ «Главное бюро МСЭ по Архангельской области» был освидетельствован очно в ФГБУ «Федеральное бюро МСЭ» Минтруда России и обоснованность назначения протезирования протезом с внешним источником протезирования была подтверждена.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что у административного истца имеется возможность получить неосновательное обогащение за счет средств федерального бюджета, не имеется.
Пунктом 12 Административного регламента предусмотрено, что при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда:
одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, в адрес Черепанова А.С. информация о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещена не была.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Предусмотренная частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административными ответчиками в ходе рассмотрения настоящего дела не исполнена - надлежащих доказательств рассмотрения заявления административного истца по вопросу его обеспечения техническим средством реабилитации не представлено.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, административный ответчик допустил незаконное действие (бездействие) при направлении в адрес Черепанова А.С. письма от ДД.ММ.ГГГГ с требованием предоставить дополнительные документы, не направление совместно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) информации о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не разместил в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок, чем нарушил права административного истца на социальную поддержку инвалидов, установленную законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Черепанова А. С. к Государственному учреждению – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заместителю управляющего Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Капустиной И. В. о признании действий (бездействий) незаконными – удовлетворить.
Признать незаконными действия, выраженные в письме заместителя управляющего Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Капустиной И. В. от ДД.ММ.ГГГГ №з в части предоставления дополнительных документов.
Признать незаконными действия Государственного учреждения – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части не направления в адрес Черепанова А. С. совместно с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) информации о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки технического средства (изделия), в котором он нуждается в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в части не размещения в срок 30 календарных дней с даты подачи заявления извещения о проведении закупки технического средства (изделия), в котором нуждается Черепанов А. С., в единой информационной системе в сфере закупок.
Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Черепанова А. С. расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская
Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2020 года.