Решение по делу № 2-1781/2020 от 31.12.2019

... дело № 2-1781/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Антощук Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 13 февраля 2020 года гражданское дело по заявлению прокурора города Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,

установил:

Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности в срок до 01.08.2020 обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворовых проездов общего пользования вдоль домов ... ... посредством организации проведения работ по устранению выбоин, восстановлению дорожного полотна, восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а также посредством обустройства тротуаров и восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», указав в обоснование требований, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности, чем создается угроза для жизни и здоровья людей.

В судебном заседании помощник прокурора на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару требования прокурора поддержал.

Представитель ответчика возражала против удовлетворения требований.

Представитель МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» участия в рассмотрении дела не принял.

Заслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что на земельных участках, расположенных вдоль домов ..., имеются асфальтированные проезды, являющиеся территорией общего пользования и предназначенные для движения пешеходов и транспортных средств.

Автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа (часть 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В силу статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее – ГОСТ) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Пунктом 6.5.2 ГОСТа предусмотрено, что дорожные ограждения и бортовой камень также не должны иметь дефектов.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении контроля за эксплуатационным состоянием дворовых проездов общего пользования вдоль домов ... установлено, что указанные дворовые проезды находятся в ненадлежащем состоянии, о чем составлен соответствующий акт.

Согласно акту обследования улично-дорожной сети г.Сыктывкара, составленного сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару при участии представителя УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», в межквартальном проезде общего пользования от ... на всем протяжении проезжей части имеются многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 640 см., глубине – 8 см.

В дворовом проезде общего пользования в районе ... на всем протяжении проезжей части вдоль дома имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 970 см., глубине – 9 см.

В дворовом проезде общего пользования в районе ... на всем протяжении проезжей части вдоль дома имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 1240 см., глубине – 7 см.

В дворовом проезде общего пользования в районе ... на всем протяжении проезжей части вдоль дома имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 270 см., глубине – 10 см., имеется провал дорожного полотна глубиной более 70 см.

В дворовом проезде общего пользования в районе ... на всем протяжении проезжей части вдоль дома имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 180 см., глубине – 10,5 см.

В дворовом проезде общего пользования в районе ... на всем протяжении проезжей части вдоль дома имеются многочисленные просадки и выбоины, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 190 см., глубине – 9 см.

В межквартальном проезде общего пользования от ...) на всем протяжении проезжей части имеются многочисленные просадки, выбоины, провалы, геометрические параметры которых превышают предельно допустимые размеры, параметры отдельной выбоины составили: по длине – 480 см., глубине – 12 см.

Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от ** ** ** ... в дворовых проездах общего пользования в районе домов ... на всем протяжении имеется разрушение асфальтобетонного покрытия тротуаров, имеются повреждения (разрушения) бортовых камней, отклонения бортовых камней от их проектного положения.

Постановлением мирового судьи Кутузовкого судебного участка г.Сыктывкара от 22.07.2019 администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Из иска и объяснений помощника прокурора следует, что нарушения требований ГОСТ на спорном участке до настоящего времени ответчиком не устранены.

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства, в деле не имеется.

Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 Закона).

Согласно статье 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

С учетом изложенного, обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МО ГО «Сыктывкар», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.

Поскольку ненадлежащее эксплуатационное состояние проезжей части дворовых проездов общего пользования вдоль домов ..., безусловно, влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными.

Доводы представителя ответчика о том, что придомовая территория является общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести бремя содержания дворовых проездов, суд считает несостоятельными.

В силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В ходе рассмотрения дела установлено, что земельные участки, расположенные вдоль домов ... до настоящего времени не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.

Следовательно, оснований полагать, что данные участки относятся к общему имуществу собственников многоквартирных домов и подлежат обслуживанию управляющей организацией, не имеется.

При таких обстоятельствах, администрация МО ГО «Сыктывкар» в рамках своих полномочий обязана организовать работы по ремонту автомобильной дороги в районе дворовой территории вышеуказанных домов.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для исполнения решения суда, указанный в иске (до 01.08.2020), с учетом возможностей ответчика по его исполнению, суд находит разумным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

решил:

Требования прокурора города Сыктывкара удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 01.08.2020 обеспечить безопасные условия эксплуатации проезжей части дворовых проездов общего пользования домов ... посредством организации проведения работ по устранению выбоин, восстановлению дорожного полотна, восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017, а также посредством обустройства тротуаров и восстановлению бортового камня в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52766-2007.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

...

Председательствующий      О.Л. Саенко

2-1781/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Сыктывкар
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
МКП МО ГО "Сыктывкар""Дорожное хозяйство"
ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
03.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2020Передача материалов судье
12.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее