Дело № 2-2460/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2012 года
Кировский районный суд г.Перми в составе
председательствующего Селиверстовой О.Ю.
при секретаре Дворниковой В. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 24 декабря 2012 года
гражданское дело по заявлению Васючкова С.А. об оспаривании бездействия органов местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Васючков С. А. обратился в Кировский районный суд г. Перми с заявлением, в котором просит признать бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Васючкова С. А. нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и не включении его в список с момента обращения 23.10.2012 года незаконным, обязать администрацию города Перми устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя – признать Васючкова С. А. нуждающимся в получении садовых земельных участков и включить его в список с момента обращения 23.10.2012 года.
В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства
23.10.2012 г. Васючков С. А. обратился в администрацию города Перми с заявлением о признании его нуждающимся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков и постановке в очередь в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Письмом администрации города Перми от 7.11.2012 года Васючкову С. А. отказано в регистрации заявления и постановке в очередь, мотив отказа – законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечены администрация Кировского района г. Перми, департамент земельных отношений администрации г. Перми.
В суд заявитель, заинтересованные лица не явились, извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Как следует из отзыва администрации Кировского района г. Перми, в соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации г. Перми, администрация Кировского района г. Перми полномочиями по обеспечению граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками не обладает. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми иными актами, определяющими полномочии этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как следует из представленного администрацией г. Перми отзыва на заявление Васючкова С. А. - заявитель в целях реализации своих прав и свобод по закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» должен обратиться в территориальное образование администрации города Перми по месту жительства, которое должно в соответствии со ст. 14 закона обратиться с соответствующим ходатайством в администрацию г. Перми. Заявитель не обращалась с заявлением о постановке на учет в администрацию Кировского района г. Перми, т.о., не соблюден порядок, предусмотренный законом. В полномочия департамента земельных отношений не входит формирование списков и постановка на учет данной категории граждан в целях предоставления садового земельного участка. Истцом по настоящему делу не доказан факт несоответствия письма администрации г. Перми действующему законодательству.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ст. 2) комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
в соответствии со ст. 13 закона - Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210), выполняет иные функции, отнесенные к ведению администрации города Перми и закрепленные за Департаментом правовыми актами города (3.7)
В соответствии с решением Пермской городской думы от 12.09.2006 г. № 207 «О территориальных органах администрации города Перми» «Территориальный орган администрации города Перми – администрация района в городе Перми создается для обеспечения управления внутригородской территорией и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории. Положением определены функции территориального органа.
23.10.2012 г. Васючков С. А. направил в администрацию г. Перми заявление с просьбой поставить его на учет в целях предоставления садового земельного участка в соответствии с положениями ст. 13 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Как следует из письма заместителя Главы администрации г. Перми от 07.11.2012г. №... рассмотрено обращение Васючкова С.А. с просьбой поставить на учет в целях предоставления садового земельного участка. В удовлетворении просьбы отказано по следующим основаниям – органы местного самоуправления по месту жительства граждан должны вести списки граждан, нуждающихся в предоставлении садовых, огородных, дачных земельных участков, а также определять потребность граждан в таких земельных участках. Орган местного самоуправления по месту жительства граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующего земельного участка. Земельным кодексом РФ и Законом от 15.04.1998г.№ 66-ФЗ не предусмотрено право органов местного самоуправления по принятию правовых актов в развитие закона от 15.04.1998г. Порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, отсутствует. Проект закона Пермского края «О регулировании земельных отношений в Пермском крае и о признании утратившими силу некоторых законов Пермского края» в настоящее время только разрабатывается. В связи с этим до разработки порядка регистрации и учета заявление Васючкова С.А. удовлетворено быть не может.
На основании изложенного оценив в совокупности представленные доказательства, доводы участников процесса, суд находит обоснованными требования заявителя о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления Васючкова С. А. о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, возложении на администрацию города Перми обязанности решить вопрос о постановке Васючкова С. А. на учет в целях предоставления садового земельного участка поскольку
ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечивать граждан садовыми участками, для чего вести учет граждан, нуждающихся в получении садовых участков. Т.о. закон предусматривает право граждан на получение земельных участков для садоводства.
Для реализации своего права Васючков С. А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет в целях предоставления земельного участка.
Ответ администрации г. Перми не основан на требованиях действующего законодательства, органом местного самоуправления муниципального образования «город Пермь» является администрация города Перми, администрация Кировского района г. Перми не является органом местного самоуправления, как следует из типового положения о территориальном органе администрации г. Перми, функции по регистрации и учету заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков администрация города Перми территориальным органам не передавала.
нормы ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливают каких-либо оснований отказа и ограничений в постановке заявителей в очередь, не содержат требований о возможности предоставления земельных участков для ведения садоводства и огородничества только в случае отсутствия в собственности таких участков, п. 4 ст. 13 предполагает учет норм предоставления земельных участков не на стадии приема заявлений и составления списков, а при определении в дальнейшем после принятия заявления потребности в земельных участках.
Доводы администрации города Перми об отсутствии разработанного порядка учета и регистрации заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства и огородничества, региональной нормативно-правовой базы для учета и регистрации заявлений не являются основанием для освобождения органов местного самоуправления от обязанности вести такую регистрацию и учет заявлений граждан, с целью получения садовых, огородных или дачных земельных участков.
Т.о. администрация города Перми в лице ее исполнительных органов обязана решить вопрос о постановке заявителя на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в удовлетворении заявления Васючкова С.А. поставить на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Обязать администрацию города Перми решить вопрос о постановке Васючкова С.А. на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Решение суда в течение одного месяца с момента принятия судом в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми.
Председательствующий