05RS0044-01-2019-000393-03 № 2а-272/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2019 года пос. Шамилькала
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (МРИ ФНС России № по РД) о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд к МРИ ФНС России № по РД с административным иском, в котором просит признать невозможной к взысканию налоговым органом недоимку по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г., в размере – 6024.37 руб., и пеня – 1857.68 руб.;
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. - 2560.36 руб., и пеня – 793.85 руб.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г., в размере – 20081.23 руб., и пеня – 6214.46 руб.;
Общая сумма задолженности – 37531.95 рублей, из которых – 28665.96 рублей задолженность по страховым взносам, а также задолженность по пеням в сумме – 8865.99 рублей.
Административный истец указывает, что она состояла на налоговом учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя по 13.08.2014г. Инспекцией была выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.08.2019г., в которой указана имеющаяся задолженность.
Определением Унцукульского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление ФНС по РД, отделение ПФР по РД, управление ОПФР по <адрес>, ГУ – РО ФСС по РД, уполномоченный представитель ГУ – РО ФСС по РД в <адрес> и территориальный ФОМС по РД.
Административный истец ФИО1 и административные соответчики, надлежаще извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явились, участие своего представителя не обеспечили, о причинах своей неявки суду не сообщили, об отложении не просили, в связи с чем суд в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ №ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 18528) (далее - Порядок).
Из пункта 2.4 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении № к Приказу Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ЯК-7-8/393@.
В соответствии с п. п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Исходя из предписаний вышеприведенных законоположений в совокупности с изученными материалами дела, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Согласно ч. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
При этом само по себе истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей, не может являться препятствием для обращения налогового органа в суд, и вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Так, согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, как и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафов, возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо предусматривает, что безнадежными к взысканию суммы налога, пени и штрафа, возможность взыскания которых утрачена налоговым органом, должно быть подтверждено судебным актом.
Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1150- О.
Как установлено судом, налоговый орган не обращался в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам за период до 01.01.2017г.
При наличии уважительных причин процессуальный срок может быть восстановлен, то есть возможность взыскания налогов, пеней, в связи с истечением установленного срока их взыскания, не утрачена.
В силу прямого указания, содержащегося в частях 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязан выяснить в предварительном судебном заседании или судебном заседании причины пропуска установленного срока обращения, поскольку он восстанавливается в случае установления уважительных причин.
При отсутствии судебного решения, содержащего выводы об утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки и пеней в связи с истечением установленного срока их взыскания, либо определения об отказе налоговому органу в восстановление срока на обращение в суд, являющихся основанием для исключения налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика соответствующих записей, не имеется оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, недоимка возникает в момент неисполнения обязанности по уплате налога в установленный Кодексом срок.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 указанного Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 этого же Кодекса.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N243-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон N 243-ФЗ) дополнена частью 3.1, исходя из которой при утрате налоговыми органами возможности взыскания переданных им в том числе органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), Фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам (далее - недоимка), образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Препятствием списания такой недоимки органами ПФР и ФОМС по основаниям, возникшим до ДД.ММ.ГГГГ и установленным статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) является утрата на ДД.ММ.ГГГГ возможности взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами (часть 3 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование») (далее - Закон №250-ФЗ).
Следовательно, подлежат списанию налоговыми органами как безнадежная недоимка по страховым взносам и долги по соответствующим пеням и штрафам, для которых выполняются такие условия, как: образование их по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; передача данных о них налоговым органам от ПФР, ФОМС; утрата налоговыми органами возможности взыскания таких переданных сумм; начисление недоимки ПФР, ФОМС начиная с ДД.ММ.ГГГГ за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ; истечение срока взыскания недоимки еще до даты подписания акта приема-передачи данных в налоговый орган.
Вместе с тем, следует учитывать, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации и отказом суда в восстановлении такого срока.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.08.2019г., за ФИО1 числится задолженность по налогам, пени, штрафам, образовавшаяся до ДД.ММ.ГГГГ:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г., в размере – 6024.37 руб., и пеня – 1857.68 руб.;
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. - 2560.36 руб., и пеня – 793.85 руб.;
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017г., в размере – 20081.23 руб., и пеня – 6214.46 руб.;
Положения части 3.1 статьи 4 Закона №243-ФЗ не применяются к соответствующим недоимке и задолженности по пеням и штрафам, указанным в статье 11 Закона №243-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ).
Суд отмечает, что утраченной к взысканию может быть признана только фактически определенная и документально подтвержденная задолженность. Задолженность, по которой фактически не установлены периоды и основания ее возникновения, не может быть признана по своей природе утраченной ко взысканию, в то время как налогоплательщиком не представлены исчерпывающие доказательства, позволяющие однозначно установить период образования всей суммы задолженности, основания ее начисления и, соответственно, размер задолженности, которую просит признать безнадежной к взысканию, с определением отдельно основной задолженности, санкций, периодов начисления, чему не представлены сведения административным истцом.
Доказательства, свидетельствующие об основаниях возникновения задолженности, отчетных периодах, сроках уплаты недоимки, пени, штрафов, принятии мер к их взысканию в бесспорном или судебном порядке, административным истцом не представлены, что препятствует проверке судом соблюдения процедуры, предшествующей взысканию с предпринимателя налогов, пени, штрафов, страховых взносов в ПФР.
Не представлен суду и акт, по которому инспекция приняла от ПФР задолженность по взносам, доказательства уплаты предпринимателем спорных сумм до дня вступления в силу Федерального закона №436-ФЗ и в материалах дела отсутствует, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к МРИ ФНС России № по РД, Управлению ФНС по РД, отделению ПФР по РД, управлению ОПФР по <адрес>, ГУ – РО ФСС по РД, уполномоченному представителю ГУ – РО ФСС по РД в <адрес> и территориальному ФОМС по РД о признании невозможной к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня вынесения судом решения.
Председательствующий А.А. Испагиев