К делу № 2-2819/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 26 октября 2017 года
Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Свириденко В.И.,
при секретаре Гарькуша А.Г.,
с участием:
истца ФИО., представляющего по доверенности ФИО., представителя истцов адвоката Низового А.О., действующего на основании ордера,
представителя ответчика ФИО – Конопаткиной Т.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО, ФИО к ФИО о понуждении к исполнению обязательства в натуре, возмещении ущерба.
УСТАНОВИЛ:
ФИО., ФИО обратились в суд с иском к ФИО о понуждении к исполнению обязательства в натуре, возмещении ущерба, указав, что 03 сентября 2016 года между ФИО., в лице представителя по доверенности ФИО и ФИО., в лице представителя по доверенности ФИО был заключен договор купли-продажи земельного участка; земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, площадь: 74 кв.м., кадастровый номер №, адрес: <адрес>. Цена договора 1000000 рублей. Согласно п.3. договора и расписки продавца, сумма уплачена до подписания договора.
Одновременно, 03 сентября 2016 года, между ФИО., действующим в интересах ФИО и ФИО., был заключен договор строительного подряда. Согласно п. 1.1. заключенного договора, подрядчик, обязался осуществить по поручению заказчика строительство трехэтажного дома, общей площадью 108 кв.м. Объект возводится на земельном участке площадь: 74 кв.м., кадастровый номер №, адрес: <адрес>, приобретенном ФИО. Местом исполнения договора является Адлерский район г. Сочи.
Согласно п. 1.2. договора, выполненная подрядчиком работа должна отвечать следующим требованиям: фундамент железобетон (бетон марки не ниже М300, арматура диаметром 12 – 14 мм.), стены из керамзитного блока, крыша металлочерепица, инженерные коммуникации: магистральный водопровод, канализация септик, электричество 15 кВт., штукатурка фасадная, окна пластиковые, вентиляция естественная, гидроизоляция фундамента, отделка фасада декоративным камнем.
Пунктом 2.1. договора строительного подряда от 03.09.2016г. согласовано, что обеспечение выполняемых подрядчиком работ и их выполнение подрядчик осуществляет своими силами и средствами, на своем оборудование, из своих материалов.
В соответствие с п. 3.2.1. договора и расписке, заказчик, в обеспечение исполнения обязательств по договору, произвел полную оплату цены договора подрядчику в размере 750000 рублей, при подписании договора.
Пунктом 6.2.1. договора, определено, что строительство объекта должно быть завершено до 03 ноября 2016 года.
В нарушение сроков, определенных п. 6.2.1. договора, строительство объекта не завершено, подрядчиком не выполнены работы по гидроизоляции фундамента дома, вследствие чего, на первый этаж дома поступаю грунтовые воды, не подведены инженерные коммуникации: магистральный водопровод, отсутствует канализация септик, не подключено электричество 15 кВт, не заключены договоры подключения и потребления электроэнергии с Кубаньэнергосбытом, отсутствует штукатурка фасадная, пластиковые окна имеют трещины стеклопакетов, дверь третьего этажа имеет дефект установки, не произведена отделка фасада декоративным камнем, не установлены водосточные трубы от крыши.
Список указанных недочетов вручен заказчиком подрядчику под роспись 05 февраля 2017 года, недочеты до сих пор не устранены.
В свою очередь заказчиком исполнены обязательства по договору путем полной оплаты цены договора в установленные сроки.
Также при осуществлении строительства дома, подрядчиком были нарушены границы земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера от 10.07.2017г. объект строительства частично расположен на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем истцу. Часть уточняемого объекта недвижимости, расположена за пределами границ земельного участка истца и накладывается на границы смежного земельного участка с кадастровым номером №. Площадь накладки составляет 15,17 кв.м., в связи с чем, необходимо устранить несоответствие границ земельных участков.
Исходя из сведений, имеющихся в ЕГРН, правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, является ФИО., право собственности зарегистрировано 05.07.2017г. за №.
Поскольку продавцом земельного участка, осуществившим его межевание с постановкой на кадастровый учет и подрядчиком, осуществляющим строительство объекта, является одно лицо, подрядчик не мог не знать о существующих на местности кадастровых границах. Следовательно, ответчиком, преднамеренно созданы условия затрудняющие использование земельного участка и объекта строительства по назначению. Недвижимость приведена в ненадлежащее качество. При этом, поскольку ответчик является собственником соседнего земельного участка, на который произошла накладка объекта строительства, устранение несоответствия границ земельных участков, возможно без нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
В результате нарушения ответчиком сроков передачи объекта недвижимости, определенных п. 6.2.1. договора строительного подряда, истцами были понесены убытки в сумме 180 000 рублей, связанные с арендой жилья в течение 9 месяцев, с ноября 2016 года по настоящее время.
Расходы на аренду жилья с 01.11.2016г. по 31.07.2017г. составили 180000 рублей, из расчета 20000 рублей за один месяц аренды помещения, состоящего из 1 комнаты по адресу: <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от 01 ноября 2016 г. и платежными документами.
В судебном заседании истцы уточнили исковые требования, просили понудить ФИО к исполнению обязательства в натуре, установив срок 1 месяц окончания строительства трехэтажного жилого дома, общей площадью 108 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, взыскать с ФИО в свою пользу убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств по договору, в сумме 240000 рублей, судебные издержки в сумме 83 729 рублей, состоящие из расходов на оплату заключения кадастрового инженера в размере 8000 рублей; расходы на юридическую помощь и услуги представителя в размере 60000 рублей; размер государственной пошлины в размере 5529 рублей; расходы на экспертизу строящегося дома в размере 10200 рублей; компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
ФИО и адвокат истцов Низовой А.О. в судебное заседание явились, на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали в полном объеме.
Представитель ФИО в судебном заседании исковые требования признала в части обязанности ответчика исполнить обязательства по договору строительного подряда. В остальном против удовлетворения исковых требований возражала, указывая при этом, что в договоре строительного подряда, заключенном 03 сентября 2016 года, между ФИО., действующим в интересах ФИО (Заказчик) и ФИО (Подрядчик), отсутствуют условия о возмещении убытков, вызванных не своевременным исполнением договора.
ФИО и ФИО в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, причины неявки суду не известны.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав ФИО., представляющего по доверенности ФИО., представителя истцов по ордеру – адвоката Низовго А.О., представителя ответчика ФИО., исследовав материалы дела, суд считает возможным частично удовлетворить исковые требования.
Из материалов дела следует, что 03.09.2016 года между ФИО., в лице представителя по доверенности ФИО и ФИО., в лице представителя по доверенности Рождествиной Т.А. был заключен договор купли-продажи земельного участка; земли сельскохозяйственного назначения - для садоводства, площадью 74 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, стоимостью 1000000 рублей. Истцами исполнены обязательства по указанному договору, оплата произведена в полном объеме.
Также 03.09.2016 года между ФИО., (заказчик) действующим в интересах ФИО и ФИО (подрядчик) был заключен договор строительного подряда, согласно которого подрядчик, обязался осуществить по поручению заказчика строительство трехэтажного дома, общей площадью 108 кв.м., на земельном участке площадью 74 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>. Местом исполнения договора является Адлерский район г. Сочи.
Согласно п. 1.2. договора подряда, выполненная подрядчиком работа должна отвечать следующим требованиям: Фундамент – железобетон (бетон марки не ниже М300, арматура диаметром 12 – 14 мм.), стены из керамзитного блока, крыша из металлочерепицы, инженерные коммуникации: магистральный водопровод, канализация септик, электричество 15 кВт, штукатурка фасадная, окна пластиковые, вентиляция естественная, гидроизоляция фундамента, отделка фасада декоративным камнем.
Пунктом 2.1. договора строительного подряда от 03.09.2016г. согласовано, что обеспечение выполняемых подрядчиком работ и их выполнение подрядчик осуществляет своими силами и средствами, на своем оборудовании, из своих материалов.
В соответствие с п. 3.2.1 договора подряда и расписки, заказчик произвел полную оплату цены договора подрядчику в размере 750000 рублей, при подписании договора.
Пунктом 6.2.1. договора подряда, определено, что строительство объекта должно быть завершено до 03 ноября 2016 года. Однако в нарушение указанного срока, строительство объекта до сих пор не завершено.
Согласно акта экспертизы № строящегося дома от 01.09.2017 г., проведенной отделом экспертиз и оценки ООО «Научно-производственное предприятие «Контакт», следует, что строительные работы выполнены с отступлением от требований договора строительного подряда и нормативной документации в строительстве, а именно: отсутствует штукатурка фасадная в полном объеме; отсутствует отделка фасада дома декоративным камнем по всей площади; не подведены инженерные коммуникации к дому, а именно: магистральный водопровод, канализация септик, электроснабжение 15 кВт; отсутствует гидроизоляция фундамента по всему периметру дома, стеклопакеты на окнах имеют трещины, не представлены документы, подтверждающие применение в конструкции фундамента бетона М300 и арматуры диаметром 12-14 мм.; отсутствует по периметру дома вертикальные водосточные трубы. В результате осмотра объекта экспертизы также выявлены отступления от нормативной документации в строительстве, узлы примыкания всех оконных блоков к ограждающим конструкциям не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52749-2007.
В силу п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из смысла ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина (заказчика), к такому договору соответственно применяются правила о правах заказчика по договору бытового подряда.
На основании ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Истцами ставится вопрос о взыскании убытков, связанных с нарушением ответчика сроков передачи объекта недвижимости, определенных п. 6.2.1. договора строительного подряда, в размере 240 000 рублей.
Из представленного ФИО договора найма жилого помещения, следует, что расходы на аренду жилья с 01.11.2016г. по 26.10.2017г. составили 240000 рублей, из расчета 20000 рублей за один месяц аренды помещения, состоящего из 1 комнаты по адресу: <адрес>, что подтверждается расписками об оплате.
Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст.393).
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВС РФ № 7 от 24.03.2016 г. «О применении судами положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств» в случае, если исполнение обязательства в натуре возможно, кредитор по своему усмотрению вправе либо требовать по суду такого исполнения, либо отказаться от принятия исполнения (п. 2 ст. 405 ГК РФ). Предъявление требования об исполнении обязательства в натуре не лишает его права потребовать возмещения убытков, неустойки за просрочку исполнения обязательства.
Рассматривая исковые требования в части установления срока в 1 месяц для исполнения обязательства по окончанию строительства трехэтажного жилого дома, суд считает их не обоснованными, так как указанный срок не обоснован документально, не определен конкретный объем и характер необходимых строительных работ, которые можно выполнить в определенный срок.
Истец просит взыскать с ответчика компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, указывая, что бездействие ответчика лишает истцов возможности использовать дом по назначению, что причиняет истцам моральный вред.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В данном случае, суд полагает, что ответчик не выполнив принятые на себя обязательства по договору строительного подряда причинил истцам моральный вред и считает разумным взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
Судом установлено, что согласно соглашения об оказании юридической помощи от 22.06.2017г., заключенного между ФИО и ФИО стоимость услуг составила 60 000 руб., что подтверждается платежными квитанциями.
Исходя из принципа разумности и справедливости, с учетом сложности рассматриваемого дела, с учетом количества состоявшихся судебных заседаний, продолжительности нахождения дела в производстве суда, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 30000 рублей, расходы на оплату заключения кадастрового инженера в размере 8000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 5529 рублей, расходы на оплату экспертизы дома в размере 10200 рублей, а всего в сумме 53729 рублей
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО, ФИО к ФИО о понуждении к исполнению обязательства в натуре, возмещении ущерба - удовлетворить частично.
Понудить ФИО к исполнению обязательства -окончить строительство трехэтажного жилого дома, общей площадью 108 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО в пользу ФИО, ФИО убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательств по договору строительного подряда от 03.09.2016г. в сумме 240000 (двести сорок тысяч) рублей, судебные расходы в сумме 53729 (пятьдесят три тысячи семьсот двадцать девять) рублей, компенсацию морального вреда в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца начиная с 31.10.2017 г.
Судья