Мировой судья Забирова Е.Ю. УИД 66MS0101-01-2023-002379-16
(судебный участок № 3). Дело № 11-76/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 октября 2023 г. г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Емашовой Е.А., при секретаре судебного заседания Жигаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11-76/2023 по апелляционной жалобе ответчика Литвиненко А. В. на решение от 26.06.2023 мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области, Забировой Е.Ю., временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к Литвиненко А. В. о взыскании задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО,
Установил:
Истец Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза» (далее ЕМУП «Спецавтобаза») обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Асбестовского судебного района с иском к Литвиненко А.В. о взыскании задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО
Решением от 26.06.2023 мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области, Забировой Е.Ю., временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области, вынесенным в порядке упрощенного производства, постановлено следующее решение:
Исковые требования ЕМУП «Спецавтобаза» (ИНН 6608003655) к Литвиненко А. В. <данные изъяты> о взыскании задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО, пени, судебных расходов по оплате госпошлины, почтовых расходов удовлетворить.
Взыскать с Литвиненко А. В. в пользу ЕМУП «Спецавтобаза» денежные средства в сумме 12 280,19 рублей (двенадцать тысяч двести восемьдесят рублей 19 копеек), из них:
- задолженность по оплате коммунальных услуг по обращению (сбор и вывоз) твердых коммунальный отходов, за жилое помещение, расположенное по адресу: *Адрес*, за период с *Дата* по *Дата*, в сумме 9 204,43 рублей;
- пени, в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг, за период с *Дата* по *Дата*, по состоянию на *Дата*, с учетом периода моратория, в сумме 3 075,76 рублей.
Взыскать с Литвиненко А. В. в пользу ЕМУП «Спецавтобаза» в возмещение расходов по оплате госпошлины сумму 491,21 рублей (четыреста девяносто один рубль 21 копейку).
Взыскать с Литвиненко А. В. в пользу ЕМУП «Спецавтобаза» в возмещение почтовых расходов сумму 160,00 рублей (сто шестьдесят рублей 00 копеек).
Не согласившись с вынесенным решением, ответчиком Литвиненко А.В. была подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение мирового судьи. В обоснование жалобы указывает, что являясь собственником дома, не заключал письменного договора предусмотренного пунктом 148 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и жителям многоэтажных домов, кроме того, не осуществлял конклюдентных действий, предусмотренных тем же пунктом в частности не пользовался и не пользуется услугами ЕМУП «Спецавтобаза» по вывозу ТКО. Об организации ЕМУП «Спецавтобаза» узнал только тогда, когда пришла первая квитанция за *Дата* уже с начисленным долгом. Никакой информации до этого не было. Как указывает апеллянт в свой жалобе, в Постановлении Правительства от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами», на которое ссылается ЕМУП «Спецавтобаза» для владельцев частных домовладений в пункте 8.1 под «а», «б», «в», не говорится о собственниках и иных владельцах частных жилых домов. Значит на владельцев частных жилых домов данное Постановление не распространяется. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (Правила обращения с твердыми коммунальными отходами пункт 5). У ответчика нет твердых коммунальных отходов для сдачи ЕМУП «Спецавтобаза», ТКО приносит прибыль в его хозяйстве. Заключать договор и платить за воздух для него накладно. Ответчик считает, что региональный оператор ЕМУП «Спецавтобаза» выставил ему незаконные счета к оплате за услуги по обращению с ТКО, то есть за работу, которую не выполнял никогда.
В силу ч. 1 ст. 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности разрешаемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
С учетом доводов изложенных в апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции в судебное заседание вызваны лица, участвующие в деле.
В соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Асбестовского городского суда Свердловской области.
Представитель истца в судебное заседание не явился, представил возражение на апелляционную жалобу, просил оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Также указал, что доводы, указанные в обоснование апелляционной жалобы, являлись предметом проверки в суде первой инстанции, при этом суд не согласился с ними обоснованного, о чем указано в решении суда.
Ответчик Литвиненко А.В. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просит решение мирового судьи отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что истцом не представлено доказательств заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Суд апелляционной инстанции, заслушав, ответчика, изучив и исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 указанного нормативного правового акта следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, по смыслу приведенных положений закона, региональный оператор оказывает услуги на основании договора с собственником твердых коммунальных отходов, заключение которого в силу положений закона возможно как способами, указанными в п. 2, 3, 4 ст. 434 ГК РФ, так и путем применения положений, содержащихся в пункте 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ № 1156 (договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет").
С учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и ЕМУП «спецавтобаза» заключено Соглашение от *Дата* «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», в связи с чем, ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным операторам по обращению с ТКО. Этим же Соглашением определена зона деятельности Регионального оператора, в которую входит в том числе и Малышевский городской округ.
В соответствии с п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
С учетом изложенного, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении настоящего спора, являлось установление: оказывается ли истцом соответствующие услуги, основания пользования ответчиком земельного участка и расположенного на нем жилого дома, имеет ли место накопление ТКО ответчиком.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Установлено, что Литвиненко А.В. с *Дата* является единоличным собственником жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: *Адрес* площадью 117,7 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Таким образом, Литвиненко А.В, является законным владельцем жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: *Адрес*
Ответчиком не оспаривается факт, что ответчик проживает в указанном выше доме, пользуется земельным участком, обрабатывает приусадебный земельный участок, имеет место накопление твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пп. "г" п. 148(22), п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО у собственника жилого помещения и не предусмотрена возможность расторжения договора такого договора в связи с ненадлежащим оказанием региональным оператором данной услуги. В этом случае, наступают иные правовые последствия. Ответчик вправе требовать перерасчета размера платы за такую услугу при условии доказанности факта оказания услуги ненадлежащего качества.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 39.1 Закона о защите прав потребителей от 07 февраля 1992 № 2300-1 также закрепляет, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установления их прав и обязанностей, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, которые не предусматривают право потребителя требовать расторжения договора на оказание коммунальных услуг в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей по предоставлению коммунальной услуги.
Вместе с тем, доказательств внесения спорного объекта в иной договор, доказательств заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иным региональным оператором, равно как и доказательств отсутствия у ответчика образовавшихся отходов в материалы дела не представлено, устный довод о вторичной переработке всех ТКО и справка об однократном вывозе металла в *Дата* году, приняты судом быть не могут. С учетом изложенного, доводы ответчика о не заключении договора с региональным оператором, а также о том, что ответчику услуги по обращению с ТКО ЕМУП «Спецавтобаза» не оказаны, не состоятельны.
Также судом не принимается довод ответчика о том, что начисление не должно производиться на троих человек, т.к. сын ответчика в доме не проживает длительное время, поскольку факт регистрации трех человек в жилом доме ответчик не оспаривал, доказательств несения расходов по оплате услуг по обращению с ТКО в ином жилом помещении сыном ответчика не предоставлено; кроме этого, документы, подтверждающие не проживание члена семьи собственника в ЕМУП «Спецавтобаза» не предоставлялись, с соответствующим заявлением ответчик в ЕМУП «Спецавтобаза» не обращался.
Других доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится, соответствующих доказательств к жалобе не приложено, а суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену решения суда в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировым судьей не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327- 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение от 26.06.2023 мирового судьи судебного участка № 4 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области, Забировой Е.Ю., временно исполнявшей обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Асбестовского судебного района, в котором создан Асбестовский городской суд Свердловской области, по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к Литвиненко А. В. о взыскании задолженности по оказанию услуг по обращению с ТКО, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Литвиненко А. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья Асбестовского городского суда Е.А. Емашова