32RS0027-01-2024-001161-42
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 16-6098/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 03 октября 2024 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу исполняющего обязанности заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. на вступившее в законную силу решение судьи Советского районного суда г. Брянска от 04 апреля 2024 года, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Континент АВТО-Б» (ООО «Континент АВТО-Б») Шевченко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановлений исполняющего обязанности ФИО3 ФИО5 Крохмаля Д.Ю. №, и № генеральный директор ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. подвергнута административному наказанию за совершение двух эпизодов административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения за каждое административное правонарушение.
На указанные постановления должностного лица были поданы протесты заместителем Брянского транспортного прокурора ФИО8
Определением судьи Советского районного суда г. Брянска от 21 февраля 2024 дела об административных правонарушениях № 12-131/2024, № 12-132/2024 в отношении генерального директора ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объединены в одно производство с присвоением объединенному делу № 12-131/2024.
Решением судьи Советского районного суда г. Брянска от 04 апреля 2024 года протесты заместителя Брянского транспортного прокурора ФИО8 удовлетворены частично.
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. от 26 января 2024 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. оставлено без изменения.
Постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. от 26 января 2024 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. отменено, производство по данному делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с приведенным решением судьи районного суда, представителем заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. – ФИО9 была подана жалоба в Брянский областной суд, которая определением судьи областного суда от 29 июля 2024 года возвращена заявителю без рассмотрения по существу ввиду того, что она подана неуполномоченным лицом и с нарушением срока обжалования указанного судебного акта при отсутствии ходатайства о восстановлении данного процессуального срока.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее указанные постановления, Крохмаль Д.Ю. ставит вопрос об изменении решения Советского районного суда г. Брянска от 04 апреля 2024 года по результатам рассмотрения протеста заместителя Брянского транспортного прокурора ФИО8 на постановления №и № в части вынесения одного решения в рамках объединенного дела.
Шевченко Н.В., Брянская транспортная прокуратура, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на нее не представили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шевченко Н.В. к административной ответственности) непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329» утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения (пункт 6 Правил).
В силу пункта 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 этих Правил.
Пунктом 10 Правил установлено, что местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 16 Правил).
Из материалов дела следует, что в марте 2023 года ООО «Континент АВТО-Б» с территории Российской Федерации отправило товар в адрес <данные изъяты> на территорию Республики Беларусь в рамках исполнения условий договора от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем Общество не позднее 14 апреля 2023 года должно было предоставить в Брянскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по вывозу товаров за отчетный период с 01 марта 2023 года по 31 марта 2023 года.
Между тем указанная статистическая форма представлена генеральным директором Общества Шевченко Н.В. в таможенный орган лишь 24 ноября 2023 года, то есть с нарушением установленного срока.
Кроме того, в апреле 2023 года ООО «Континент АВТО-Б» с территории Российской Федерации отправило товар в адрес <данные изъяты> на территорию Республики Беларусь в рамках исполнения условий договора от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с чем Общество не позднее 17 мая 2023 года должно было предоставить в Брянскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров по вывозу товаров за отчетный период с 01 апреля 2023 года по 30 апреля 2023 года.
Между тем указанная статистическая форма представлена генеральным директором Общества Шевченко Н.В. в таможенный орган лишь 24 ноября 2023 года, то есть с нарушением установленного срока.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 20 декабря 2023 года дел об административных правонарушениях в отношении генерального директора ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. в связи совершением административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За каждый указанный эпизод административного правонарушения генеральный директор ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. была подвергнута административному наказанию в виде предупреждения на основании постановлений должностного лица таможенного органа от 26 января 2024 года № и №.
При проверке законности и обоснованности привлечения Шевченко Н.В. к административной ответственности судья Советского районного суда г. Брянска пришел к выводам о том, что указанные административные правонарушения, вмененные в вину Шевченко Н.В., были выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, в связи с чем при назначении ему административного наказания должностное лицо Брянской таможни должно было руководствоваться положениями части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с указанным выводом судьи районного суда, изложенными в решении от 04 апреля 2024 года, не имеется.
Согласно части 5 статьи 4.4 приведенного Кодекса, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» таможенный контроль является одним из видов государственного контроля (надзора).
При этом таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и, соответственно, нормы части 5 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат применению к контролю в рамках таможенных правоотношений.
Факт несвоевременного представления Обществом статистических форм учета перемещения товара выявлен таможенным органом в рамках одного контрольного мероприятия, поскольку о событии двух эпизодов правонарушений таможенному органу стало известно одновременно (24 ноября 2023 года), протоколы об административных правонарушениях (20 декабря 2023 года) и постановления по делу об административном правонарушении (26 января 2024 года) составлены в один день.
Принимая во внимания, что административные правонарушения выявлены при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления таможенного контроля, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то лицу, совершившему данные правонарушения, необходимо было назначить административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Учитывая данные обстоятельства, у судьи районного суда отсутствовали основания для отмены постановлений исполняющего обязанности заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. от 26 января 2024 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В.
Исходя из положений части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначение Шевченко Н.В. наказания по каждому из двух эпизодов административных правонарушений при указанных обстоятельствах является незаконным.
Вместе с тем применение данной нормы не влечет за собой освобождение от административной ответственности лица, совершившего административные правонарушения, выявленные при проведении одного контрольного мероприятия, за ряд эпизодов данных правонарушений и привлечение только за одно административное правонарушение.
В данном случае, указанное лицо подлежит привлечению к административной ответственности за все эпизоды административных правонарушений с назначением административного наказания как за совершение одного административного правонарушения.
С учетом изложенного требования части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй районного суда не соблюдены.
Кроме того, по настоящему делу отсутствовали основания для прекращения производств по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, по которому постановление исполняющего обязанности заместителя начальника Брянской таможни Крохмаля Д.Ю. от 26 января 2024 года № генеральный директор ООО «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 названного Кодекса, составляет один год.
При этом согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Согласно приведенной выше диспозиции части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, выражающееся в бездействии, либо за сам факт представления такой формы учета за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное представление статистической формы учета перемещения товаров.
При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением указанной формы учета за пределами срока, установленного законом.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 6 мая 2019 года № 5-АД19-21, от 13 мая 2019 года № 5-АД19-23, от 5 октября 2020 года № 41-АД20-11, от 10 сентября 2021 года № 11-АД21-31-К6, от 13 мая 2024 года № 38-АД24-2-К1.
Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных на прекращение противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, начинает исчисляться с даты, когда представлена такая форма (поступила в уполномоченный орган).
Следовательно, в данном случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место в день, когда генеральному директору Общества вменено совершение несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененных административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 27 ноября 2023 года и на дату рассмотрения настоящего дела, вынесения постановления о назначении административного наказания и решения судьёй районного суда не истек.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Допущенные при рассмотрении дела судьей районного суда нарушение предусмотренных частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, а также нарушения положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в виду отсутствия оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, являются существенными, в связи с чем решение Советского районного суда г. Брянска от 04 апреля 2024 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
решение Советского районного суда г. Брянска от 04 апреля 2024 года, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Континент АВТО-Б» Шевченко Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.
Судья А.М. Козлов