Судья Омарова М.А.
Номер дела в суде первой инстанции № 2-3156/2022
УИД 05RS0038-01-2022-008310-92
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 декабря 2022 года по делу № 33-8410/2022, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Гасановой Д.Г.,
судей Акимовой Л.Н. и Минтемировой З.А.,
при секретаре судебного заседания Абдуразаковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковому заявлению Магомедова Магомеда Османовича к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании обеспечить жильем во внеочередном порядке, по апелляционным жалобам представителей ответчика Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД Мирзоева Л.М., третьего лица - Администрации ГОсВД «г.Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 7 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., судебная коллегия
установила:
Магомедов М.О. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании обеспечить его жильем во внеочередном порядке по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, площадью не ниже установленной социальной формы.
В обоснование иска указано, что Магомедов Магомед Османович, 27 ноября 1994 года рождения, является инвалидом. Постановлением Администрации г.Махачкалы его включили в сводный список граждан, нуждающихся в жилой площади по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», так как ее болезнь подпадает под эту категорию. По сегодняшний день Министерство строительства и ЖКХ РД, не обеспечивало его жильем по категории «граждане, страдающие тяжёлыми формами хронического заболеваний».
Решением Советского районного суда РД от 7 июля 2022 года постановлено:
«Исковые требования Магомедова Магомеда Османовича к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД об обязании обеспечить Магомедова Магомеда Османовича жильем во внеочередном порядке по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», площадью не ниже установленной социальной формы - удовлетворить.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить Магомедова Магомеда Османовича жильем во внеочередном порядке по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний», площадью не ниже установленной социальной нормы».
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности Мирзоев Л.М., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Решением суда подменена компетенция уполномоченного органа и осуществлено его полномочие - вместо него вынесено решение, по содержанию незаконное, обязывающее уполномоченный орган обеспечить жильем во внеочередном порядке лицо, состоящее в списке очередников, событие очереди которого не наступило. Наличие у лица, в интересах которого предъявлен иск, тяжелой формы хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, само по себе не является безусловным основанием для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необходимо наличие условий, предусмотренных положениями п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решение суда не отвечает критериям исполнимости, т.к. не создан, отсутствует государственный жилищный фонд Республики Дагестан, предназначенный для предоставления жилых помещений по договорам социального найма по Закону Республики Дагестан от 03.02.2006 №4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан". Суд не привлек к участию по делу Правительства РД. Судом не учтено, что согласно абзаца 3 пункта пятого статьи 2 Закона Республики Дагестан от 3 февраля 2006 года N 4 уполномоченный орган составляет сводные списки граждан и по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по согласованию с Правительством Республики Дагестан принимает решение о предоставлении их гражданам, принятым на учет.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Махачкалы по доверенности Алиев А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что органами местного самоуправления Магомедов М.О. не признан гражданином страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством РФ, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности. Проживание инвалида 1 группы в жилом помещении, признанном именно для него непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст.ст. 113, 117 ГПК РФ, судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 1,4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987 н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 N 27154) утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии со ст. 2.1 Закона РД от 03.02.2006 №4 «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилого фонда РД по договору социального найма и порядке его предоставления данным категориям граждан», нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, признаются граждане, имеющие право на получение жилых помещении из указанного фонда в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
Согласно ст.1 вышеуказанного закона, вне очереди жилые помещения из фонда РД по договору социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Магомедов М.О. согласно справке МСЭ №0557929 от 29 июля 2015 г. является инвалидом первой группы, установлена инвалидность с детства, бессрочно.
Заболевания, которыми страдает истец подпадают в перечень, утвержденный Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н.
Согласно справке ГБУ РД «Левашинская центральная районная больница» от 27.09.2019 Магомедов М.О. находится на «д» учете у врача невролога с диагнозом: МКБ 10: G09. G40. Ds: Последствия перенесенной нейроинфекции в виде рассеянной органической симптоматики.
Судом установлено, что Магомедов М.О. страдает хроническим психическим расстройством, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, по MKБ-10 G40, что подтверждается соответствующим заключением Врачебной комиссии ГБУ РД «Левашинская центральная районная больница» от 22.11.2022.
Из материалов дела следует, что Постановлением главы администрации городского округа «город Махачкала» №310 от 22.04.2021 истец принят на жилищный учет, в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно материалам дела, истец поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, страдает заболеванием, указанным в Перечне.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу, что требования Магомедова М.О. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы жалобы Минстроя РД аналогичны по своему содержанию доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Обеспечение истца жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда, наличия либо отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилья вне очереди, обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более - от времени включения в список внеочередников.
Пунктом первым постановления Правительства Республики Дагестан от 6 августа 2009 года N 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, указанных в абзацах первом-семнадцатом, двадцать первом статьи 1 Закона, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Суд правильно пришел к выводу, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является уполномоченным Правительством Республики Дагестан органом по ведению сводного списка граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, а также уполномоченным органом по принятию в установленном порядке решений об их предоставлении указанным лицам, в связи с чем доводы жалобы о том, что решением суда возложена обязанность на лицо, не привлеченное к участию в деле, несостоятельны.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Имеющие значение для дела обстоятельства установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия.
определила:
решение Советского районного суда РД от 7 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.12.2022.