Председательствующий: Стрельцова Е.Г.
Дело № 33-48/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе судьи Морозовой В.Н.
при ведении протокола помощником судьи Сергиенко Н.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании от 13 января 2022 года частную жалобу представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Рожков ЕВ на определение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства,
У С Т А Н О В И Л А:
Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») Рожков ЕВ обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании решения Железнодорожного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, требования мотивировал тем, что указанным решением суда удовлетворены исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на ОАО «РЖД» возложена обязанность в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожные переезды на территории города Абакана Республики Хакасия: на пересечении автомобильной дороги по ул. Павших Коммунаров на 0 км 1 ПК Железнодорожной станции Абакан (Нефтебаза); на пересечении автомобильной дороги по ул. Железнодорожная на 0 км. 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мехзавод); на пересечении автомобильной дороги по ул. Пушкина на 0 км 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мясокомбинат). В отношении ОАО «РЖД» было возбуждено исполнительное производство №. В соответствии с п. 3 Правил оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечения обслуживания таких специальных технических средств, а также передачи информации о выявленных с помощью этих специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды органы государственного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504, оборудованию специальными техническими средствами подлежат железнодорожные переезды, на которых по состоянию на 1 июля текущего года в течение 3 предшествующих последовательных лет произошло 2 и более дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли люди или ранены 5 и более человек. По информации, полученной от ГИБДД на спорном железнодорожном переезде за последние 3 года ДТП, попадающих под п. 3 Правил не происходило. С учетом фактических обстоятельств и указанных изменений в законодательстве, ОАО «РЖД» полагало, что утратило возможность исполнить ранее принятые решения в отношении железнодорожных переездов, не соответствующих критериям, указанным в п. 3 Правил. Просило прекратить исполнительное производство №.
Заявление о прекращении исполнительного производства рассмотрено в отсутствие представителя заявителя ОАО «РЖД», представителей третьих лиц МО по ОВИП УФССП России по РХ, Администрации г. Абакана, Министерства транспорта и дорожного хозяйства по РХ, Управления ГИБДД по РХ.
Помощник транспортного прокурора Костенко АА в судебном заседании просила в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказать, ссылаясь на то, что изменение законодательства, примененного судом при рассмотрении конкретного дела, после вступления в законную силу вынесенного по этому делу судебного постановления, не свидетельствует о невозможности исполнения судебного решения и не может являться основанием для прекращения исполнительного производства.
Суд постановил определение, которым в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства отказал.
С определением не согласен представитель ОАО «РЖД» Рожков ЕВ
В частной жалобе он просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, удовлетворить заявление о прекращении исполнительного производства.
Повторяя доводы заявления о прекращении исполнительного производства, выражает несогласие с выводом суда о том, что изменение законодательства, определяющего условия и порядок оборудования железнодорожных переездов специальными техническими средствами, не повлекло для ОАО «РЖД» утрату возможности исполнить ранее принятое решение.
В письменных возражениях относительно доводов частной жалобы исполняющий обязанности транспортного прокурора Чертыков ДА выражает согласие с определением суда.
Суд апелляционной инстанции приступил к рассмотрению частной жалобы в порядке ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 439 ГПК РФ исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях:
1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, на ОАО «РЖД» возложена обязанность в срок не позднее 18 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, железнодорожные переезды на территории города Абакана Республики Хакасия: на пересечении автомобильной дороги по ул. Павших Коммунаров на 0 км 1 ПК Железнодорожной станции Абакан (Нефтебаза); на пересечении автомобильной дороги по ул. Железнодорожная на 0 км. 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мехзавод); на пересечении автомобильной дороги по ул. Пушкина на 0 км 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мясокомбинат).
Взыскателю был выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем МО по ОВИП УФССП России по РХ возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ОАО «РЖД».
До настоящего времени решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, оборудование железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, не осуществлено.
Обращаясь с заявлением о прекращении исполнительного производства, заявитель ссылался на то, что ОАО «РЖД» утратило возможность исполнить ранее принятое решение, обязывающее оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, в связи с изменением законодательства, установившего критерии только при наличии которых железнодорожные переезды подлежат оборудованию специальными техническими средствами. Несоответствие железнодорожных переездов, поименованных в решении суда, установленным критериям, по мнению заявителя, являлось основанием для прекращения исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что изменения, внесенные в нормативный акт, которым руководствовался суд, принимая решение, не освобождают заявителя от исполнения решения суда, вступившего в законную силу, и не влекут невозможность исполнения решения суда.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они противоречат установленным по делу обстоятельствам, постановлены при неправильном применении норм материального права.
На момент принятия судом решения по вышеуказанному гражданскому делу, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было предусмотрено, что владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
Пунктом 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 508-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу, ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ изложена в иной редакции, в которой обязанность, предусмотренная ранее, в части оборудования железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения, отсутствует.
Частью 4 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, дополненной вышеуказанным Федеральным законом от 27.12.2018 № 508-ФЗ, установлено, что владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды. Порядок оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, порядок обеспечения обслуживания указанных специальных технических средств, а также порядок передачи информации о выявленных с помощью указанных специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504 утверждены Правила оборудования железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечения обслуживания таких специальных технических средств, а также передачи информации о выявленных с помощью этих специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора).
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что оборудованию специальными техническими средствами подлежат железнодорожные переезды, на которых по состоянию на 1 июля текущего года в течение 3 предшествующих последовательных лет произошли 2 и более дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли люди или ранены 5 и более человек.
В перечень подлежащих оборудованию специальными техническими средствами железнодорожных переездов с указанием мест размещения специальных технических средств на железнодорожном переезде (далее - перечень железнодорожных переездов) включаются железнодорожные переезды, отвечающие требованиям п. 3 настоящих Правил, которые на 1 июля текущего года не оборудованы специальными техническими средствами.
Из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504 следует, что определенная п. 3 утвержденных им Правил категория железнодорожных переездов, подлежащих оборудованию специальными техническими средствами, является исчерпывающей. В силу взаимосвязанных положений ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504, не предусмотрено оборудование специальными техническими средствами каких-либо иных железнодорожных переездов.
Пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1504, предусмотрено, что в случае, если на основании анализа, проведенного в соответствии с п. 4 настоящих Правил, установлено, что на оборудованном специальными техническими средствами железнодорожном переезде в течение 3 последовательных лет со дня его оборудования не произошли 2 и более дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли люди или ранены 5 и более человек, допускается демонтаж специальных технических средств или их отключение, о чем владелец инфраструктуры уведомляет органы внутренних дел (полицию).
Согласно информации ГУ МВД Росси по Красноярскому краю в период с 2017 по 2020 год дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли или пострадали люди, на железнодорожных переездах, в отношении которых были заявлены исковые требования по данному гражданскому делу, не происходило.
Вместе с тем, при решении вопроса о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции вышеизложенные обстоятельства во внимание не принял.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исполнение решения суда не будет соответствовать целям устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку в силу вышеуказанных положений действующего законодательства спорный железнодорожный переезд в настоящее время не подлежит оборудованию специальными техническими средствами с функцией фото- киносъемки, видеосъемки для фиксации нарушений Правил дорожного движения.
По мнению суда апелляционной инстанции, дальнейшее осуществление исполнительного производства, требование от должника осуществления не предусмотренных действующим законодательством действий по оборудованию вышеуказанного железнодорожного переезда специальными техническими средствами, которые ввиду отсутствия оснований для их установки подлежат последующему демонтажу, принципу законности не отвечает.
При указанных обстоятельствах постановленное по делу определение не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу и вынесением определения об удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства №, возбужденного на основании решения Железнодорожного районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Абаканского городского суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу отменить.
Заявление открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о прекращении исполнительного производства удовлетворить.
Прекратить исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по гражданскому делу № на решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ о возложении на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанности оборудовать в соответствии с ГОСТ Р 57145-2016 работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения железнодорожные переезды на территории города Абакана Республики Хакасия: на пересечении автомобильной дороги по ул. Павших Коммунаров на 0 км. 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Нефтебаза); на пересечении автомобильной дороги по ул. Железнодорожная на 0 км. 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мехзавод); на пересечении автомобильной дороги по ул. Пушкина на 0 км 1 ПК железнодорожной станции Абакан (Мясокомбинат).
Председательствующий В.Н. Морозова