Дело № 2-114/2022
УИД 04RS0024-01-2021-001286-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 г. с. Кижинга
Судья Хоринского районного суда Республики Бурятия (РБ) Ширдармаева В.Б., при секретаре Гармажаповой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Кижингинский район» к ООО «Байкальская угольная компания» о понуждении устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды,
установил:
Обращаясь в суд, глава муниципального образования «Кижингинский район» Республики Бурятия, просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Байкальская угольная компания» в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка с кадастровым номером 03:10:0000003055, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Байкальская угольная компания» в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенных земель, провести указанную рекультивацию на территории земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчику предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу бурого угля на участке <адрес> месторождение в <адрес> Республики Бурятия. Постановлением Главы МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № ответчику предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства сроком на 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ между МО «Верхнекижингинский сомон» и ООО «Байкальская угольная компания» заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №. На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося приложением № к указанному договору аренды,ООО «Байкальская угольная компания» приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ настоящий договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за номером №. В соответствии с п. 4.1 договора аренды Арендодатель имеет право осуществлять контроль за исполнением и охраной земель Арендатором. В ходе осуществления такого контроля обнаружено, что на данном земельном участке разрабатывается карьер, осуществляются работы по геолого-разведке и добыче угля, а также расположен отвал вскрышных пород и плодородного слоя почвы. Согласно общедоступным сведениям ЕГРН земельный участок до настоящего времени относится к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. В нарушении требований закона ответчик осуществляет деятельность, причиняющую ущерб почве как объекту охраны окружающей среды.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жалсанов Ж.Ж. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Хулугуров В.Г., руководитель ООО «Байкальская угольная компания» Коноваленко А.В. исковые требования АМО «Кижингинский район» к ООО «Байкальская угольная компания» признали полностью, представили письменное заявление о признании иска. В судебном заседании пояснили, что ими предпринимались меры по выполнению требований предписания выданного Управлением Россельхознадзора, составлен проект рекультивации в составе документации проекта опытно-промышленных работ на «Манай-Ажильском» месторождении бурого угля в <адрес>; в настоящее время работы на земельном участке не ведутся, ранее велись работы по геологическому изучению участка, по итогам поисковых работ подготовлен отчёт и направлен на экспертизу; в 2020 году ответчик обратился в Министерство имущественных отношений РБ с просьбой перевести земли сельхозназначения в земли промышленности, однако ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о невозможности перевода земель ввиду необходимости представить заключение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены прокурор Кижингинского района РБ, Восточно-Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, Управление Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия, Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора.
В судебном заседании представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия Вахрамеева Т.И. просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила письменный отзыв на иск, согласно которому внеплановой проверкой ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора установлено нарушение ответчиком земельного законодательства (ст. 42, ч. 2 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ), по итогам проверки ответчику выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об обязании устранить нарушения земельного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Истец на момент передачи участка в аренду по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ не мог не знать о наличии карьера на участке и в нарушении ч.ч.5,6 ст. 13 ЗК РФ до передачи в аренду земельного участка не принял мер к восстановлению почвенного плодородия и вовлечению в оборот земель сельскохозяйственного назначения. В отношении ответчика имеется обязательное для исполнения предписание, в соответствии с которым ответчик обязан провести работы по рекультивации. Просит отказать в принятии признания иска ответчиком в силу ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, поскольку признание иска нарушает права и законные интересы населения Кижингинского района.
Межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направлен письменный отзыв, согласно которому ответчик использовал земельный участок не по целевому назначению, меры по переводу указанных земель в иную категорию для целей недропользования не приняло, полагает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования «Кижингинский район».
Прокуратура Кижингинского района РБ направила заявление о не целесообразности участия в настоящем деле прокуратуры района, согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ.
Представитель Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности Доржижапов Ц.Д. в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал участие в качестве третьего лица Росприроднадзора является нецелесообразным, согласно поступившим документам спорный земельный участок используется не по целевому назначению.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования администрации муниципального образования «<адрес>» к ООО «Байкальская угольная компания» не подлежащими удовлетворению, а признание иска ответчиком противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы других лиц, в связи с чем в порядке ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд не принимает признание иска.
В судебном заседании установлено, следующее.
На основании выписки ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ№ ООО «Байкальская угольная компания» ОГРН 1140327010361 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, является микропредприятием.
На основании лицензии на пользование недрами УДЭ 01625 ТР, выданной ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по <адрес>, ответчику предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу бурого угля на участке Манай-Ажильское месторождение в <адрес> Республики Бурятия.
Постановлением Главы МО «<адрес>» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Байкальская угольная компания» предоставлен земельный участок с кадастровым номером 03:10:0000003055, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства сроком на 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Верхнекижингинский сомон» и ООО «Байкальская угольная компания» заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения №. Согласно п. 3.1 указанного договора арендатор имеет право использовать землю в установленном порядке для нужд хозяйств, имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водоемы, пресные, подземные воды. Согласно п.3.2. арендатор обязан эффективно использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, повышать плодородие почив и не допускать ухудшения экологической обстановки на арендуемом участке в результате своей хозяйственной деятельности, соблюдать специально установленный режим использования земель и.др. В соответствии с п. 4.1 договора аренды Арендодатель имеет право осуществлять контроль за исполнением и охраной земель Арендатором.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Байкальская угольная компания» приняло в аренду земельный участок с кадастровым номером 03:10:0000003055, общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ настоящий договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за номером 03-03/013-03/016/043/2015-1517.
Согласно выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок относится к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадь 600 000 кв.м.
Согласно заключению Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, акту внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ проведенной на основании попд. «а» п.2 ч. 2 ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», решения прокуратуры Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ), на земельном участке с кадастровым №, зафиксированы: - карьер для добычи полезных ископаемых, площадью около 141791 кв.м, глубиной около 50 м, шириной около 170 м, длиной около 120 м; - отвал (т.е. перекрытие почв иными породами), площадью около 49388 кв.м, высотой около 10 м, длиной около 120 м, шириной 40 м; - грунтовая насыпь по периметру участка, площадью около 61210 кв.м, высотой 1,5 м, шириной 2,0 м.ДД.ММ.ГГГГ. На данном земельном участке разрабатывается карьер, осуществляются работы по геолого-разведке и добыче угля, также расположен отвал вскрышных пород и плодородного слоя почвы, то есть земельный участок в нарушении ст. 42 ЗК РФ используется не по целевому назначению.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по итогам проверки ООО «Байкальская угольная компания» выдано предписание от №, в соответствии с которым на арендатора участка ООО «Байкальская угольная компания» возложена обязанность подготовить проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель, по факту проведенных работ предоставить подтверждающие сведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества зерна и семенного контроля по РБ ООО «Байкальская угольная компания» привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ – самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы на указанном земельном участке, назначено наказание виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора направлена ответчику письменная претензия о возмещении вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды в размере 189 890 960 руб. в течение 30-ти дней с момента получения претензии.
ДД.ММ.ГГГГ истец – Администрация МО «Кижингинский район» обратилась в суд с настоящим исковым заявлением об обязании ООО «Байкальская угольная компания» в течение 7 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории указанного земельного участка, обязании провести указанную рекультивацию.
ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Республики Бурятия поступило исковое заявление Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия к ООО «Байкальская угольная компания» о возмещении вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды в размере 189 890 960 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда РБ производство по делу приостановлено до рассмотрения настоящего иска ввиду невозможности одновременного возложения и гражданской ответственности в виде возмещения вреда в денежной форме и обязанности по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении одного и того же земельного участка.
Положениями ст. 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 78 Земельного кодекса РФ содержит ограниченный перечень случаев использования земель сельскохозяйственного назначения, в частности для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для применения такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение вреда необходимо доказать наличие одновременно нескольких условий: факт причинения вреда и его размер, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, его вину, причинно-следственную связь между противоправными деянием и возникшим ущербом. Отсутствие одного из элементов является основанием для отказа во взыскании.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 525).
Согласно частям 1 и 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды).
Согласно статье 76 Земельного кодекса РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Подпунктами 5, 6 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила рекультивации) разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно П.5. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На основании пункта 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими генеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 10. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
В соответствии с п. 13. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:
а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;
б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;
в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - постановление Пленума №), при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В судебном заседании установлено, что ответчик на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 03:10:0000003055; по условиям договора аренды арендатор обязался использовать спорный земельный участок в соответствии с целевым назначением, однако согласно представленным и исследованным в судебном заседании материалам проверки Россельхознадзора (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ №) ООО «Байкальская угольная компания» в нарушении ст. 42 Земельного кодекса РФ использовало земельный участок не по целевому назначению.
Так, на земельном участке с кадастровым № зафиксированы: - карьер для добычи полезных ископаемых, площадью около 141791 кв.м, глубиной около 50 м, шириной около 170 м, длиной около 120 м; - отвал (т.е. перекрытие почв иными породами), площадью около 49388 кв.м, высотой около 10 м, длиной около 120 м, шириной 40 м; - грунтовая насыпь по периметру участка, площадью около 61210 кв.м, высотой 1,5 м, шириной 2,0 м.ДД.ММ.ГГГГ. На данном земельном участке разрабатывается карьер, осуществляются работы по геолого-разведке и добыче угля, также расположен отвал вскрышных пород и плодородного слоя почвы. В нарушение ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ ответчиком на земельном участке не проведены мероприятия по охране земель, в т.ч. почвенный слой, при проведении работ, связанных с пользованием недрами, не был снят. Почвенный слой участка с кадастровым номером № был перекрыт отвалом, площадью около 49388 кв.м и грунтовой насыпью по периметру участка, площадью около 61210 кв.м. Площадь выявленных нарушений определена расчетным методом с помощью карты Росреестра.
То есть на участке разрабатывается карьер по добыче полезных ископаемых, выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы и перекрытия плодородного слоя почвы отвалом и грунтовой насыпью (при этом уголь, в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня полезных ископаемых по <адрес>» не входит в перечень общераспространенных полезных ископаемых по РБ»).
В соответствии с заключением эксперта ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» от ДД.ММ.ГГГГ № участок с кадастровым номером №, подлежит обязательной рекультивации, произошла порча и уничтожение плодородного слоя почвы, выражающееся в полном разрушении почвенного покрова в результате умышленных действий, перемешивание плодородного слоя почвы с нижележащими не плодородными горизонтами, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными факторами, характеризующееся ухудшением его физического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Деградация земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы привела к невозможности использования земель в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной деятельности, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
На основании методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды утвержденных приказом Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № рассчитан размер вреда при порче почв на земельном участке сельхозназначения с кадастровым номером №, общей площадью 600 000 кв.м. в размере 189 890 960 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора ответчику выдано предписание № о возложении обязанности подготовить проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель, по факту проведенных работ предоставить подтверждающие сведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт проведения работ ООО «Байкальская угольная компания» на территории земельного участка с кадастровым номером 03:10:0000003055 не оспаривался лицами, участвующими в деле, в т.ч. и самим ответчиком, последний не отрицает факт нарушения и причинения ущерба окружающей среде, исковые требования признал в полном объеме.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что почвам, как объекту охраны окружающей среды, причинен ущерб в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в уничтожении плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером. №. При этом суд принимает во внимание привлечение общества к административной ответственности по ст. 8.6 КоАП РФ.
Согласно п. 30 Обзора судебной практики ВС РФ № (2021) утвержденного Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ на лицо причинившее вред почвам как объекту охраны окружающей среды, не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка.
Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ). При этом определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В данном случае отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
При решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. Применительно к пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ суду следует исходить из того, осуществимо ли устранение наступивших негативных изменений окружающей среды в результате проведения ответчиком восстановительных работ как его собственными силами (при наличии технической и иной возможности), так и путем привлечения третьих лиц. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.
Согласно п. 18 этих же разъяснений, в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
Однако, ответчиком ООО «Байкальская угольная компания» не представлен суду проект восстановительных работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, не представлены доказательства, что последним предпринимаются меры по подготовке указанного проекта, а также сведений о принятии ответчиком действенных мер с момента выдачи Управлением Россельхознадзора предписания (с ДД.ММ.ГГГГ); не представлены документы, подтверждающие перевод категории земель сельскохозяйственного назначения в иные категории в т.ч. промышленности.
Согласно пояснениям ответчика готовится проект рекультивации лишь в составе документации на освоение месторождения, то есть исходя из того, что участок будет переведен в состав земель промышленности, следовательно, о восстановление земельного участка до исходного уровня в части его сельскохозяйственного использования в настоящее время не запланировано.
Более того, Министерством имущественных и земельных отношений РБ ДД.ММ.ГГГГ ответчику доведено до сведения, что перевод земельных участков из одной категории в другую допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 2 Закона о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, является заключение государственной экологической экспертизы. Ввиду отсутствия утвержденного проекта рекультивации земель и заключения государственной экологической экспертизы ООО «Байкальская угольная компания» отказано в рассмотрении ходатайства.
Вред, причиненный ООО «Байкальская угольная компания» окружающей среде значителен, компанией проводились работы по геолого-разведке, добыче угля в промышленных масштабах, при этом почвенный слой, при проведении работ, связанных с пользованием недрами, снят не был, был перекрыт отвалом, площадью около 49388 кв.м и грунтовой насыпью по периметру участка, площадью около 61 210 кв.м.
Достоверных сведений о том, что ответчик может осуществить работы по устранению наступивших изменений окружающей среды, в результате восстановительных работ собственными силами, суду не представлено.
В отношении ответчика уже имеется обязательное для исполнения предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым ответчик обязан провести работы по рекультивации, а в производстве Арбитражного суда РБ находится исковое заявление Управления Россельхознадзора к ООО «Байкальская угольная компания» о возмещении вреда в денежной форме. Принимая во внимание то, что на ответчика не может быть одновременно возложена и гражданская ответственность в виде возмещения вреда в денежной форме, и обязанность по устранению последствий посредством выполнения работ по рекультивации почв в отношении того же земельного участка; учитывая, что ответчиком длительное время (более полугода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) не выполняются требования, выданного государственным органом предписания о возложении обязанности подготовить проект рекультивации нарушенных земель (в силу постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № продленное до ДД.ММ.ГГГГ), более того, принимая во внимание, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подано ходатайство руководителю управления Россельхознадзора о приостановлении действия предписания, суд считает возложение на ООО «Байкальская угольная компания» обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды в редакции, изложенной в исковом заявлении Администрацией муниципального образования «Кижингинский район», не только установит иные сроки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, увеличит сроки исполнения предписания еще на более длительное время, но и не повлечет восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, и, следовательно, достижения задач гражданского судопроизводства по защите прав.
Исполнение обязанностей в редакции, изложенной истцом, является в настоящее время невозможным, поскольку они носят, по мнению суда, декларативный характер по достижению ожидаемых результатов, без указания, каким образом должно быть обеспечено их достижение.
При этом, доказательства того, что возложение данных обязанностей на ответчика необходимо в дополнение к тем, которые уже предусмотрены выданным предписанием Россельхознадзора, не представлены.
Принимая во внимание вышеуказанные разъяснения, изложенные в п. 30 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утвержденного Президиумом ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ, постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв", пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в данном случае эффективность способов возмещения ущерба, суд приходит к выводу о том, что заявленные в данной редакции требования о возмещении вреда в натуре и возложении на ответчика обязанности указанные исковом заявлении, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования «Кижингинский район» к ООО «Байкальская угольная компания» об обязании ООО «Байкальская угольная компания» в течение 7-ми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации нарушенных земель на территории земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 600 000 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район; об обязании ООО «Байкальская угольная компания» в соответствии со сроками, указанными в проекте рекультивации нарушенных земель, провести указанную рекультивацию на территории земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 600 000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Кижингинский район - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Хоринский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Хоринского районного суда РБ В.Б. Ширдармаева
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.