Дело № 2-7836/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд РК
В составе председательствующего судьи Марковой Г.Н.
При секретаре Корниловой Н.А.,
С участием представителя истца Пикиной Н.Г.,
Представителя ответчика Васильев Д.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 4 декабря 2017 года гражданское дело по иску Антонюк В.А. к Министерству здравоохранения РК о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств,
УСТАНОВИЛ:
Антонюк В.А. обратился в суд с указанным иском к ГБУЗ РК Воркутинская детская больница.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлены требования к Минздраву РК о взыскании денежных средств, затраченных на лечение ... ребенка - ..., в размере 65 197,25 руб.
Определением Воркутинского городского суда от 10 августа 2017 года дело передано по подсудности в Сыктывкарский городской суд.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала, суду пояснила, что ответчиком незаконно отказано в приобретении для несовершеннолетнего Антонюк Артема Вадимовича жизненно необходимого лекарственного препарата Роаккутан, в связи с чем истец вынужден приобрести лекарство за счет собственных средств.
Представитель ответчика с иском не согласился, указав, что не представлены доказательства того, что препарат Роаккутан являлся для Антонюк Артема Вадимовича жизненно необходимым.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец является отцом А.В., ** ** **, ....
В ** ** ** ребенок находился на лечении в ФГБУ ..., при выписке ** ** ** даны рекомендации по проведению по месту жительства поддерживающей терапии лекарственным препаратом ... (...).
** ** ** А.В. был направлен на плановое лечение в ... отделение ДРБ, где был проведен ... курс лечения лекарственным препаратом ... с ** ** **. ... курс был запланирован на ** ** ** в амбулаторных условиях.
Вновь ребенок находился на исследовании в ФГБУ ... с ** ** **. При выписке рекомендовано продолжить по месту жительства проведение поддерживающей терапии лекарственным препаратом ...
В материалы дела представлены протоколы заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК Воркутинская детская больница № ... от ** ** ** и № ... от ** ** **
В протоколе от ** ** ** на основании справки ФГБУ ... и выписки из ГУ РКДБ указано в необходимости осуществить закуп препарата ... для ... А.В.
Из протокола от ** ** ** следует, что ** ** ** в отдел лекарственного обеспечения Минздрава РК направлена заявка на дополнительное лекарственное обеспечение ребенка ... А.В. лекарственным препаратом ... в количестве ... Повторно заявка на дополнительное лекарственное обеспечение направлена в адрес Минздрава РК ** ** **. Как указано в ответе Минздрава РК, лекарственный препарат ... для проведения поддерживающей терапии ... закуп препарата производится только на период госпитализации ребенка в стационар.
По отзыву ответчика, лекарственные препараты ... не входят в перечни лекарственных средств на 2016 – 2017 годы, отсутствуют решения врачебной комиссии о нуждаемости А.В. в приеме данных препаратов, ФГБУ ... данные лекарственные препараты рекомендованы пациенту в целях проведения поддерживающей терапии.
Согласно Приказа Минздрава РФ от 07.05.1998 N 151 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям" при лечении ... проводятся следующие лечебные мероприятия – ....
В ходе рассмотрения дела установлено назначение ... А.В. врачебной комиссией ГБУЗ РК Воркутинская детская больница лекарственного препарата ... и бездействие ответчика по принятию мер, направленных на обеспечение ребенка жизненно важным лекарством.
В соответствии со ст.ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 05.07.2012 N 283, Министерство здравоохранения Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
В целях реализации задач Министерство исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на финансовое обеспечение деятельности Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также в части средств на финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, подведомственных Министерству.
В силу Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р.
Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В период прохождения А.В. амбулаторного лечения был использован препарат ..., приобретенный истцом за счет собственных средств, при этом в соответствии с указанными нормативными актами на основании врачебной комиссии ГБУЗ РК Воркутинская детская больница он должен быть предоставлен бесплатно, поскольку данный препарат ... жизненно необходим А.В. после проведения ....
Истцом представлены товарные и кассовые чеки, свидетельствующие о понесенных расходах на приобретение лекарственного препарата ... после принятия врачебной комиссии ГБУЗ РК Воркутинская детская больница решения о назначении данного лекарственного препарата, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в размере 32 769,87 руб.
Поскольку ... А.В. имел право по жизненным показаниям на бесплатное получение препарата ... в период прохождения амбулаторного лечения, фактически были понесены расходы в указанном выше размере, на основании ст. 15 ГК с Минздрава РК в пользу Антонюк В.А. подлежит взысканию 32 769,87 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства здравоохранения РК в пользу Антонюк В.А. в счет возмещения стоимости лекарственных средств денежные средства в размере 32 769,87 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд РК.
Председательствующий Г.Н. Маркова
Председательствующий Г.Н. Маркова