Дело № 2-394/2016
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2016 года г. Галич
Галичский районный суд в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.
при секретаре Аксеновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галичского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Елшину Александру Юрьевичу о прекращении действия права на управления транспортными средствами
установил:
Галичский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЕлшинуАлександра Юрьевича о прекращении действия права на управления транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что Галичской межрайонной прокуратурой в соответствии с поручением прокуратуры Костромской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе в части соблюдения ограничений к управлению транспортными средствами. В ходе проверки установлено, что ЕлшинАлександр Юрьевич, <дата> г.р. состоит на активном диспансерном учете у врача-психиатра ОГБУЗ «Галичская окружная больница». Согласно сообщения ОГБУЗ «Галичская окружная больница» Елшину А.Ю. противопоказано управление транспортным средством ввиду имеющегося заболевания в соответствии с Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Согласно информации УМВД РФ по Костромской области № 9-11477 от 16.12.2015г. Елшин А.Ю. имеет водительское удостоверение ..... на право управления транспортным средством категории «А.ВС» от 31.08.2010 г. Согласно сведениям базы данных ГИБДД Костромской области Елшин А.Ю. неоднократно привлекался к административной ответственности в виде штрафа, в том числе 4 раза в 2015 году. В соответствии с п. 1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно ст. 5, ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, среди прочего, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации (ст. 25 Закона № 196-ФЗ). Пунктом 2 ст. 24 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной 08 ноября 1968 года в г.Вене и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. Таким образом, законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя. Как следует из ст. 28 Закона №196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению авто-, мототранспортными средствами и городским электротранспортом являются, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися формами, допускаются к управлению транспортными средствами разрешенной категории при стойкой ремиссии. Таким образом, из вышеуказанных обстоятельств следует, что у Елшина А.Ю. имеется прямое противопоказание к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствующее о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, подтвержденного, среди прочего, медицинской картой, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами. Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя. Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает" основным принципам дорожного движения. Управление автотранспортным средством лицом, являющимся больным психическим заболеванием, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либр причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц, так как ставится под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения.
При изложенных обстоятельствах Галичский межрайонный прокурор просит суд прекратить право Елшина Александра Юрьевича, <дата> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, переулок <адрес> <адрес>, на управление транспортными средствами; обязать Елшина Александра Юрьевича возвратить водительское удостоверение № ..... от 31.08.2010 г. в ОГИБДД МО МВД России «Галичский» в течение 10 суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Галичского межрайонного прокурора Ермолова Т.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик Елшин А.Ю. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщили, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований Галичского межрайонного прокурора не представил, ходатайств не заявлял.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика Елшина А.Ю.
Представитель третьего лица - МО МВД России «Галичский» специалист-эксперт правового направления Костин Д.С., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований Галичского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Елшину А.Ю., полгал, что требования прокурора законны и обоснованы.
Представитель третьего лица - ОГБУЗ «Галичская окружная больница» юрисконсульт Гришина Е.Б., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Галичского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Елшину А.Ю., полгала, что требования прокурора законны и обоснованы.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд считает, что требований Галичского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной 08 ноября 1968 года в г.Вене и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. Таким образом, законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5, ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» года № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. (далее - Закон) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, среди прочего, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации (ст. 25 Закона ).
Пунктом 2 ст. 24 Закона предусмотрено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с положениями ст. 28 Закона основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению авто-, мототранспортными средствами и городским электротранспортом являются, в том числе, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися формами, допускаются к управлению транспортными средствами разрешенной категории при стойкой ремиссии.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение права на управление транспортным средством напрямую поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя. Управление лицами, имеющими медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения и не отвечает" основным принципам дорожного движения. Управление автотранспортным средством лицом, являющимся больным психическим заболеванием, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям и другим инцидентам, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, либо причинению иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В соответствии с п. 1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании установлено, что Елшин А.Ю. имеет право управления транспортными средствами, что подтверждается наличием водительского удостоверения ..... категории «А,В,С», сведениями УГИБДД УМВД России по Костромской области от 16.12.2015 г. (л.д.5).
Согласно сведений ОГБУЗ «Костромская областная психиатрическая больница» от 01.12.2015 г. Елшин А.Ю., согласно имеющейся документации, нуждается во внеочередном психиатрическом освидетельствовании и приостановлении действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.(л.д.7)
Из информации ОГБУЗ «Галичская окружная больница» от 04.02.2015 г. № 85 на активном диспансерном наблюдении у врача-психиатра на основании Приказа Минздрава России и МВД РФ № 133/269 от 30.04.1997 г. состоит Елшин А.Ю. (л.д.9)
Из сообщения врача-психиатра ОГБУЗ «Галичская окружная больница» 1008 от 30.11.2015 г. Следует, что по результатам проведенной врачебной комиссии Елшину А.Ю., состоящему в группе активного диспансерного наблюдения, управление автотранспортом противопоказано. (л.д.11).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что у Елшина А.Ю. имеется прямое противопоказание к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствующее о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, подтвержденного, среди прочего, медицинскими противопоказаниями, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования Галичского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Елшину Александру Юрьевичу о прекращении действия права на управления транспортными средствами, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с ответчика Елшина А.Ю. подлежит взысканию в бюджет городского округа-город Галич Костромской области государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ..... ░░ 31.08.2010 ░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2016 ░░░░