Дело № 2-506/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2013 года Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шардиной М.В., с участием истцов Шерстобитова А.Е., Шерстобитовой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Шерстобитова А.Е., Шерстобитовой А.А. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации», Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Шерстобитов А.Е., Шерстобитова А.А. обратились в суд с иском к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» и просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС> – по 1/2 доли в праве собственности на данное жилое помещение за каждым.
В обоснование иска указали, что постоянно зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <АДРЕС>. Данная квартира была предоставлена Шерстобитову А.Е. Пермской КЭЧ района на основании договора социального найма №... от 04.10.2006г. на семью, состоящую их двух человек – Шерстобитова А.Е. и его супруги Шерстобитовой А.А. На обращение истца к ответчику о передаче указанной квартиры в собственность истцов в порядке приватизации был получен отказ. Истицы полагают, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ, ст.ст. 2, 7,8 23 закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право на признание за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Определением суда в протокольной форме от 18.02.2013г. в качестве надлежащих ответчиков привлечена Администрация г. Перми, в качестве третьего лица - Администрация Кировского района г. Перми, поскольку согласно приказу Министра обороны РФ № 3569 от 27.11.2012 года спорный объект подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Перми.
В судебном заседании истцы настаивали на заявленных требованиях на основании указанных выше обстоятельств. Дополнительно пояснили, что обращались в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о приватизации квартиры, администрация Кировского района не отказала в приеме документов, однако потребовала представить новую справку о приватизации из Управления жилищных отношений находящегося по адресу <АДРЕС>. В Управлении жилищных отношений справку о приватизации не выдают, поскольку на баланс жилое помещение не принято, техническая документация из Миниобороны не получена, письменных ответов в подтверждение изложенных доводов не имеется.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Администрации Кировского района г. Перми, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил отзыв, в котором указал, что администрация Кировского района г. Перми ведет работу по приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, заключает договоры приватизации объектов муниципального жилищного фонда. истцы не обращались в администрацию Кировского района г. Перми с заявлением о приватизации спорной квартиры, следовательно, администрация Кировского района г. Перми не имеет оснований и полномочий по заключению договора безвозмездной передачи спорной квартиры в собственность истцов. Исходя из указанного, администрация Кировского района г. Перми оставляет решение вопроса о правомерности требований истцов на усмотрение суда.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истцов, приходит к следующему.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной «собственности», может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. По смыслу указанного выше закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по каким-либо причинам жилые помещения не переданы и невозможно воспользоваться правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, то существенно нарушается положение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядок оформления передачи жилья обязателен как для граждан, так и должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде в собственность граждан.
Ограничения по приватизации жилья, предоставленного гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, отменены, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 № 6-П и Федеральным Законом РФ от 11.06.2008 № 84-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 3803-р от 29.08.2003 года, в том числе, дом №... в <АДРЕС>, закреплен на праве оперативного управления за Пермской КЭЧ района Минобороны России.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ.
Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен Приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ».
Согласно п. 26 указанного Приказа учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов. Согласно п. 40 указанного Приказа заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по соответствующим ордерам. После оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему, которому предоставляется жилое помещение. Ордера на жилые помещения выдаются КЭЧ района.
Согласно ордеру №... от 05.02.1991г. Шерстобитову А.Е. предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира №... по адресу: <АДРЕС>, на состав семьи, состоящей из 2 человек – самого Шерстобитова А.Е. и его супруги Шерстобитовой А.А. (л.д. 9).
04.10.2006. между Пермской КЭЧ района (Наймодатель), с одной стороны, и Шерстобитовым А.Е. (Наниматель), с другой стороны, заключен договор социального найма жилого помещения №..., согласно которому Наймодатель предоставил Нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности состоящее из двухкомнатной квартиры по адресу: <АДРЕС>, для проживания в нем нанимателя и его супруги Шерстобитовой А.А. (л.д. матери З. (л.д. 6-8).
В настоящее время в спорной квартире проживает и зарегистрирован Шерстобитов А.Е. и Шерстобитова А.А., что подтверждается справкой РЭР №... от 01.11.2012г. №... (л.д. 18).
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р (ред. от 17.03.2010) «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России» утвержден прилагаемый Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Из указанного перечня по Пермскому краю исключен закрытый военный городок №... на основании распоряжения Правительства РФ от 17.03.2010 N 349-р.
Истцы обращались с заявлением в ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России» о приватизации занимаемой квартиры.
Из ответа ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России от 27.12.2012 года следует, что, ФГУ «Приволжско – Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность (л.д. 19).
Из материалов правого дела на домовладение по адресу: <АДРЕС> следует:
Приказом №... начальника Пермской КЭЧ района от 17.05.2007 года, в связи с передачей жилого фонда и объектов социальной инфраструктуры Пермской КЭЧ района в муниципальное образование «Город Кунгур» и муниципальное образование «Город Пермь» в эксплуатацию домоуправления №... Пермской КЭЧ района переданы жилые дома, в том числе, дома офицерского состава военный город №... (тринадцать жилых домов).
Согласно акту приемки (передачи) зданий сооружений и территории военного городка №... от 29.05.2007 года домоуправлению №... Пермской КЭЧ района передано тринадцать жилых домов военного городка №..., в том числе №....
Согласно распоряжению от 29.08.2003 года № 3803-р «О закреплении имущества за Пермской КЭЧ района Минобороны России» в соответствии со ст.125, 214, 296, 299 ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 года № 377, на основании обращения Минобороны России от 25.06.2003 года №... за Пермской КЭЧ района Минобороны России закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению (пункт 1). Пермской КЭЧ района Минобороны России в установленном порядке приказано: обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества, обеспечить регистрацию права оперативного управления на указанное в пункте 1 имущество; оформить правоустанавливающие документы на земельный участок.
На основании приложения к вышеуказанному распоряжению, в состав имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пермской КЭЧ района, вошли и тринадцать жилых домов.
Приказом Министра обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ предписано провести инвентаризацию имущества и обязательств ФГКЭУ КЭЧ районов и осуществить регистрацию прав оперативного управления на федеральное недвижимое имущество, закрепленного за данными учреждениями.
Приказом Министра обороны РФ № 3569 от 27.11.2012 года «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность города Перми» приказано передать из федеральной собственности в муниципальную собственность города Перми объекты недвижимого имущества, в том числе квартиры №... по адресу <АДРЕС>
28.01.2013 года проведена государственная регистрация права собственности на спорное жилое помещение за Муниципальным образованием «Город Пермь» (л.д. 28).
На момент рассмотрения дела спорное жилое помещение не включено в Единый реестр муниципальной собственности.
Судом установлено, что истцы в марте 2013г. обращались в администрацию Кировского района г.Перми с заявлением о передаче в частную собственность спорного жилого помещения. Ответа на их обращение не последовало.
В соответствии с техническим паспортом на спорное жилое помещение, трехкомнатная квартира, расположенная по адресу <АДРЕС>, по своим техническим характеристикам является жилым помещением, общей площадью 46,0 кв.м., жилой – 32,1 кв.м. (л.д. 12).
Истцы вселились в квартиру в установленном законом порядке, проживают в квартире на условиях социального найма. Ранее в приватизации жилья не участвовали, что справкой ГУП «...» от 12.11.2012 года (л.д. 5).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцам в установленном законом порядке предоставлено жилое помещение, которое входило в состав государственного жилищного фонда, в настоящее время статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение передано в муниципальную собственность г.Перми и зарегистрировано на праве собственности за Муниципальным образованием «Город Пермь», соответственно, квартира, расположенная по адресу <АДРЕС>, подлежит приватизации.
По мнению суда, реализация прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законодательными актами, не может быть поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующими учреждений и органами власти. Невключение спорного жилого помещения в Единый реестр муниципальной собственности не может служить основанием для ограничения жилищных прав истицы, в том числе права на бесплатную передачу жилья в собственность.
Истцы постоянно проживают в жилом помещении, на которое заявлено право, вселились в установленном законом порядке, приобрели право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, в приватизации других жилых помещений не участвовали, в связи с чем приобрели право на получение занимаемого ими жилого помещения в собственность безвозмездно по правилам, установленным Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Истцы вправе сами избрать такой способ защиты своего права как передача занимаемого жилого помещения в собственность, исходя из наличия права, установленного законом, в данном случае – право на приватизацию.
С учетом вышеизложенного, суд считает исковое требование о признании за Шерстобитовым А.Е., Шерстобитовой А.А. права общей долевой собственности - по ? доли в праве каждому - на квартиру по адресу <АДРЕС> в порядке приватизации, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 17 Закона РФ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <АДРЕС>, за истцами
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать право общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение –квартиру, расположенную по адресу: <АДРЕС> за Шерстобитовым А.Е., Шерстобитовой А.А. – по 1/2 доли в праве собственности за каждым.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Председательствующий: