11RS0002-01-2021-004706-36
Дело №2-351/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.
с участием представителя истца – Рочевой И.О.,
представителя ответчика КСК МО ГО «Воркута» и третьего лица Сопова В.К.,
представителя ответчика МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия»
Веретяк И.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Воркуте
25 марта 2022 года гражданское дело по иску Макаренковой А.А. к Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута», Муниципальному учреждению «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» о признании незаконными действий по неосуществлению начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных, взыскании заработной платы, отпускных и материальной помощи, возложении обязанности рассчитать и выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и иных приравненных к ней выплат,
установил:
Макаренкова А.А. обратилась в суд с иском, в обоснование которого (с учетом уточненного иска) указала, что со 02.10.2017 работает в должности аудитора Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута». Оклад истца составляет 9685 руб., надбавка за работу в районах Крайнего Севера – 80%, ежемесячная надбавка за выслугу лет при стаже муниципальной службы более 9 лет – 15% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за классный чин муниципального служащего – 2801 руб., ежемесячная премия – 25% от ежемесячного фонда оплаты труда, надбавка за особые условия работы – 150% от должностного оклада. В мае 2021г. (с 27.05.2021 по 28.05.2021), а также в декабре 2021 г. и январе 2022 г. (с 30.12.2021 по 17.01.2022 и с 20.01.2022 по 21.01.2022) истец одновременно с исполнением своих должностных обязанностей аудитора исполняла обязанности председателя КСК МО ГО «Воркута». В указанные периоды ежемесячная премия истца составляла 150% от ежемесячного фонда оплаты труда, надбавка за особые условия работы – 200% от должностного оклада. С мая 2021г. истцу не выплачивается заработная плата. С 24.01.2022 истец находится в ежегодном оплачиваемом отпуске, однако Макаренковой А.А. не выплачены отпускные и материальная помощь к ежегодному оплачиваемому отпуску на основании заявления истца и приказа КСК МО ГО «Воркута» от 20.12.2021 №125 в соответствии с Положением об оплате труда, действующим у работодателя. Бухгалтерское обслуживание ответчика КСК МО ГО «Воркута» на договорных началах осуществляет ответчик МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», которое отказывается принимать в обработку приказы, изданные в отношении истца уполномоченным лицом. Задолженность ответчика КСК МО ГО «Воркута» перед истцом составила 1397093,24 руб., из которых: заработная плата за май 2021г. – 14479,99 руб., заработная плата за период с 01.06.2021 по 30.12.2021 – 766742,49 руб., заработная плата за период с 01.01.2022 по 23.01.2022 – 136577,34 руб., материальная помощь за 2021г. – 136368,00 руб., отпускные за период отпуска с 24.01.2022 по 22.04.2022 – 342655,42 руб. На основании изложенного истец просит: признать незаконными действия МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», выразившиеся в неосуществлении начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных в установленном законом размере и сроке за период с мая 2021г. по 22.04.2022; взыскать с Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» невыплаченные суммы задолженности по заработной плате, отпускным и материальной помощи; обязать Контрольно-счетную комиссию МО ГО «Воркута» рассчитать и выплатить истцу компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты этих сумм.
В судебное заседание представителем истца представлен суду уточненный расчет отпускных истца, в соответствии с которым сумма отпускных должна составить 343340,47руб., а не 342655,42 руб., как указано ранее.
Истец Макаренкова А.А. извещалась о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рочева И.О. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КСК МО ГО «Воркута» и третье лицо Сопов В.К., представитель ответчика МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» Веретяк И.Ф. с иском не согласились и сообщили, что не считают права истца каким-либо образом нарушенными, поскольку весь спорный период заработная плата истцу начислялась в размере установленном приказами работодателя. 31.05.2021 был расторгнут трудовой договор с председателем КСК МО ГО «Воркута» Кочергиным А.А. После чего на указанную должность был назначен Сопов В.К., который в спорный период оценивал работу истца и устанавливал надбавку за особые условия работы. Согласно приказам Сопова В.К. такая надбавка была установлена истцу в размере 25%. Заработную плату Макаренкова А.А. получает в кассе наличными денежными средствами. Истец знала о том, что ей начисляется заработная плата, однако в период с 25.06.2021 умышленно не приходила в кассу за получением причитающихся ей сумм. Неполученные истцом денежные суммы депонировались и в дни получения заработной платы вновь получались в банке ответственными работниками МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» для выдачи этих сумм истцу. Ответчики не отказывали истцу в выплате причитающейся ей заработной платы за спорный период, в связи с чем оснований для её взыскания в судебном порядке не усматривают.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приказом от 02.10.2017 №99-п Макаренкова А.А. была принята на работу аудитором в Контрольно-счетную комиссию МО ГО «Воркута» на срок со 02.10.2017 по 01.10.2022 (основание: решение Совета МО ГО «Воркута» от 28.09.2017 №416, трудовой договор от 02.10.2017 №16).
В соответствии с ч. 2 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа. Уставом муниципального образования или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в составе контрольно-счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа.
Должности председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям (ч.3 ст.5 названного Федерального закона).
Согласно ч. 5 ст.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ структура контрольно-счетного органа определяется в порядке, установленном соответственно законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Как установлено ч.6 ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ, председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются на должность представительным органом муниципального образования.
В силу ст.21 ТК РФ работник имеет право, в том числе на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Размеры должностных окладов муниципальных служащих МО ГО «Воркута» и Положение об оплате труда муниципальных служащих МО ГО «Воркута» утверждены решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335.
Так, в соответствии с решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335 (ред. от 26.02.2021) и приказом КСК МО ГО «Воркута» от 30.10.2020 №112 оклад аудитора в контрольно-счетном органе составляет 9685 руб.
Согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих МО ГО «Воркута», утв. решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335 (ред. от 26.02.2021), денежное содержание муниципальных служащих МО ГО «Воркута» состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных действующим законодательством. К денежному содержанию муниципальных служащих устанавливается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в порядке и размерах, установленных действующим законодательством (п. 1, 2 ст.1 Положения).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, другие выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Республики Коми (ст.2 Положения).
В силу ст.2.1 Положения ежемесячное денежное поощрение выплачивается для материального стимулирования муниципального служащего, повышения его материальной заинтересованности и является гарантированной составляющей частью денежного содержания муниципального служащего. Ежемесячное денежное поощрение устанавливается в размере 100% от должностного оклада.
Законом Республики Коми от 29.12.2011 №164-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» (принят ГС РК 20.12.2011) должность аудитора отнесена к главным должностям муниципальной службы в контрольно-счетном органе.
Подпунктом «б» п.2 ст.3 Положения определено, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается по главным должностям муниципальной службы в размере до 150 %.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе при стаже от 5 до 10 лет установлена в размере 15% (ст.4 Положения).
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин «муниципальный советник 1 класса» установлена в размере 2801 руб. (ст.5 Положения и приказ КСК МО ГО «Воркута» от 05.04.2021 №13).
Пунктом 2 ст.7 Положения предусмотрено, что премия устанавливается в размере 25% от должностного оклада с учетом надбавки за классный чин, надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия муниципальной службы, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Положение об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута», утв. Приказом председателя КСК МО ГО «Воркута» от 31.10.2019, соответствует Положению об оплате труда муниципальных служащих МО ГО «Воркута», утв. решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335 (ред. от 26.02.2021).
В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
Органом, осуществляющим бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута», является МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия». Такое обслуживание осуществлялось в спорный период на основании договоров от 01.10.2012 №93 и от 10.06.2021 №19.
Согласно указанным договорам МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» является исполнителем, а КСК МО ГО «Воркута» заказчиком именуемым учреждением.
По условиям договоров от 01.10.2012 №93 и от 10.06.2021 №19 учреждение поручает, а исполнитель обязуется осуществлять бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности учреждения, которое включает в себя ведение бухгалтерского учета исполнения сметы расходов (п.1.1).
Учреждение обязано осуществлять сбор и передачу исполнителю первичных учетных документов по учреждению (графики, табели учета рабочего временит с приложением расшифровок, договоры….) для контроля за своевременным и правильным их оформлением в целях ведения бухгалтерского учета (п.2.1.4 договора от 10.06.2021 и п.2.1.17 договора от 01.10.2012).
Исполнитель обязан принимать от учреждения качественно оформленные (составленные) первичные учетные документы, необходимые для начисления и выплаты в установленные сроки заработной платы работникам, а также для правильного удержания налогов из заработной платы и перечисления их в бюджет (графики, табели учета рабочего времени с приложением расшифровок, договора, акты выполненных работ, приказы, распоряжения и т.д.) (п.2.2.16 договора от 10.06.2021).
Также исполнитель обязан производить своевременную оплату расходов и необходимые расчеты… по начислению и выплате в установленные сроки заработной платы рабочим и служащим (п.2.2.19 договора от 10.06.2021 и п.2.2.3 договора от 01.10.2012).
По запросу суда МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» представило расчетные листки Макаренковой А.А., из которых следует, что в спорный период истцу начислялась заработная плата следующим образом: оклад – 9685 руб., надбавка за работу в районах Крайнего Севера – 80%, районный коэффициент – 60%, ежемесячная надбавка за выслугу лет – 15% от должностного оклада, ежемесячная надбавка за классный чин муниципального служащего – 2801 руб., ежемесячная премия – 25% от ежемесячного фонда оплаты труда, надбавка за особые условия работы – 25 % от должностного оклада.
Истец не согласна с таким расчетом и указывает, что надбавка за особые условия работы по должности аудитора должна была начисляться в размере 150 % от должностного оклада.
Как уже указано ранее, подп. «б» п.2 ст.3 Положения об оплате труда муниципальных служащих МО ГО «Воркута», утв. решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335 (ред. от 26.02.2021), определено, что ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы устанавливается по главным должностям муниципальной службы, к которым относится и должность аудитора, в размере до 150 %.
Пунктом 3 ст.3 Положения предусмотрено, что при установлении ежемесячных надбавок муниципальным служащим представителями нанимателя (работодателем) учитываются следующие критерии оценки выполнения работ: деловая квалификация (компетентность в решении вопросов, выбор наиболее рационального пути в организации работы и решении вопросов, умение грамотно составлять деловые документы); личный вклад в общие результаты работы (проявление творчества, инициативы, соблюдение исполнительской дисциплины, ответственное отношение к порученному делу, выполнение работы с минимально возможной затратой ресурсов, выполнение правил внутреннего трудового распорядка); специальный режим работы (выполнение работ сверх установленной продолжительности рабочего времени, утвержденного правилами внутреннего трудового распорядка, связанных с деятельностью служащих, непосредственно занимающих руководящие должности (высшая и главная должность), привлечение муниципальных служащих для осуществления мероприятий в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций (дежурство в праздничные дни, в период морозов и т.п.).
Размер надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы муниципальным служащим устанавливается распоряжением представителя нанимателя (работодателя) в размерах, установленных в пункте 2 настоящей статьи, при изменении характера работы или в зависимости от результатов деятельности муниципального служащего за прошедший период (абз. 5 п.3 ст. 3 Положения).
В материалы дела, как стороной истца, так и стороной ответчика представлены приказы председателей КСК МО ГО «Воркута» об установлении истцу надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в спорный период.
Согласно приказам от 23.06.2021 №4, от 20.07.2021 №6, от 25.08.2021 №14, от 30.09.2021 №18, от 29.10.2021 №20, от 24.11.2021 №21, от 07.12.2021 №25, подписанным председателем КСК МО ГО «Воркута» Соповым В.К., надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы за период с 01.06.2021 по 31.12.2021 установлена Макаренковой А.А. в размере 25%.
При этом в соответствии с приказами от 21.05.2021 №48, от 20.12.2021 №119, от 20.12.2021 №114, от 20.12.2021 №135, подписанными председателем КСК МО ГО «Воркута» Кочергиным А.А., за период с 01.06.2021 по 31.12.2021 Макаренковой А.А. установлена надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 150%.
Кроме того, истец указывает, что в период с 27.05.2021 по 28.05.2022, с 30.12.2021 по 17.01.2022 и с 20.01.2022 по 21.01.2022 она одновременно с исполнением обязанностей аудитора в соответствии с распоряжениями работодателя исполняла также обязанности председателя КСК МО ГО «Воркута». В указанные периоды её ежемесячная премия составляла 150% от ежемесячного фонда оплаты труда, а надбавка за особые условия работы – 200 % от должностного оклада.
Должность председателя Законом Республики Коми от 29.12.2011 №164-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» отнесена к высшим должностям муниципальной службы в контрольно-счетном органе.
На основании решения Совета МО городского округа «Воркута» от 13.04.2009 № 335 (ред. от 26.02.2021) и приказа КСК МО ГО «Воркута» от 30.10.2020 №112 оклад председателя контрольно-счетной комиссии в контрольно-счетном органе установлен в размере 10760 руб.
В соответствии с подп. «а» п.2 ст. 3 Положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, муниципального образования городского округа «Воркута», утв. решением Совета МО ГО «Воркута» от 13.04.2009 №335 (ред. от 26.02.2021), ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы по высшим должностям муниципальной службы устанавливается в размере до 200%.
Согласно приказу от 20.12.2021 №123 председателя КСК МО ГО «Воркута» Кочергина А.А. обязанности председателя на период с 30.12.2021 по 16.03.2022 ( как указано в приказе на период отпуска председателя) возложены на истца Макаренкову А.А.
Приказом КСК МО ГО «Воркута» (председатель Кочергин А.А.) от 20.12.2021 №124-отп истцу предоставлен отпуск с 17.01.2022 по 15.04.2022.
Впоследствии приказами от 17.01.2022 №1 и от 18.01.2022 №6-отп отпуск истца в количестве 87 календарных дней перенесен на период с 24.01.2022 по 22.04.2022.
Приказом от 20.12.2021 №135 установлено, что в связи с исполнением Макаренковой А.А. обязанностей председателя КСК МО ГО «Воркута» оплата труда истца должна быть произведена с выплатой разницы в окладах, с учетом денежной надбавки к окладу (с учетом разницы в окладах) за особые условия муниципальной службы в размере 200% (п.1). Премия по результатам работы должна быть выплачена в размере 150% с учетом выплаты разницы в окладах и денежной набавки к окладу (с учетом разницы в окладах) за особые условия муниципальной службы (п.2).
Кроме того, в материалы дела представлен приказ от 27.05.2021 №56 и приказ от 29.12.2021 №138, согласно которым на период отсутствия председателя КСК МО ГО «Воркута» обязанности председателя КСК МО ГО «Воркута» с 27.05.2021 по 28.05.2021 были возложены на истца, также истцу установлена надбавка к окладу (с учетом разницы в окладах) за особые условия муниципальной службы в размере 200% (п.2 приказа от 29.12.2021 №138); премия по результатам работы в размере 150% с учетом выплаты разницы в окладах и денежной набавки к окладу (с учетом разницы в окладах) за особые условия муниципальной службы (п.3 приказа от 29.12.2021 №138).
Истцом представлен расчет заработной платы с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 150% в периоды работы в должности аудитора; а также за период замещения должности председателя КСК с учетом надбавки за особые условия муниципальной службы в размере 200% и премии в размере 150%.
Ответчики не согласны с расчетом истца. Представитель ответчика МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» в судебном заседании указала, что при начислении истцу заработной платы этот ответчик руководствовался приказами, подписанными действовавшим в спорный период председателем КСК МО ГО «Воркута» Соповым В.К.
Разрешая данный довод, суд приходит к следующему.
Решением Совета МО ГО «Воркута» от 28.10.2016 №258 Кочергин А.А. назначен на должность председателя Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» с 17.01.2017 сроком на пять лет.
В соответствии с решением Совета МО ГО «Воркута» от 28.05.2021 №155 и распоряжением председателя Совета МО ГО «Воркута» от 31.05.2021 №17 трудовой договор с Кочергиным А.А. расторгнут 31.05.2021.
Как следует из апелляционного определения Верховного суда Республики Коми от 13.12.2021, указанное решение и распоряжение признаны незаконными и Кочергин А.А. восстановлен в ранее занимаемой должности председателя Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» с 01.06.2021.
При этом из материалов дела также следует, что с 01.06.2021 врио председателя КСК МО ГО «Воркута», а с 01.10.2021 председателем КСК МО ГО «Воркута» являлся также Сопов В.К.
Сведений об увольнении Сопова В.К. с указанной должности в связи с восстановлением решением суда в прежней должности Кочергина А.А. материалы дела не содержат. Напротив, из представленных документов следует, что с даты восстановления Кочергина А.А. на работе Сопов В.К. наряду с Кочергиным А.А. являлся председателем КСК МО ГО «Воркута».
В судебном заседании Сопов В.К., участвовавший в деле в качестве представителя КСК МО ГО «Воркута» и третьего лица, сообщил, что действительно в связи с восстановлением в должности председателя КСК МО ГО «Воркута» Кочергина А.А. с ним трудовой договор не расторгался и он является председателем КСК МО ГО «Воркута» до настоящего времени.
Из материалов дела усматривается, что приказом от 20.12.2021 №137 председатель КСК МО ГО «Воркута» Кочергин А.А. отменил, изданные Соповым В.К. и иными лицами (исполнявшими обязанности Сопова В.К.) в период с 01.06.2021 по 29.12.2021 (включительно), приказы Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута» по личному составу, в том числе устанавливающие премии, надбавки, выплату материальной помощи, предоставление и оплату отпусков, компенсаций и т.п.
Поскольку Кочергин А.А. был восстановлен судом в прежней должности с 01.06.2021 и уволен 16.01.2022 (в связи с истечением срока действия трудового договора), в указанный период он был вправе издавать приказы в отношении личного состава КСК МО ГО «Воркута».
Довод представителя ответчика МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» Распопиной И.И., высказанный в судебном заседании 03.03.2022, о незаконности этих приказов в связи с изданием их в декабре 2021г., то есть после приказов изданных Соповым В.К., суд находит несостоятельным, поскольку, как уже отмечалось, Кочергин А.А. восстановлен на работе с 01.06.2021, соответственно, он являлся лигитимным руководителем КСК МО ГО «Воркута» и был вправе издавать приказы, в том числе касающиеся, как периода до 01.06.2021, так и периода с 01.06.2021 по 16.01.2022 включительно.
Не принимает суд и довод Сопова В.К. о том, что Кочергин А.А. не мог оценить работу служащих КСК МО ГО «Воркута» за прошлый период, поскольку законом не запрещено издание таких приказов по истечении периода исполнения работником своих служебных обязанностей.
Уже указано, что согласно приказу от 20.12.2021 №123 председателя КСК МО ГО «Воркута» Кочергина А.А. обязанности председателя с 30.12.2021 по 16.03.2022 на период его отпуска были возложены на истца Макаренкову А.А. При этом приказом КСК МО ГО «Воркута» от 20.12.2021 №124-отп истцу предоставлен отпуск с 17.01.2022 по 15.04.2022.
Данные приказы изданы Кочергиным А.А. в период замещения им должности председателя КСК МО ГО «Воркута».
Приказ от 17.01.2022 №1 был издан самой Макаренковой А.А. о переносе отпуска, приказ от 18.01.2022 №6-отп о представлении истцу отпуска с 24.01.2022 был издан Кочергиным А.А. за пределами срока действия трудового договора Кочергина А.А.
Представитель истца суду сообщила, что увольнение Кочергина А.А. 16.01.2022 в настоящее время обжалуется. Однако на дату рассмотрения настоящего дела судом решение суда по иску Кочергина А.А. не принято.
В судебное заседание 22.03.2022 представителем ответчика КСК МО ГО «Воркута» Соповым В.К. представлен приказ от 15.03.2022 № 1-2/9-22, в соответствии с которым отменены все приказы Кочергина А.А., изданные им в период после его восстановления на работе судом.
То есть ранее Кочергин А.А. отменил все приказы изданные Соповым В.К., а 15.03.2022 уже Сопов В.К. отменил ранее изданные приказы Кочергина А.А., том числе приказ от 17.01.2022 №1 о переносе отпуска Макаренковой А.А. и приказ от 20.12.2021 №123 о возложении на Макаренкову А.А. обязанностей председателя с 30.12.2021 по 16.03.2022.
В то же время, из представленных в материалы дела документов следует, что фактически истец ушла в отпуск 24.01.2022. До указанной даты истец была допущена к исполнению своих трудовых обязанностей, следовательно, оснований для невыплаты ей заработной платы за этот период работы не имеется.
Как указано ранее, полномочия Кочергина А.А. в качестве председателя КСК МО ГО «Воркута» прекращены 16.01.2022.
При этом с 01.10.2021 в КСК МО ГО «Воркута» в качестве председателя действует также Сопов В.К.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, а именно наличие в КСК МО ГО «Воркута» двух председателей, поскольку Сопов В.К. в период с даты восстановления Кочергина А.А. на работе находился в отпуске, возложение на истца обязанностей председателя КСК МО ГО «Воркута» в период нахождения Сопова В.К. в отпуске суд находит обоснованным.
Делая данный вывод, суд учитывает необходимость защиты законных интересов работника как слабой стороны трудового договора, а также специфику трудовых отношений, которые характеризуются как экономическим, так и организационным неравенством сторон, подчинением работника распорядительной и дисциплинарной власти работодателя.
Истец в исковом заявлении также указала, что КСК МО ГО «Воркута» не выплачена ей материальная помощь в размере двух должностных окладов на основании её заявления.
В соответствии с п.1 ст. 8 Положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, муниципального образования городского округа «Воркута», утв. решением Совета МО городского округа «Воркута» от 13.04.2009 №335, материальная помощь муниципальным служащим выплачивается в размере двух должностных окладов с учетом надбавки за классный чин, надбавки за особые условия муниципальной службы, надбавки за выслугу лет, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: материальная помощь выплачивается работнику по его письменному заявлению в течение календарного года.
Из материалов дела следует, что приказом председателя КСК МО ГО «Воркута» Кочергина А.А. от 20.12.2021 №125 удовлетворено заявление Макаренковой А.А. о выплате ей материальной помощи к очередному оплачиваемому отпуску в размере двух фондов оплаты труда согласно ст.8 Положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, муниципального образования городского округа «Воркута». Основание: личное заявление Макаренковой А.А. от 20.12.2021.
Учитывая, что председателем КСК МО ГО «Воркута» в спорный период, в том числе на дату издания приказа (20.12.2021) являлся Кочергин А.А., оснований для невыплаты материальной помощи у КСК МО ГО «Воркута» не имелось.
Таким образом, проверив представленный истцом расчет невыплаченных сумм заработной платы, отпускных и материальной помощи, суд находит его обоснованным.
В связи с тем, что задолженность до настоящего времени истцу не выплачена, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с КСК МО ГО «Воркута» задолженности по заработной плате за май 2021г. в сумме 14479,99 руб., за период с 01.06.2021 по 30.12.2021 – 766742,49 руб., за период с 01.01.2022 по 23.01.2022 – 136577,34руб., отпускных за период с 24.01.2022 по 22.04.2022 в сумме 343340,47 руб.; материальной помощи за 2021г. – в размере 136368,00 руб.
В судебном заседании представитель истца Рочева И.О. заявила ходатайство об обращении к немедленному исполнению решения суда в части взыскания заработной платы за три месяца.
Поскольку ст.211 ГПК РФ предусматривает возможность обращения к немедленному исполнению решения о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев (абз.3), устанавливая гарантию наличия средств к существованию у работника до вступления в законную силу решения суда о взыскании заработной платы, в том числе в период его апелляционного обжалования, суд считает необходимым заявленное ходатайство удовлетворить.
Как уже указано, суд согласился с расчетом истца. Согласно этому расчету заработная плата за июнь, июль и август 2021 (три полных месяца) составляет 325928,25 руб. (180642,75руб. *3).
Разрешая требование истца о возложении на КСК МО ГО «Воркута» обязанности рассчитать и выплатить компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из пояснений ответчиков следует, что заработная плата должна была выдаваться истцу на руки наличными денежными средствами.
В подтверждение тому, что до 25.06.2021 Макаренкова А.А. получала заработную плату в кассе МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» в материалы дела представлена копия расходного кассового ордера от 10.06.2021 №25 (о получении Макаренковой А.А. лично зарплаты за вторую половину мая 2021 г.). Данный факт сторона истца не оспаривала.
После чего Макаренкова А.А. перестала получать зарплату в кассе бухгалтерии.
Сторона истца настаивает, что заработная плата Макаренковой А.А. не начислялась и не выплачивалась.
В обоснование довода о неначислении истцу в спорный период заработной платы представителем истца в материалы дела представлена копия уведомления от 18.06.2021 о предстоящем сокращении истца.
В то же время, фактически процедура сокращения в отношении истца не начиналась. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Сведения о наличии неприязненных отношений, сложившихся между председателем КСК МО ГО «Воркута» Соповым В.К. и аудитором Макаренковой А.А. также не свидетельствуют о неначислении истцу заработной платы в спорный период.
Вопреки доводу истца, из представленных документов (приказов, расчетных листков, расчетных ордеров), пояснений представителей ответчиков и показаний свидетелей следует, что заработная плата начислялась истцу ежемесячно и поступала в кассу МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», хранилась установленный срок в кассе учреждения и затем возвращалась в банк, где неполученные суммы заработной платы депонировались по счету 1 304 02 007.
Как пояснила суду представитель ответчика МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», в учреждении установлены два дня для выдачи работникам КСК МО ГО «Воркута» заработной платы, а именно каждое 10 и 25 число месяца. До 25.06.2021 истец регулярно получала заработную плату, однако 25.06.2021 истец, явившись в кассу учреждения, отказалась от получения заработной платы и после этой даты за её получением не являлась.
Сведения о неявке истца в кассу МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» после указанной даты (25.06.2021) подтвердили и допрошенные в качестве свидетелей кассиры С. и Г.
Кроме того, представителем истца представлена в материалы дела копия расходного ордера от 25.06.2021 №28, из которого следует, что истцу предлагалась к выдаче сумма в размере 30000 руб. за первую половину июня 2021г.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что истец сфотографировала этот документ в кассе МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия». Поскольку данный расходный кассовый ордер оформлен ненадлежащим образом, денежные средства истцом не получены.
Однако изложенные сведения не свидетельствуют о наличии препятствий для получения истцом начисленных ей ответчиком сумм заработной платы.
Как не свидетельствуют о наличии таких препятствий и иные нарушения, допущенные в МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» при оформлении первичных бухгалтерских документов.
На основании изложенного суд считает установленным, что ответчиком МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» заработная плата истцу за весь спорный период начислена.
Действительно, в судебном заседании установлено, что заработная плата начислялась истцу исходя из приказов, установивших надбавку особые условия муниципальной службы в размере 25%, а также без учета периодов временного исполнения обязанностей председателя КСК МО ГО «Воркута».
При этом начисление заработной платы в меньшем размере также не мешало истцу явиться к ответчику за получением начисленных сумм.
Кроме того, начисляя истцу заработную плату за период до 13.12.2021 (до даты принятия Верховным судом Республики Коми решения о восстановлении Кочергина А.А.), МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» руководствовалась приказами Сопова В.К., назначенного на эту должность Советом МО ГО «Воркута».
Сама истец не оспаривала вплоть до 27.12.2021 (дата подачи иска в суд) приказы Сопова В.К., изданные в отношении неё в спорный период.
Таким образом, имея возможность получения неоспариваемых начисленных ей сумм, истец за их получением не являлась. Взыскание настоящим решением суда денежных средств связано с установлением факта законности приказов изданных в отношении истца восстановленным на работе руководителем КСК МО ГО «Воркута» Кочергиным А.А., то есть в рассматриваемом случае имел место спор о размере и основаниях выплаты истцу денежных сумм.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о возложении на КСК МО ГО «Воркута» обязанности рассчитать и выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и иных приравненных к ней выплат.
Разрешая требование истца о признании незаконными действия МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», выразившиеся в неосуществлении начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных в установленном законом размере и сроке за период с мая 2021г. по 22.04.2022, суд исходит из следующего.
Как уже указано выше, положениями п.п. 2.2.16 и 2.2.19 договора №19 заключенного 10.06.2021 между ответчиками на бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности Контрольно-счетной комиссии МО ГО «Воркута», установлено, что МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» обязано принимать от КСК МО ГО «Воркута» качественно оформленные (составленные) первичные учетные документы, необходимые для начисления и выплаты в установленные сроки заработной платы работникам, а также производить своевременную оплату расходов и необходимые расчеты… по начислению и выплате в установленные сроки заработной платы рабочим и служащим.
В то же время, МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» оценивает только качество оформления первичных документов КСК МО ГО «Воркута», а не проводит их юридическую экспертизу.
То есть до разрешения спора судом у данного ответчика отсутствовали основания для начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных в размере установленном судом, в связи с чем суд считает не подлежащим удовлетворению требование истца к МУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Макаренковой А.А. к Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута», Муниципальному учреждению «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» о признании незаконными действий по неосуществлению начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных, взыскании заработной платы, отпускных и материальной помощи, возложении обязанности рассчитать и выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и иных приравненных к ней выплат удовлетворить частично.
Взыскать с Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Макаренковой А.А. заработную плату за май 2021г. в сумме 14479,99 руб., заработную плату за период с 01.06.2021 по 30.12.2021 – 766742,49 руб., заработную плату за период с 01.01.2022 по 23.01.2022 – 136577,34 руб., материальную помощь за 2021г. – 136368,00 руб., отпускные за период отпуска с 24.01.2022 по 22.04.2022 – 343340,47 руб., а всего 1397778 (один миллион триста девяносто семь тысяч семьсот семьдесят восемь) руб. 29 коп.
Решение суда в части взыскания с Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Макаренковой А.А. заработной платы за три полных месяца (с 01.06.2022 по 31.08.2022) в общей сумме 325928 (триста двадцать пять тысяч девятьсот двадцать восемь) руб. 25 коп. обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении требования Макаренковой А.А. к Контрольно-счетной комиссии муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности рассчитать и выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и иных приравненных к ней выплат отказать.
В удовлетворении требования Макаренковой А.А. к Муниципальному учреждению «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» о признании незаконными действий по неосуществлению начисления премии, ежемесячной надбавки, материальной помощи и отпускных отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 30.03.2022.
Судья У.Н. Боричева