Дело 000
(УИД 000)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа «02» мая 2023 года
Анапский районный суд Краснодарского края в составе судьи Немродова А.Н.,
при секретаре Саввиди А.С.,
с участием представителя истца – администрации МО г.-к. Анапа – Селивановой А.А., действующей на основании доверенности 000 от 00.00.0000,
представителя ответчика Новикову Т.Н. – Янцен О.В., действующего на основании нотариальной доверенности 000 от 00.00.0000,
ответчика Новикову Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования города-курорта Анапа к Новикову Т.Н. об обязании осуществить снос (демонтаж) самовольно возведенной постройки, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования г. – к. Анапа обратилась с иском к Новикову Т.Н. об обязании осуществить снос самовольной постройки – одноэтажного жилого дома, ориентировочными размерами 6, 0 на 4, 0 м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), в течение 30 дней со дня вступления в законную силу, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда.
В обосновании заявленных исковых требований указано, что управлением муниципального контроля администрации МО г.-к. Анапа в ходе проведения мероприятий в порядке ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявлен факт самовольного строительства на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...). Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), право собственности зарегистрировано 00.00.0000 за Новикову Т.Н. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о поворотных точках и границах земельного участка внесены в государственный кадастровый учет. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 00.00.0000 000 вышеуказанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1). Зона сельскохозяйственных угодий СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране. Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Строительство капитальных объектов в указанной зоне не предусмотрено. В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются. Разрешительная документация на строительство (реконструкцию) каких- либо объектов капитального строительства в архиве управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует. В ходе проведения осмотра с территории общего пользования установлено, что в границах огороженного земельного участка расположено одноэтажное здание имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано. Установленный вид разрешенного использования на указанном участке, а также территориальная зона, не предусматривают размещения на нем данного объекта. Таким образом, в действиях Новикову Т.Н. при использовании земельного участка по адресу: (...), с кадастровым номером 000, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (использование земельного участка с нарушением установленного вида разрешительного использования). Администрация считает, что испрашиваемые обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом спора, являются обоснованными и позволяют на данной стадии гражданского процесса соблюсти разумный баланс интересов спорящих сторон, сохранить status quo в отношениях сторон, а также в целях не допущения причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, так как имеется риск наступления негативных последствий и причинения вреда жизни и здоровью неопределенном кругу лиц, связанных с эксплуатацией указанного самовольно возведенного объекта.
На основании изложенного администрация МО г.-к. Анапа, в лице представителя Тарасовой С.В., действующей на основании доверенности 000 от 00.00.0000, просит суд обязать Новикову Т.Н. в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос (демонтаж) одноэтажного здания имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». В случае неисполнения в установленный тридцатидневный срок решения суда, взыскать с Новикову Т.Н. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 20 000 (двадцать тысяч) руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Представитель истца администрации МО г.-к. Анапа - Селивановой А.А. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила суд иск удовлетворить.
Ответчик Новикову Т.Н., представитель ответчика Новикову Т.Н. – Янцен О.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, однако, пояснил, что спорное некапитальное строение фактически эксплуатируется в качестве индивидуального жилого дома. Также представил возражения относительно заявленных требований, из содержания которых усматривается следующее.
Обоснованием иска выступает тот факт, что участок ответчика расположен в территориальной зоне СХ-1, где строительство капитальных зданий запрещено, администрация считает, что текущая территориальная зона как и вид разрешенного использования участка не предусматривает установку строений аналогичных постройке ответчиков. Ссылается на ст.304 ГК РФ, согласно которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав. Участок имеет назначение согласно сведениям ЕГРН «сельскохозяйственное производство» как на момент его приобретения в 2019 г., так и в настоящее время. Данное назначение не исключает возведение некапитальных построек, собственник участка руководствуется актуальными сведениями ЕГРН. Изменение генерального плана и ПЗЗ МО г.-к. Анапа носит характер установления направленности дальнейшего развития территорий, но не отменяет режим уже действующего вида разрешенного использования земельного участка, существовавшего ранее. В начале 2020 г. ответчик заключила договор на изготовление и установку хозяйственного модуля на участке не являющегося капитальным строением. Согласно п.29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 г. Москва 29.04.2010 г. положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта. Таким образом Верховный суд РФ не только указывает на недопустимость применения норм ст.222 ГК РФ в отношении некапитальной постройки, но и описывает какие способы защиты права в данном случае должны быть применены. Как указал Верховный суд в указанном постановлении, лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, однако администрация не является собственником участка, на котором расположено соответствующее строение и никаких иных вещных прав в отношении него не имеет. Истец пытается злоупотреблять своими правами, не учитывая, что изменения в генеральный план и правила землепользования и застройки определяют назначение территорий исходя из планов их развития, но не влекут немедленного и неизбежного изменения вида разрешенного использования участка (ст.ст. 18, 30 ГрК РФ). В соответствии с ч. 4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. То есть изменения документов территориального планирования прежний режим функционирования не изменяют. Участок приобретен ответчиком и ее супругом в 2019 г., в 2020 г. установлен спорный некапитальный модуль, в 2021 г. приняты изменения в генеральный план, изменения в ПЗЗ МО г.-к. Анапа вообще вносились и в 2020 г. и 2021 г., и в 2022 г. Тем не менее, уже на момент приобретения участка у него был вид разрешенного использования согласно ЕГРН «для сельскохозяйственного производства», что соответствует по новому классификатору ВРИ 1.18. Согласно Классификатору и ПЗЗ данный ВРИ предусматривает возможность застройки участка на тридцать процентов. В соответствии с ч.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Такая правовая позиция сведена воедино в п.6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 г.). Согласно этой позиции истцу отказали в признании не действующими Правил землепользования и застройки, в силу того в том числе, что его права это не нарушает и он может продолжать использование участка в соответствии с прежним видом разрешенного использования, а документы территориального планирования носят характер планирования развития территории: «При этом суд апелляционной инстанции отметил исходя из положений ч. 8 ст. 36 ГрК РФ и ч. 4 ст. 85 ЗК РФ, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.» Более того, на некапитальные постройки градостроительные регламенты не распространяются. Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ). Согласно ч. 6 ст. 30, частях 1 и 3 ст. 36, других норм ГрК РФ градостроительный регламент распространяется на земельные участки и объекты капитального строительства, соответственно на некапитальные постройки действие таких регламентов не распространяется. Соответственно, положения ГрК Кодекса РФ закреплены и в Правилах землепользования и застройки действовавших на момент возведения постройки в 2020 г. (в существующих аналогично возможно только иная нумерация статей) Так согласно ст.8 ПЗЗ МО г.-к. Анапа, актуальных на момент возведения строения на нашем участке, правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. То есть указывается о действии регламентов (правового режима) только на объекты капитального строительства. Таким образом, как в ГрК РФ, так и в ПЗЗ МО г.-к. Анапа речь идет только о действии регламентов в отношении объектов капитального строительства, иных указаний нет. Из совокупности изложенного, из системного толкования норм и подзаконных актов следует, что градостроительные регламенты не распространяются на некапитальные постройки. Аналогично градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ч.6 ст.36 ГрК РФ). Изложенные правовые нормы свидетельствуют о том, что не капитальная постройка не нарушает градостроительные регламенты, но даже не это главное. Согласно ст.36 ПЗЗ МО г.-к. Анапа, актуальных на момент возведения строения, в состав территориальных зон могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства, огородничества, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав территориальных зон сельскохозяйственного использования включены: зона сельскохозяйственных угодий (СХ-1); зона, предназначенная для ведения садоводства и огородничества (СХ-2); зона сельскохозяйственного использования и производства (СХ-3); СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий. Зона сельскохозяйственных угодий СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране. Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается. Применительно к земельным участкам, исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, действует градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования и производства СХ-3. Это дословное цитирование текста ПЗЗ. Это обоснованное указание происходит явно из ч. 4 ст.79 ЗК РФ, где сказано, что могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Таким образом ПЗЗ МО г.-к. Анапа, действующими на момент возведения строения, было предусмотрено, что на часть земельных участков, находящихся в территориальных зонах, обозначенных графически как СХ-1, распространяются регламенты зоны сельскохозяйственного использования и производства СХ-3. При этом основным определяющим фактором являлось то, относится ли земельный участок к особо ценным сельскохозяйственным угодьям. В соответствии с той же ч. 4 ст.79 ЗК РФ включение или исключение участка из этого перечня осуществляется в соответствии с законодательством субъекта РФ. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» № 532-К3 от 05.11.2002 г. такие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу субъекта, то есть губернатору Краснодарского края. Территориальная зона СХ-3, согласно той же ст.36 Правил землепользования и застройки города-курорта Анапа, устанавливалась для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства. И вполне закономерно в такой правовой ситуации, что для участка был установлен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», который и сейчас содержится в сведениях Единого государственного реестра недвижимости. По делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - краевое БТИ». Согласно представленному заключению 000 от 00.00.0000 года эксперт по поставленным вопросам сделал следующие выводы: исследуемый объект является некапитальным строением, расположенным в границах земельного участка 000. Площадь объекта <данные изъяты> кв.м., этажность - 1, назначение - нежилое, год постройки - 2020, конструктивно представляет собой деревянный каркас, обшитый листами гипсокартона, плитами ОСП и металлическим сайдингом. Объект является некапитальным строением в силу конструктивных характеристик и отсутствия прочной связи с землей. Объект соответствует требованиям строительных норм и правил, экологическим, противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сейсмобезопасности на момент окончания строительства. Требования градостроительных регламентов на данный объект не распространяются. Исследуемое строение находится в исправном состоянии и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Вопрос о приведении в соответствие нормам экспертом не рассматривался, так как нарушения норм не установлено. Целевое назначение исследуемого строения определено экспертом как постройка для сезонного использования временного пребывания людей, с помещением для хранения инвентаря для обслуживания земельного участка. Также важно обратить внимание и на исследовательскую часть заключения эксперта, где содержатся важные для рассмотрения дела факты и формулировки. В исследованиях по вопросу 000 о соответствии строения градостроительным, строительным, экологическим и иным нормам эксперт указывает буквально следующее: «Зона СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в уставе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в Пользовании и подлежит особой охране. Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается. Применительно к земельным участкам, исключенным из перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа, действуют градостроительный регламент зоны сельскохозяйственного использования и производства СХ-3. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами: предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом. сельскохозяйственные угодья, не имеющие регламента, не предполагают иного использования, нежели использование под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ. Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий. Пункт 1. Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и /другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Пункт 4. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных (подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Пункт 6. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью 500 кв.м. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Из содержания Перечня земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории г.-к. Анапа, пользование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, утвержденного Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 27.02.2006 г. №153-Р, усматривается, что земли на территории ЗАО АФ «Гостагаевское», СПК «Витязево», ЗАО «Джемете» и государственного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Черноморское», <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га в границах, указанных в приложении к настоящему Перечню (листы 2, 4), что данный земельный участок на момент возведения объекта исследования не включен в данный перечень и соответственно не относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. На основании изложенного эксперт проводит сравнительный анализ на соответствие объекта исследования, на момент возведения в 2020 г., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира:?(...) установленному градостроительному регламенту для зоны сельскохозяйственного использования и производства СХ-3. Правила землепользования и застройки, утвержденные 00.00.0000 решением Совета МО г.-к. Анапа 000 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Анапа применительно к части территории муниципального образования город - курорт Анапа» согласно ст. 2 «Назначение и содержание Правил» предусматривают: Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. В соответствии со ст. 13. Общие положения о градостроительном регламенте, пункта 1. Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. По результатам проведенного исследования по вопросу 2.2. настоящего заключения экспертом установлено, что исследуемый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 000, является объектом некапитального строительства, на основании изложенного градостроительные регламенты в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа, на объекты некапитального строительства не распространяются. Таким образом, следует констатировать, что нарушений требований закона, специальных норм и подзаконных актов при возведении моей постройки не допущено, что следует из правовой мотивировки и заключения судебной экспертизы. Кроме того истец избрал неверный способ защиты права, так как действие ст. 222 ГК РФ не распространяется на некапитальные постройки. На основании изложенного просят суд в заявленном иске отказать.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные администрацией МО г.-к. Анапа исковые требования подлежат частичному удовлетворению ввиду следующего.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в РФ подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе выделяются земли населенных пунктов, которыми признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (ч. 1 ст. 83 ЗК РФ).
Из содержания п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ следует, что действия, нарушающие права на земли: граждан и юридических лиц, или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Управлением муниципального контроля администрации МО г.-к. Анапа в ходе проведения мероприятий в порядке ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выявлен факт самовольного строительства на земельном участке с кадастровым номером 000 по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: (...).
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 000, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), право собственности зарегистрировано 00.00.0000 за Новикову Т.Н.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. Сведения о поворотных точках и границах земельного участка внесены в государственный кадастровый учет.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа, применительно к части территории муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26.12.2013 № 424 вышеуказанный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ-1).
Зона сельскохозяйственных угодий СХ-1 установлена для закрепления территорий сельскохозяйственных угодий, поскольку данный вид назначения земель в составе земель сельскохозяйственного назначения имеет приоритет в использовании и подлежит особой охране. Назначение территории: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Строительство капитальных объектов в указанной зоне не предусмотрено.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.
Разрешительная документация на строительство (реконструкцию) каких- либо объектов капитального строительства в архиве управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует.
В ходе проведения осмотра с территории общего пользования установлено, что в границах огороженного земельного участка расположено одноэтажное здание имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводство): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальным унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Установленный вид разрешенного использования на указанном участке, а также территориальная зона, не предусматривают размещения на нем данного объекта.
Таким образом, в действиях Новикову Т.Н. при использовании земельного участка по адресу(...), с кадастровым номером 000, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (использование земельного участка с нарушением установленного вида разрешительного использования).
Согласно ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит, в числе прочего, осуществление органами местного самоуправления муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).
Таким образом, органы местного самоуправления вправе осуществлять контроль за использованием земельных участков по назначению, в пределах территории муниципального образования независимо от принадлежности земель.
Согласно п. 8, 10, 11 ст. 1 ЗК РФ и изданным в соответствии с ними иные акты земельного законодательства основываются на принципах: деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 7 и 42 ЗК РФ правовой режим земель определяется целевым назначением земельного участка, состоящим из двух элементов: принадлежность земельного участка к определенной категории земель; принадлежность земельного участка к виду разрешенного использования применительно к соответствующей категории земель. Нарушение одного из указанных элементов влечет нецелевое использование земельного участка и нарушение его правового режима.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Частью 3 ст. 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 данной статьи).
Абзацем первым п. 1 ст. 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться как для ведения сельскохозяйственного производства, так и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов граждан.
Исходя из содержания п. 2 ст. 77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение, в том числе, объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами; жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Действительно, п. 6 ст. 79 ЗК РФ предусмотрен запрет использования сельскохозяйственных угодий для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В судебном заседании ответчик Новикову Т.Н. подтвердила тот факт, что спорный объект фактически эксплуатируется им как жилой дом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 г. года N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» к признакам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации относится, в частности, наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной (пункт «а»).
Между тем, на спорное строение, которое не является объектом капитального строительства, не распространяются положения ст. 222 ГК РФ, регулирующей вопросы самовольной постройки.
Согласно ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Определением Анапского районного суда от 00.00.0000 по ходатайству представителя ответчика Новикову Т.Н. – Янцен О.В. по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Из экспертного заключения эксперта ГБУ КК «Краевое БТИ» Гавриловой Н.С. от 00.00.0000 000 следует, что исследуемый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 000, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...) не имеет прочной связи с землей и его конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и демонтаж с следующей сборкой на новом месте, следовательно, исследуемое строение носится к объекту некапитального строительства. По результатам проведенного исследования экспертом установлено, что объект некапитального строительства, соответствует требованиям строительных норм и правил, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических правил, требованиям обеспечения сейсмобезопасности на момент окончания строительства в 2020 г. Требования градостроительных требований на объект некапитального строительства не распространяется. На основании проведенного исследования эксперт приходит к выводу, что исследуемый объект некапитального строительства находится в исправном состоянии - категория технического состояния строительных конструкций сооружения в целом, характеризующаяся отсутствием дефектов и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности. Учитывая установленное в ходе проведенного исследования в п.п. 2.3. настоящего заключения, соответствие нормам Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-Ф3, конструкции исследуемого объекта не создают угрозу жизни и здоровью граждан, не нарушает права и охраняемые тоном интересы других лиц, в том числе смежных землепользователей. Экспертом не установлены несоответствия градостроительных требований, строительных норм и правил, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических правил, требованиям обеспечения сейсмобезопасности на момент возведения в 2020 г. Исследуемый объект некапитального строительства пониженного уровня ответственности, предназначен для сезонного использования временного пребывания людей, с помещением хранения инвентаря для обслуживания земельного участка.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Таким образом, заключения судебной экспертизы оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Суд считает, что заключение судебной экспертизы составлено экспертом ГБУ КК «Краевое БТИ» Гавриловой Н.С. от 00.00.0000 000, имеющим необходимый стаж работы, является полным, научно обоснованным, подтвержденным документами и другими материалами дела, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не доверять заключению у суда оснований не имеется.
Заключение эксперта полностью соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 00.00.0000 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования.
При таких обстоятельствах, суд принимает заключение судебной экспертизы в качестве достоверного и допустимого доказательства.
На землях сельскохозяйственного назначения разрешено осуществлять строительство объектов, предусмотренных законодательством РФ, в соответствии с целевым назначением таких земель.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7, ст. 42 ЗК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Согласно ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов; для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ на землях сельскохозяйственного назначения возможно размещение: внутрихозяйственных дорог; коммуникаций; мелиоративных защитных лесных насаждений; водных объектов (в том числе прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и используемых в целях осуществления прудовой аквакультуры); объектов капитального строительства, некапитальных строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами; нестационарных торговых объектов; жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома с количеством этажей не более трех, общая площадь которого составляет не более 500 кв.м и площадь застройки под которым составляет не более 0,25 % от площади земельного участка. Образование земельного участка (земельных участков) из земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка, не допускается, за исключением случаев, связанных с изъятием земельного участка (земельных участков) для государственных и муниципальных нужд.
Строительство иных объектов на землях сельскохозяйственного назначения не разрешается.
Кроме того, законами субъектов РФ могут быть определены муниципальные образования, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (п. 5 ст. 11 Закона о КФХ). Например, на территории Московской области в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона о КФХ принят Закон Московской области от 25.04.2022 N 64/2022-03 «Об определении муниципальных образований Московской области, на территориях которых не допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности».
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Приведенная правовая норма, определяя виды деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не предусматривает запрета на строительство объектов, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности на земельном участке.
Напротив, исходя из условий п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 11 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», допускается строительство объектов, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности на земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 81 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий могут предоставляться и приобретаться гражданами для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
В состав имущества, необходимого для осуществления фермерским хозяйством его деятельности включаются земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (п. 2 ст. 257 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 11.06.2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Таким образом, на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе, занятом сельскохозяйственными угодьями, используемом крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома (с приведенными выше предельными параметрами), а также размещение некапитальных строений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» к признакам использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации относится, в частности, наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной (пункт «а»).
Между тем, на спорное строение, которое не является объектом капитального строительства, не распространяются положения ст. 222 ГК Российской Федерации, регулирующей вопросы самовольной постройки.
В вопросе 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014) разъяснено, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В Письме Минсельхоза России от 16.03.2018 N 15/265 «Об использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для целей строительства сооружений, предназначенных для осуществления переработки и реализации сельскохозяйственной продукции» указано, что для размещения объектов по первичной переработке сельскохозяйственной продукции следует обратиться в орган местного самоуправления с целью изменения функциональной зоны размещения земельного участка с СХ-1 на СХ-2, в которой допускается строительство объектов капитального строительства.
На землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем (Официальный сайт Минсельхоза России, 2018)).
Пункт 2 ст. 78 ЗК РФ допускает возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно - кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов и возможность использования таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ (Письмо Минэнерго России от 09.07.2021 N 05-2844 «О предоставлении информации»).
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель сельскохозяйственного назначения.
Минсельхоз России в Письме от 22.09.2017 N 15-К-4190/ог «О строительстве садового дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения» указал, что в рамках реализации положений Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действующее законодательство не содержит ограничений на создание садового дома, в том числе на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.
Строительство жилого дома на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в общем порядке с учетом ограничений, установленных п. 4 ст. 11 Закона о КФХ. В целях государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой дом, расположенный на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для дачного хозяйства», представление (получение) разрешения на строительство такого дома не требуется (Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития России)).
Для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке не могут использоваться сельскохозяйственные угодья (п. 6 ст. 79 ЗК РФ, Письмо Минсельхоза России от 30 08.2019 N 15-В-4317/ог-3753 «По вопросу отнесения земельного участка сельскохозяйственного назначения к особо ценным сельскохозяйственным угодьям»).
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 62 ЗК РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку земельный участок, принадлежащий на праве собственности ответчику используется в нарушение установленного вида разрешенного использования и установленного им принципа целевого использования земельного участка, то есть с нарушением императивных требований ст. 42 и 79 ЗК РФ.
В силу ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть прекращены, путем пресечения действий, нарушающих право.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд находит установленным, что в соответствии с правилами землепользования и застройки МО г.-к. Анапа применительно к части территории МО г.-к. Анапа, утвержденными решением Совета МО г.-к. Анапа от 26.12.2013 г. № 424, вышеуказанный земельный участок, находящийся в собственности ответчиков расположен в зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. По результатам визуальной фиксации установлено, что в границах огороженного земельного участка расположено одноэтажное здание имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано, которое, как пояснил ответчик Новикову Т.Н., используется в качестве индивидуального жилого дома. Фото-таблица, представленная в экспертном заключении, визуально подтверждает факт фактической эксплуатации спорного объекта некапитального строительства в качестве индивидуального жилого дома. Установленная территориальная зона не предусматривают размещения на нем данного объекта. Наличие указанных нарушений создает реальную опасность жизни и здоровью граждан при последующей эксплуатации объекта, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с их возможным разрушением.
По смыслу ч. ч. 1, 2 ст. 12 ГК РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Изложенные обстоятельства являются основанием для обязания Новикову Т.Н. в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить демонтаж одноэтажного некапитального здания имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...) с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».?
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). Защита кредитором своих прав в соответствии с п. 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (глава 25).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации», на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Таким образом, законодательство РФ, исходя из вышеуказанных разъяснений, также позволяет взыскателю требовать компенсации за ожидание исполнения судебного акта.
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (п. 2 ст. 308.3 ГК РФ).
Размер присуждаемой суммы определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
При этом в результате такого присуждения исполнение судебного акта должно для ответчика оказаться более выгодным, чем его неисполнение.
Определяя размер присуждения денежных средств на случай неисполнения судебного акта, суд учитывает степень затруднительности исполнения судебного акта, возможности ответчика по добровольному исполнению судебного акта, его имущественное положение, в частности размер его финансового оборота, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При этом суд исходит из того, что основной целью взыскания денежных средств за неисполнение судебного акта является побуждение к своевременному исполнению судебного акта по не денежному требованию с учетом принципов справедливости и соразмерности, а не обогащение взыскателя.
Учитывая изложенное, в случае неисполнения решения суда в установленный срок суд, с учетом материального положения ответчика, полагает необходимым взыскать Новикову Т.Н. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 3 000 (три тысячи) руб. судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
Определением Анапского районного суда Краснодарского края от 00.00.0000 в обеспечение иска администрации МО г.-к. Анапа судом приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществлять любые действия по регистрации сделок и совершению каких-либо регистрационных и учетных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), и расположенных на нем объектов недвижимости; запрета Новикову Т.Н. и иным лицам осуществлять строительно – монтажные работы на земельном участке с кадастровым номером 000, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), а также расположенных на нем объектах недвижимости.
По смыслу ч. ч. 1, 2 ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска применяется в случае, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, при этом согласно ч. 3 ст. 140 ГПК РФ меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе суда. Суд одновременно с принятием решения может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда.
Удовлетворяя исковые требования администрации МО г.-к. Анапа о сносе самовольной постройки, суд считает необходимым отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда от 00.00.0000 по исполнению решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования города-курорта Анапа к Новикову Т.Н. об обязании осуществить снос (демонтаж) самовольно возведенной постройки, взыскании судебной неустойки в случае неисполнения в установленный срок решения суда – удовлетворить частично.
Обязать Новикову Т.Н. в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить демонтаж одноэтажного некапитального здания имеющее признаки индивидуального жилого дома, ориентировочным размером 6,0 х 4,0 м, право собственности, на которое не зарегистрировано, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 000, общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), район Анапский, с видом разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства».?
В случае неисполнения в установленный тридцатидневный срок решения суда, взыскать с Новикову Т.Н. в пользу администрации муниципального образования город-курорт Анапа 3 000 (три тысячи) рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
По исполнению решения суда отменить обеспечительные меры, принятые определением Анапского районного суда от 00.00.0000 в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по (...) осуществлять любые действия по регистрации сделок и совершению каких-либо регистрационных и учетных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером 000, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), и расположенных на нем объектов недвижимости; запрета Новикову Т.Н. и иным лицам осуществлять строительно – монтажные работы на земельном участке с кадастровым номером 000, площадью 500 кв.м. по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (...), а также расположенных на нем объектах недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Анапский районный суд Краснодарского края.
Судья
Анапского районного суда
Краснодарского края А.Н. Немродов
Мотивированное решение суда изготовлено 11.05.2023 года.