ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-479/2021 (№ 33-697/2022 (33-22541/2021))
город Уфа 12 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Гафаровой Л.Ф.,
судей Зиннатуллиной Г.Р., Науширбановой З.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарафутдиновой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО12 – ФИО1 на решение Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО12-ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением (с последующим его уточнением) к администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что ФИО12-ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, она также является ветераном ВОВ. Она не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, проживает в доме по адресу: адрес, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО10 Данное жилое помещение предоставлено ей по договору коммерческого найма с ФИО10 на срок до 23 ноября 2020 года за плату. Сама ФИО10 зарегистрирована и проживает по адресу: адрес адрес. Она и ее дочь не являются членами одной семьи, поскольку вместе не проживают, совместное хозяйство не ведут. Уход за ней осуществляется третьим лицом-ФИО6 10 марта 2020 года она обратилась в администрацию МР Зианчуринский район РБ с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Письмом от 11 июня 2020 года администрация отказала в удовлетворении заявления, мотивируя тем, что она является нанимателем жилого помещения по договору коммерческого найма от 23 декабря 2019 года. С указанным решением она не согласна. Полагает, что она имеет право на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета.
В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан на ее обращение о включении ее в список на улучшение жилищных условий и обязать ответчика включить её во внеочередном порядке в списки граждан – получателей субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.02.1995 года № 5 – ФЗ со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать судебные по оплате услуг представителя.
Решением Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2021 года в удовлетворении иска ФИО12-ФИО1 к администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации муниципального района Зианчуринский район РБ на обращение ФИО12 - ФИО1 о включении ее в список на улучшение жилищных условий и обязать включить её во внеочередном порядке в списки граждан – получателей субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.02.1995 года № 5 –ФЗ со дня вступления решения суда в законную силу, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 30000 рублей отказано.
С апелляционной жалобой обратилась ФИО12-ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО12 -ФИО1 – ФИО7, поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан – ФИО8, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО12-ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего дата, что подтверждается свидетельством о заключении брака и свидетельством о смерти.
ФИО12-ФИО1 также является ветераном ВОВ, что подтверждается ее удостоверением серии ВВ №..., инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
ФИО12-ФИО1 не является собственником жилого помещения, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по Республики Башкортостан от 27 мая 2021 года.
23 июня 2011 года ФИО12-ФИО1 подарила дом, находящийся в адрес своей дочери ФИО10, которая 11 августа 2011 года его продала.
ФИО12-ФИО1 с 7 июля 2011 года зарегистрирована и проживает в доме по адресу: адрес, 1990 года постройки, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО10 на основании свидетельства о праве на наследство и праве собственности, право собственности зарегистрировано 10 июля 2017 года.
Согласно договору коммерческого найма жилого помещений от 23 декабря 2019 года, заключенного между ФИО10 и ФИО12-ФИО1, жилой дом по адресу: адрес адрес, предоставлен последней во временное владение и пользование для проживания за плату. Жилое помещение оборудовано холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электроосвещением, газоснабжением и телефоном (л.д. 25).
С 5 марта 2020 года ФИО10 зарегистрирована и проживает по адресу: адрес.
22 апреля 2020 года решением комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан ФИО12-ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет.
ФИО12-ФИО1 поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет Зианчуринского района Республики Башкортостан от 22 апреля 2020 года, поскольку не имеет своего жилья, согласно справке администрации сельского поселения Казанбулакский сельсовет муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан.
Согласно справке от 20 мая 2020 года администрации муниципального образования Кувандыкского городского округа Оренбургской области ФИО12-ФИО1 государственной поддержки на приобретение или строительства жилья не получала. Жилым помещением по договору социального найма не обеспечивалась.
ФИО12-ФИО1 в июне 2020 года обратилась в администрацию муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан с заявлением об улучшении жилищных условий.
Письмом №... от 11 июня 2020 года заявителю ФИО12-ФИО1 указано, что не представляется возможным предоставить жилое помещение по договору социального найма. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с решением Совета муниципального района Зианчуринский район от 21 мая 2012 года №... учетная норма площади жилого помещения, применяемая для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади помещения на одного человека. Заявитель является нанимателем по договору коммерческого найма жилого помещения от 23 декабря 2019 года, принадлежащего родной дочери – ФИО10, площадь помещения составляет 74,6 кв.м., что превышает учетную норму на одного человека.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах предоставленных действующим федеральным законодательством полномочий.
Как следует из материалов дела, ФИО12-ФИО1 обладает правами и льготами, установленными ст. 20 Закона «О ветеранах», в соответствии с которой меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, на федеральном уровне указанная статья закона не установила в качестве меры социальной поддержки предоставление жилья, порядок и процедуру предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета названной категории лиц, к которым отнесена ФИО12-ФИО1
На основании изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда в решении о том, что требования истицы о постановке ее на учет нуждающихся в жилье в соответствии с ФЗ «О Ветеранах» в список «Ветераны ВОВ» не основаны на нормах действующего законодательства.
В апелляционной жалобе содержатся доводы о том, что истица подпадает под категорию граждан, названных в Указе Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, однако эти доводы являются не состоятельными и не влекут отмену решения суда.
То обстоятельство, что истец обладает правами и льготами, установленными ст. 20 ФЗ «О ветеранах» ответчиком не оспаривается. Вместе с тем, при разрешении спора о праве истца на получение жилья, субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714, судебная коллегия отмечает, что Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разнятся.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 89-О от 4 апреля 2006 года, Федеральный закон «О ветеранах» с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах «а» - «и» подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
В данный перечень не включены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев.
Вместе с тем, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. от 09.01.10 г.), на который ссылается истец в обоснование своих требований, предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, обладающих правом на получение жилья за счет средств федерального бюджета, указанных в законе «О ветеранах». На иных лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки согласно Федеральному закону «О ветеранах», данный Указ, имеющий целевое назначение, не распространяется. Такой меры социальной поддержки, как предоставление жилья лицам, указанным в ст. 20, к которым отнесена истица, федеральный закон «О Ветеранах» не установил.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец не подлежит обеспечению жильем в рамках реализации ФЗ «О Ветеранах».
Из представленных документов следует, что ФИО12-ФИО1 с 7 июля 2011 года зарегистрирована и проживает в доме по адресу: адрес, адрес, общей площадью 74, кв.м. Вышеуказанный жилой дом принадлежит на праве собственности дочери истца ФИО10
Таким образом, заявитель является членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченность семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет более учетной нормы 12 кв.м. – в настоящее время ФИО12-ФИО1 пользуется 74,6 кв.м. жилого помещения, срок найма жилого помещения договором коммерческого найма не определен.
Постановлением главы Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 7 марта 2012 года № 493 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 кв. м общей площади на одного человека.
Суд первой инстанции, проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, обоснованно пришел к выводу о том, что отказ администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан на обращение ФИО12 - ФИО1 о включении ее в список на улучшение жилищных условий и обязать включить её во внеочередном порядке в списки граждан – получателей субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.02.1995 года № 5 – ФЗ со дня вступления решения суда в законную силу, принят в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда, иной оценке установленных по делу обстоятельств и направлены на иное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО12 – ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 января 2022 г.
Справка: судья 1-ой инстанции Р.А. Ширшова