66RS0038-01-2020-000777-85
Дело №2-435/2020
Мотивированное решение
составлено 16 октября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Невьянск Свердловской области 09 октября 2020 года Невьянский городской суд Свердловской области
в составе председательствующего Балакиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шибаковой Е.Ю.,
с участием: представителя истца Каневой Е.Г. – Ершова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каневой Екатерины Григорьевны к администрации Невьянского городского округа, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и признании права собственности на земельный участок в установленных границах,
установил:
Канева Е.Г. (далее – истец) в лице представителя Ершова Д.И. обратилась в суд с иском к администрации Невьянского городского округа, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее – ответчики):
- о признании права собственности за ней на земельный участок, расположенный по адресу: .... площадью <*****> кв.м (с учетом уточнения), в соответствии с установленными границами землепользования (***
- присвоении земельному участку почтового адреса: ....
- возложении обязанности на ФГБУ «<*****> по .... поставить на кадастровый учет земельный участок;
- установлении границы земельного участка по координатам характерных точек <*****>
- установлении категории земельного участка «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».
В обоснование требований указано, что 00.00.0000 постановлением главы администрации .... ***-п «Об отводе земель под дачное строительство» ФИО10 было отведено в собственность 0,15 га земельного участка, расположенного на .... Земельный участок был предоставлен для дачного строительства. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности на землю *** от 00.00.0000. На данном земельном участке ФИО10 принадлежал на праве собственности жилой дом площадью 41 кв.м.
00.00.0000 она умерла, жилой дом перешел в порядке наследования по закону ее дочери – Каневой Е.Г., что подтверждается решением Невьянского городского суда от 00.00.0000.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, не является собственностью истца и не поставлен на кадастровый учет в силу того, что данному земельному участку присвоен не корректный адрес – .... с кадастровым номером ***. Фактическое местоположение земельного участка приходится на квартал с кадастровым номером ***. Земельный участок, расположенный по адресу (фактическому): .... с кадастровым номером ***, был предоставлен в постоянное пользование для индивидуального жилищного строительства. Строительство дома осуществлено и зарегистрировано.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 00.00.0000 право на жилой дом, расположенный по адресу: .... зарегистрирован в кадастре под номером *** Однако, земельный участок зарегистрировать невозможно, так как категория земель не установлена, и указан некорректный адрес земельного участка. Таким образом, юридически земельного участка, расположенного по адресу: .... не существует. При этом, жилой дом на нем зарегистрирован.
Без постановки земельного участка на кадастровый учет истец не может оформить право собственности на него. Отсутствие зарегистрированного права собственности на земельный участок площадью <*****> кв.м лишает ее реализовать свои права собственника.
В 2018 году по заказу истца проведены кадастровые работы по определению границ земельного участка, расположенного по адресу: .... в результате которых установлено его фактическое местоположение, которое не нарушает права и интересы ответчиков.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Истец в судебное заседание не явилась, извещалась о дате, времени и месте его проведения, сведений уважительности причин неявки суду не представила, реализовав свои процессуальные права через представителя.
Представитель ответчика – администрации Невьянского городского округа - в судебном заседании возражал против удовлетворения иска к данному ответчику по тем основаниям, что «Разъезд Таволги» не является населенным пунктом, хотя входит в состав территории Невьянского городского округа. Администрация не является распорядителем земельного участка, поэтому она является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в лице филиала по Свердловской области – в судебное заседание не явился, суду представил отзыв, в котором указал, что управление не оспаривает чьих-либо прав.
Представители ответчиков - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Департамента лесного хозяйства Свердловской области – в судебное заседание не явились, извещались о дате, времени и месте его проведения, сведений уважительности причин неявки суду не представили.
Ранее представитель Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу возражал в удовлетворении иска по тем основаниям, что департамент осуществляет свою деятельность в рамках компетенции только в отношении земель Государственного лесного фонда. Департамент не осуществляет постановку на кадастровый учёт объектов недвижимости, не устанавливает границы земельного участка. Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу. (л.д. 87). В дополнениях к возражениям указал, что границы земельного участка имеют пересечение с землями лесного фонда Невьянского лесничества Невьянского участкового лесничества Невьянского участка в квартале 41, выдел 5. Таким образом, при сопоставлении границ земельного участка истца с рабочими планами – картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что земельный участок полностью накладывается на земли лесного фонда. Кроме того, в исковом требование некорректно указана площадь земельного участка. Испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность истца. Глава местной администрации при вынесении постановления нарушил требования закона и издал документ с превышением своих полномочий, нарушающий права и свободы публично – правового образования Российской Федерации. Таким образом, земельный участок незаконно предоставлен в собственность физического лица – первоначального правообладателя. Положения Закона о лесной амнистии не подлежат применению. Право истца возникло на жилой дом после 00.00.0000.
Истец просит признать категории земельного участка – земли населённых пунктов, что не соответствует требованиям законодательства. В связи с тем, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах Невьянского лесничества, то предоставление его в частную собственность истца невозможно ввиду прямого законодательного запрета. (л.д. 129-130).
Ранее представитель администрации Невьянского городского округа также возражал в удовлетворении иска по тем основаниям, что земельный участок пересекает охранную зону железной дороги. Конфигурация земельного участка изменилось, он попадает в две разные функциональные зоны, то есть это зона размещения лесных массивов и зона размещения земель с неопределённым функциональным назначением, что согласно земельному законодательству не допускается при формировании земельного участка. Населённого пункта «разъезд Таволги» не существует.
Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в представленных возражениях на иск указал, что Рослесхоз является ненадлежащим ответчиком по делу. (л.д. 115-117).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - ОАО «РЖД» – в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, сведений уважительности причин неявки суду не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Кузнецов А.Б. (смежный пользователь земельного участка .... – в судебное заседание не явился, извещался о дате, времени и месте его проведения, сведений уважительности причин неявки суду не представил.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) признание права собственности осуществляется в судебном порядке. Cогласно ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу пункта 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и ст. 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. (ст. 6 ЛК РФ).
Статьей 4.2 Вводного закона (пункт 1) закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок может быть отнесен к государственному лесному фонду по материалам лесоустройства.
Установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .... на основании решения .... городского суда Свердловской области от 00.00.0000; свидетельства о государственной регистрации права, запись регистрации в ЕГРП ***. (л.д. 9-11, 16). Из решения суда следует, что право истца возникло в порядке наследования после смерти ФИО10, умершей 00.00.0000.
Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН 00.00.0000, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН. (л.д. 12-15, 16).
Согласно архивной справке Филиала «<*****>» от 00.00.0000 за ***, право собственности на данный жилой дом возникло за первым собственником ФИО6 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного Невьянской госнотконторой 00.00.0000 по реестру за ***, зарегистрированного в БТИ .... 00.00.0000.
В последующем в отношении дома совершались сделки. Следующими собственниками жилого дома были: ФИО7, ФИО8, ФИО9 на основании свидетельства, выданного Первой Нижнетагильской госнотконторой 00.00.0000 по реестру за ***, зарегистрированного в БТИ .... 00.00.0000. Следующим собственником жилого дома стала ФИО10 на основании договора, удостоверенного Невьянской госнотконторой 00.00.0000 по реестру за ***, зарегистрированного в БТИ .... 00.00.0000.
Таким образом, жилой дом, принадлежащий истцу предназначенный для постоянного проживания граждан, был поставлен на государственный учет.
В настоящее время «станция Разъезд Таволги» не включена в реестр населенных пунктов Невьянского городского округа, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. Вместе с тем, изначально, технический учет органом БТИ осуществлялся в отношении домовладений, находящихся на «разъезде Таволги».
Указанное обстоятельство, факт нахождения домовладения на участке, отнесенному к землям лесфонда, факт невозможности оформления во внесудебном порядке за истцом как за собственником жилого дома права собственности на земельный участок под ним, послужили основанием обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании не оспаривалось, что территория является населенной, с исторически сложившимся наименованием <*****>
Судом установлено, что в отношении земельного участка истом был инициирован вопрос по утонению местоположения границ и площади земельного участка, что подтверждено проектом межевого плана, подготовленным кадастровым инженером ФИО11 00.00.0000. В результате таких работ установлена площадь земельного участка <*****> кв.м. Согласно заключению кадастрового инженера земельному участку присвоен некорректный адрес *** Фактическое местоположение земельного участка с КН *** приходится на квартал с ***. (л.д. 19-34).
Установлено, что умершей ФИО10 земельный участок под домом принадлежал на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю, выданного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Невьянского района от 00.00.0000. основанием явилось постановление главы администрации г. Невьянска от 00.00.0000 ***п, согласно которому ФИО10 отведен для дачного строительства на 396 км (разъезд Таволги) земельный участок в полосе отвода Управления железной дороги Нижнетагильской дистанции пути, в собственность, в размере 9,15 га. (л.д. 33).
00.00.0000 указанному земельному участку: .... присвоен кадастровый ***, что подтверждено сведениями об основных характеристиках объекта недвижимости от 00.00.0000. (л.д. 30-31).
Земельный участок, расположенный по адресу (фактическому): .... с кадастровым номером ***, был предоставлен в собственность прежнему владельцу. Строительство дома осуществлено и зарегистрировано. Согласно свидетельству о государственной регистрации от 00.00.0000 право на жилой дом, расположенный по адресу: .... зарегистрирован в ЕГРН под номером ***. Однако, земельный участок зарегистрировать невозможно, так как категория земель не установлена.
Согласно частям 4 и 5 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка. Данные положения применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.
В соответствии с пунктом 1 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23и "О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ" принятие Федерального закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных Федеральным законом №280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
В соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Таким образом, в действующем законодательстве закреплен приоритет сведений, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), над сведениями государственного лесного реестра (ГЛР).
Аналогичные положения о преимущественном значении для целей единого кадастрового учета сведений из ЕГРН по сравнению со сведениями из ГЛР содержатся в ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
По смыслу положений ч. 1 и 9 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесных участках. При этом ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
С учетом того, что земельный участок, на котором возведен объект недвижимости – жилой дом, предоставлен гражданину в 1969 году под строительство индивидуального жилого дома, а истцу в силу положений ст. 35, 39.20 ЗК РФ и абз. 2 п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации перешло от прежнего собственника право на земельный участок в порядке универсального правопреемства, основанного на наследственном правоотношении, вследствие перехода права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке, приоритета защиты интересов добросовестного приобретателя, истец вправе требовать признания за ним права собственности на земельный участок с отнесением его к землям населенных пунктов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
В данном случае истцом выбран способ защиты права путем предъявления иска о признании права в определенных границах, адресованный уполномоченному лицу. Данное требование направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным Классификатором предусмотрены такие виды разрешенного использования как жилая застройка и застройка для индивидуального жилищного строительства. Содержание вида разрешенного использования "жилая застройка" (2.0) включает в себя содержание вид разрешенного использования с кодом 2.1 - индивидуальное жилищное строительство). Для этого вида использования Классификатором разрешено размещение индивидуального жилого дома, выращивание сельскохозяйственных, плодовых, ягодных, овощных культур, размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Данное требование подлежит удовлетворению.
То обстоятельство, что населенный пункт «разъезд Таволги» не значится в реестре населенных пунктов Невьянского городского округа, а сам земельный участок находится на территории, отнесенной к землям лесного фонда и на территории данного муниципального образования, не может служить препятствием для реализации истцом своего права.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Такое постановление Правительством Российской Федерации было принято только 12.10.2006 за №611, а до его принятия отношения в части использования полос отвода регулировались Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных Приказом МПС РФ от 15.05.1999 №26Ц.
Согласно пункту 4 вышеуказанного Положения размер полосы отвода определялся в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций.
В соответствии с Нормами и правилами проектирования отвода земель для железнодорожного транспорта ОСН 3.02.01-97, утвержденными указанием МПС России от 24.11.1997 N С-1360у, размеры земельных участков полосы отвода железных дорог определяются в соответствии с утвержденными нормами, проектной документацией и генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций.
Какой-либо проектной документации, в которой были бы приведены размеры отвода в отношении участка пути, относящегося к рассматриваемой территории, не представлено.
Иные положения ОСН 3.02.01-97 предусматривают лишь общие правила расчета ширины полосы отвода, при этом они являются "гибкими", зависят от многих факторов (в том числе, заселенности местности). Каких-либо документов, касающихся установления конкретной ширины полосы отвода железной дороги на данном конкретном участке дороги, ответчиком не представлено, ширина отвода им не указана, доводы о том, что участок истца попадает в нормативно установленную полосу отвода железной дороги, чем-либо не подтверждены. Более того, суд учитывает, что на момент предоставления земельного участка преждепользователю правила ОСН 3.02.01-97 еще не были приняты.
Совокупность собранных доказательств по делу подтверждает, что участок всегда находился в пользовании и владении собственника жилого дома; в пользовании ОАО «РЖД» не находился, для нужд транспорта не использовался, соответственно, правовых оснований для включения участка (его части) в полосу отвода ОАО «РЖД» не имелось.
Указанное очевидно затрагивает интересы истца как землевладельца, использующего земельный участок.
В силу п. п. 8 и 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Принимая во внимание, что границы земельного участка как объекта недвижимости сформированы кадастровым инженером, то исковые требования в части установления границ земельного участка суд находит подлежащими удовлетворению. При этом, суд учитывает отсутствие по существу каких-либо конкретных правопритязаний на данный земельный участок.
Исходя из представленного истцом проекта межевого плана, суд полагает возможным установить следующие границы земельного участка:
№ | Х | Y |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
В силу части 2 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемый земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанный земельный участок. При этом согласно части 3 статьи 60.2 указанного Федерального закона (в редакции Закона N 280-ФЗ), в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок.
В отношении требования об обязании ФГБУ «ФКП Росреестра» поставить земельный участок на кадастровый учет, суд отмечает, что указанное требование направлено на исполнение требования об установлении границ земельного участка. Кроме того, данный орган не оспаривает право истца на земельный участок. В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле. Наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП согласно Закону о регистрации.
Из содержания пункта 21 части 1 статьи силу 14 и пункта 34 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, в том числе в границах межселенной территории муниципального района.
В статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" раскрыто понятие адреса - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (пункте 1); объекта адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации Правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес (пункт 3).
Пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №443-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, а также использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, полномочия по установлению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации Постановлением от 19.11.2014 №1221 утвердило Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила), согласно пункту 2 которого адресообразующие элементы - страна, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, элемент улично-дорожной сети, элемент планировочной структуры и идентификационный элемент (элементы) объекта адресации; элементом планировочной структуры являются зона (массив), район (в том числе жилой район, микрорайон, квартал, промышленный район), территории размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В силу абзаца «в» пункта 5 указанных Правил объектом адресации являются, в том числе: земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства).
В настоящем деле не имеется оснований для отказа в присвоении земельному участку адреса исходя из изложенных выше оснований.
Рассматриваемый иск предъявлен к ФГБУ «ФКП Россрестра», Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз), Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области,
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции (совокупности полномочий), установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта, иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №1223 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства" агентство наделено полномочиями по защите от имени Российской Федерации, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Положения стати 83 ЛК РФ допускают возможность передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
В силу п. 7 Постановления Правительства Свердловской области от 28.12.2010 №1905-ПП, которым утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области, последний осуществляет на территории Свердловской области следующие переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений: осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Свердловской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору являются Рослесхоз, администрация Невьянского городского округа, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, поскольку решение суда для них порождает правовые последствия относительно земельного участка.
Истцу из бюджета следует возвратить государственную пошлину в размере 700 рублей (л.д. 7).
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Каневой Екатериной Григорьевной право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый ***, площадью <*****> кв.м, в соответствии с установленными границами землепользования:
№ | Х | Y |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
Данное решение является основанием для постановки ФГБУ «ФКП Россреестра» по Свердловской области на кадастровый учет земельного участка по адресу: ...., кадастровый ***, с установлением категории земельного участка – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство; с установлением границ земельного участка:
№ | Х | Y |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
<*****> | <*****> | <*****> |
Данное решение является основанием для присвоения земельному участку адреса: ....
Возвратить Каневой Е.Г. из бюджета Невьянского городского округа государственную пошлину 700 рублей.
В удовлетворении иска к Департаменту лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, ФГБУ «ФКП Россреестра» отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Невьянский городской суд .....
Председательствующий –