Решение по делу № 2а-1315/2022 от 19.04.2022

Дело № 2а-1315/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2022 года г. Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Орёл Ю.А.,

при помощнике судьи Кузнецовой И.А.,

с участием помощника прокурора Московского района города Твери Калмыковой М.К.,

с участием представителя административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко Э.В., действующей на основании доверенности № от 10 января 2022 года,

с участием административного ответчика Шарипова Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредствам видео конференцсвязи административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области Пырх П.А. о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области в отношении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

начальник УМВД России по Тверской области Пырх П.А. обратился в Московский районный суд г.Твери с административным исковым заявлением о продлении срока содержания гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, в отношении которого принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, сроком на три месяца для оформления свидетельства на возвращение на родину и приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

В обосновании административного искового заявления указано, что гражданин <адрес> Шарипов Д.Р., осужден 16 мая 2018 года Оленинским районным судом Тверской области по п.«б» ч.2 ст.158 УК РФ с применением статьи 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытии срока наказания 22 июля 2021 года. Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от 02 июня 2021 года пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости, с возложением на данное лицо обязанности покинуть территорию Российской Федерацию. 25 июня 2021 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. за пределы Российской Федерации. 22 июля 2022 года начальником ОВМ МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов. У гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. отсутствует документ, удостоверяющий личность. В связи с этим Шарипов Д.Р. решением Московского районного суда г. Твери от 22 июля 2021 года помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 3 месяца, то есть по 21 октября 2021 года включительно. В ходе документирования свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в документировании свидетельством на возвращение в <адрес>. 16 августа 2021 года из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации поступил ответ, из которого следует, что согласно «Инструкции о порядке выдаче свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан», сертификат выдается гражданам Республики Узбекистан при наличии постоянной прописки в Узбекистане. В связи с этим выдача сертификата на имя Шарипова Д.Р. не представляется возможным, так как он считается выписанным из <адрес> на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве Республики Узбекистан в Москве. К тому же он не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в Узбекистане для дальнейшего оформления паспорта. Консульский отдел считает целесообразным оформление Шарипову Д.Р. паспорта и готов в установленном порядке документировать его паспортом в случае оплаты консульских и иных сборов. Из объяснений Шарипова Д.Р. следует, что он не желает возвращаться в <адрес>. В связи с этим 29 сентября 2021 года в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос об оказании содействия в оформлении Консульским отделом Посольства <адрес> в Российской Федерации Шарипову Д.Р. паспорта или свидетельства на возвращение в <адрес>, без оплаты иных сборов, не относящихся к консульским сборам, которые могут оплачивать в установленном порядке за счет средств федерального бюджете Российской Федерации. 20 октября 2021 года решением Московского районного суда г. Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 января 2022 года включительно. 21 октября 2021 года из ГУВМ МВД России поступил промежуточный ответ о том, что в Третий департамент стран СНГ МИД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта гражданина <адрес> указанному лицу в Посольстве Республики Узбекистан в Российской Федерации без оплаты консульских и иных сборов. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. 19 января 2022 года решением Московского районного суда г.Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 апреля 2022 года включительно. 24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. Просит рассмотреть вопрос о продлении срока содержания гражданина Узбекистан Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Большие Перемерки, д.40, сроком на 3 месяца для оформления свидетельства на возращение в Республику Узбекистан, приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко И.В., действующая на основании доверенности № от 10 января 2022 года, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, пояснила, что 24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. В соответствии с ранее наработанным порядком, ГУВМ должно направить запрос в МИД, которое, в свою очередь, может направить ноту в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан. На данную ноту либо будет получен отказ, и в этом случае депортация Шарипова Д.Р. в <адрес> станет невозможной, либо ему будет оформлено свидетельство на возвращение на родину с последующим исполнением решения о депортации. Просит рассмотреть вопрос о продлении срока содержания <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Большие Перемерки, д.40, сроком на 3 месяца для оформления свидетельства на возращение в Республику Узбекистан, приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

Административный ответчик Шарипов Д.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Пояснил, что в Россию он приехал с матерью в 4-х летнем возрасте, мать умерла в 2010 году. Его под опеку взяла бабушка – ФИО1 проживающая в <адрес>. Тогда же бабушка оформила ему РВП с целью получения Российского гражданства. Однако гражданство он получить не успел, так как был осужден. В настоящее время у него имеется ? доли дома, который он получил по договору дарения от бабушки. Вторая половина должна отойти ему по наследству, так как бабушка умерла. Но в наследство он вступить не может в связи с отсутствием документов. Узбекский паспорт он оформлять не желает, хочет оформить законность своего проживания в РФ, получить гражданство РФ. В Узбекистане у него нет ни родственников, ни знакомых, ни жилья. ФИО2 обязуется предоставить ему жилье. Хронические заболевания он не имеет. Решением Заволжского районного суда г. Твери ему было отказано в удовлетворении иска, однако в настоящее время подана жалоба на данное решение.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Калмыкова М.К. полагала, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Заслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления начальника УМВД России по Тверской области по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

В силу частей 4-6 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-Ф3 от 25 июля 2002 года иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На основании п.9 ст.31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Согласно п.11 ст.31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии с п.12 ст.31 указанного Федерального закона исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 указанного Федерального закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно абз. 4, 5 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-Ф3 от 15 августа 1996 года, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.267 КАС РФ административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

В судебном заседании установлено, что Шарипов Д.Р. родился в <адрес>, не имеет регистрации на территории РФ.

Личность Шарипова Д.Р. установлена на основании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №, выданного инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Торжокский».

16 мая 2018 года Шарипов Д.Р. осужден Оленинским районным судом Тверской области по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытии срока наказания 22 июля 2021 года.

Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от 02 июня 2021 года пребывание (проживание) в Российской Федерации <адрес> Шарипова Д.Р., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным сроком на 8 лет после освобождения.

22 июля 2021 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. за пределы Российской Федерации.

Шарипов Д.Р. решением Московского районного суда г. Твери от 22 июля 2021 года помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на три месяца, то есть по 21 октября 2021 года.

В ходе документирования свидетельством на возвращение в Узбекистан в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в документировании свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан.

16 августа 2021 года из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации поступил ответ, из которого следует, что согласно «Инструкции о порядке выдаче свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан», сертификат выдается гражданам Республики Узбекистан при наличии постоянной прописки в Узбекистане. В связи с этим выдача сертификата на имя Шарипова Д.Р. не представляется возможным, так как он считается выписанным из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве <адрес> в Москве. К тому же он не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в Узбекистане для дальнейшего оформления паспорта. Консульский отдел считает целесообразным оформление Шарипову Д.Р. паспорта и готов в установленном порядке документировать его паспортом в случае оплаты консульских и иных сборов.

Из объяснений Шарипова Д.Р. следует, что он не желает возвращаться в Республику Узбекистан.

29 сентября 2021 года в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос об оказании содействия в оформлении Консульским отделом Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации Шарипову Д.Р. паспорта или свидетельства на возвращение в <адрес>, без оплаты иных сборов, не относящихся к консульским сборам, которые могут оплачивать в установленном порядке за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

20 октября 2021 года решением Московского районного суда г. Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 января 2022 года включительно.

21 октября 2021 года из ГУВМ МВД России поступил промежуточный ответ о том, что в Третий департамент стран СНГ МИД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта гражданина <адрес> указанному лицу в Посольстве <адрес> в Российской Федерации без оплаты консульских и иных сборов.

19 января 2022 года решением Московского районного суда г.Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 апреля 2022 года включительно.

24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом.

До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен.

Суд учитывает пояснения представителя административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко Э.В. и материалы дела, из которых следует, что в соответствии с наработанным порядком, ГУВМ должно направить запрос в МИД, которое, в свою очередь, может направить ноту в Консульский отдел Посольства <адрес>. На данную ноту либо будет получен отказ, и в этом случае депортация Шарипова Д.Р. в <адрес> станет невозможной, либо ему будет оформлено свидетельство на возвращение на родину с последующим исполнением решения о депортации.

Однако суд приходит к выводу, что помимо направления соответствующих запросов и писем, иных мер для исполнения решения о депортации в отношении Шарипова Д.Р. административным истцом не принято. Учитывая отсутствие в данном случае сведений о конкретных предполагаемых сроках исполнения решения о депортации Шарипова Д.Р., а также длительность его пребывания в специальном учреждении.

Также представителем административного истца не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о необходимости продления срока пребывания Шарипова Д.Р. в специальном учреждении до указанной в административном исковом заявлении даты, равно как и сведения о том, какие конкретно меры будут приняты УВМ УМВД России по Тверской области для установления родственников или иных лиц в Республике Узбекистан, которые смогут зарегистрировать Шарипова Д.Р. в <адрес> для оформления паспорта.

Как указано выше, Шарипов Д.Р. со дня освобождения из мест лишения свободы, то есть с 22 июля 2021 года, пребывал в специальном учреждении - более 09 месяцев.

Согласно представленным в материалы административного дела доказательствам, административным истцом за указанный период времени направлены запросы адрес Консульского отдела Посольства <адрес> в Российской Федерации об оказании содействия в оформлении свидетельства о возвращении в <адрес> Шарипова Д.Р.

В выдаче свидетельства о возвращении в <адрес> Шарипову Д.Р. отказано, поскольку он считается выписанным из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве Республики Узбекистан в Москве. К тому же Шарипов Д.Р. не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики Узбекистан и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в <адрес> для дальнейшего оформления паспорта.

Доказательства, подтверждающие проведение иных мероприятий, направленных на исполнение решения о депортации Шарипова Д.Р., в том числе связанных с получением ответа на ранее направленные запросы, в материалы административного дела не представлены.

Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что имеется реальная возможность исполнитель решение о депортации Шарипова Д.Р. в заявленный административным истцом срок - по 20 июля 2022 года.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, имеет ли выдворение из страны реальную перспективу, является ли помещение иностранного гражданина в центр временного содержания оправданным, или продолжает оставаться таковым.

Продление срока пребывания Шарипова Д.Р. в специальном учреждении не будет отвечать принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, Шарипов Д.Р. вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления этого права.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания Шарипова Д.Р. на территории Российской Федерации и решение о его депортации не могут служить при вышеназванных обстоятельствах достаточными основаниями для продления срока пребывания в специальном учреждении, так как на момент продления срока прошло более 09 месяцев и не представляется возможным определить срок фактической депортации Шарипова Д.Р. за пределы территории Российской Федерации.

Пребывание Шарипова Д.Р. в условиях специального учреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 266-269 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

в удовлетворении административного искового заявления начальника УМВД России по Тверской области Пырх П.А. о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области в отношении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти дней со дня оглашения.

РЎСѓРґСЊСЏ              Р®.Рђ. Орёл

Дело № 2а-1315/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 апреля 2022 года г. Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе:

председательствующего судьи Орёл Ю.А.,

при помощнике судьи Кузнецовой И.А.,

с участием помощника прокурора Московского района города Твери Калмыковой М.К.,

с участием представителя административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко Э.В., действующей на основании доверенности № от 10 января 2022 года,

с участием административного ответчика Шарипова Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредствам видео конференцсвязи административное исковое заявление начальника УМВД России по Тверской области Пырх П.А. о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области в отношении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

начальник УМВД России по Тверской области Пырх П.А. обратился в Московский районный суд г.Твери с административным исковым заявлением о продлении срока содержания гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, в отношении которого принято решение о депортации за пределы Российской Федерации, сроком на три месяца для оформления свидетельства на возвращение на родину и приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

В обосновании административного искового заявления указано, что гражданин <адрес> Шарипов Д.Р., осужден 16 мая 2018 года Оленинским районным судом Тверской области по п.«б» ч.2 ст.158 УК РФ с применением статьи 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытии срока наказания 22 июля 2021 года. Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от 02 июня 2021 года пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости, с возложением на данное лицо обязанности покинуть территорию Российской Федерацию. 25 июня 2021 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. за пределы Российской Федерации. 22 июля 2022 года начальником ОВМ МО МВД России «Торжокский» принято решение о временном помещении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области на срок, не превышающий 48 часов. У гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. отсутствует документ, удостоверяющий личность. В связи с этим Шарипов Д.Р. решением Московского районного суда г. Твери от 22 июля 2021 года помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на 3 месяца, то есть по 21 октября 2021 года включительно. В ходе документирования свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в документировании свидетельством на возвращение в <адрес>. 16 августа 2021 года из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации поступил ответ, из которого следует, что согласно «Инструкции о порядке выдаче свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан», сертификат выдается гражданам Республики Узбекистан при наличии постоянной прописки в Узбекистане. В связи с этим выдача сертификата на имя Шарипова Д.Р. не представляется возможным, так как он считается выписанным из <адрес> на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве Республики Узбекистан в Москве. К тому же он не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в Узбекистане для дальнейшего оформления паспорта. Консульский отдел считает целесообразным оформление Шарипову Д.Р. паспорта и готов в установленном порядке документировать его паспортом в случае оплаты консульских и иных сборов. Из объяснений Шарипова Д.Р. следует, что он не желает возвращаться в <адрес>. В связи с этим 29 сентября 2021 года в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос об оказании содействия в оформлении Консульским отделом Посольства <адрес> в Российской Федерации Шарипову Д.Р. паспорта или свидетельства на возвращение в <адрес>, без оплаты иных сборов, не относящихся к консульским сборам, которые могут оплачивать в установленном порядке за счет средств федерального бюджете Российской Федерации. 20 октября 2021 года решением Московского районного суда г. Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 января 2022 года включительно. 21 октября 2021 года из ГУВМ МВД России поступил промежуточный ответ о том, что в Третий департамент стран СНГ МИД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта гражданина <адрес> указанному лицу в Посольстве Республики Узбекистан в Российской Федерации без оплаты консульских и иных сборов. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. 19 января 2022 года решением Московского районного суда г.Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 апреля 2022 года включительно. 24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. Просит рассмотреть вопрос о продлении срока содержания гражданина Узбекистан Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Большие Перемерки, д.40, сроком на 3 месяца для оформления свидетельства на возращение в Республику Узбекистан, приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко И.В., действующая на основании доверенности № от 10 января 2022 года, административное исковое заявление поддержала в полном объеме, пояснила, что 24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом. До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен. В соответствии с ранее наработанным порядком, ГУВМ должно направить запрос в МИД, которое, в свою очередь, может направить ноту в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан. На данную ноту либо будет получен отказ, и в этом случае депортация Шарипова Д.Р. в <адрес> станет невозможной, либо ему будет оформлено свидетельство на возвращение на родину с последующим исполнением решения о депортации. Просит рассмотреть вопрос о продлении срока содержания <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, расположенного по адресу: г. Тверь, пос. Большие Перемерки, д.40, сроком на 3 месяца для оформления свидетельства на возращение в Республику Узбекистан, приобретения билета, позволяющего пересечь государственную границу Российской Федерации и исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.

Административный ответчик Шарипов Д.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления. Пояснил, что в Россию он приехал с матерью в 4-х летнем возрасте, мать умерла в 2010 году. Его под опеку взяла бабушка – ФИО1 проживающая в <адрес>. Тогда же бабушка оформила ему РВП с целью получения Российского гражданства. Однако гражданство он получить не успел, так как был осужден. В настоящее время у него имеется ? доли дома, который он получил по договору дарения от бабушки. Вторая половина должна отойти ему по наследству, так как бабушка умерла. Но в наследство он вступить не может в связи с отсутствием документов. Узбекский паспорт он оформлять не желает, хочет оформить законность своего проживания в РФ, получить гражданство РФ. В Узбекистане у него нет ни родственников, ни знакомых, ни жилья. ФИО2 обязуется предоставить ему жилье. Хронические заболевания он не имеет. Решением Заволжского районного суда г. Твери ему было отказано в удовлетворении иска, однако в настоящее время подана жалоба на данное решение.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г. Твери Калмыкова М.К. полагала, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Заслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления начальника УМВД России по Тверской области по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

В силу частей 4-6 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-Ф3 от 25 июля 2002 года иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

На основании п.9 ст.31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Согласно п.11 ст.31 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

В соответствии с п.12 ст.31 указанного Федерального закона исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 указанного Федерального закона, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно абз. 4, 5 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-Ф3 от 15 августа 1996 года, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.267 КАС РФ административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

В судебном заседании установлено, что Шарипов Д.Р. родился в <адрес>, не имеет регистрации на территории РФ.

Личность Шарипова Д.Р. установлена на основании заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №, выданного инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Торжокский».

16 мая 2018 года Шарипов Д.Р. осужден Оленинским районным судом Тверской области по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Отбывал наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Тверской области. Освобожден по отбытии срока наказания 22 июля 2021 года.

Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации №-рн от 02 июня 2021 года пребывание (проживание) в Российской Федерации <адрес> Шарипова Д.Р., подлежащего освобождению из мест лишения свободы, признано нежелательным сроком на 8 лет после освобождения.

22 июля 2021 года УМВД России по Тверской области утверждено решение о депортации гражданина <адрес> Шарипова Д.Р. за пределы Российской Федерации.

Шарипов Д.Р. решением Московского районного суда г. Твери от 22 июля 2021 года помещен в центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области сроком на три месяца, то есть по 21 октября 2021 года.

В ходе документирования свидетельством на возвращение в Узбекистан в Консульский отдел Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации направлен запрос об оказании содействия в документировании свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан.

16 августа 2021 года из Консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации поступил ответ, из которого следует, что согласно «Инструкции о порядке выдаче свидетельства (сертификата) на возвращение в Республику Узбекистан», сертификат выдается гражданам Республики Узбекистан при наличии постоянной прописки в Узбекистане. В связи с этим выдача сертификата на имя Шарипова Д.Р. не представляется возможным, так как он считается выписанным из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве <адрес> в Москве. К тому же он не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в Узбекистане для дальнейшего оформления паспорта. Консульский отдел считает целесообразным оформление Шарипову Д.Р. паспорта и готов в установленном порядке документировать его паспортом в случае оплаты консульских и иных сборов.

Из объяснений Шарипова Д.Р. следует, что он не желает возвращаться в Республику Узбекистан.

29 сентября 2021 года в адрес ГУВМ МВД России направлен запрос об оказании содействия в оформлении Консульским отделом Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации Шарипову Д.Р. паспорта или свидетельства на возвращение в <адрес>, без оплаты иных сборов, не относящихся к консульским сборам, которые могут оплачивать в установленном порядке за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.

20 октября 2021 года решением Московского районного суда г. Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 января 2022 года включительно.

21 октября 2021 года из ГУВМ МВД России поступил промежуточный ответ о том, что в Третий департамент стран СНГ МИД России направлен запрос с просьбой оказать содействие в оформлении паспорта гражданина <адрес> указанному лицу в Посольстве <адрес> в Российской Федерации без оплаты консульских и иных сборов.

19 января 2022 года решением Московского районного суда г.Твери срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Тверской области Шарипову Д.Р. продлен на 3 месяца, то есть по 20 апреля 2022 года включительно.

24 марта 2022 года в ГУВМ МВД России направлен запрос о предоставлении информации о возможности документирования Шарипова Д.Р. выездным документом.

До настоящего времени ответ не поступил, вопрос документирования Шарипова Д.Р. не решен.

Суд учитывает пояснения представителя административного истца УМВД России по Тверской области Мурашко Э.В. и материалы дела, из которых следует, что в соответствии с наработанным порядком, ГУВМ должно направить запрос в МИД, которое, в свою очередь, может направить ноту в Консульский отдел Посольства <адрес>. На данную ноту либо будет получен отказ, и в этом случае депортация Шарипова Д.Р. в <адрес> станет невозможной, либо ему будет оформлено свидетельство на возвращение на родину с последующим исполнением решения о депортации.

Однако суд приходит к выводу, что помимо направления соответствующих запросов и писем, иных мер для исполнения решения о депортации в отношении Шарипова Д.Р. административным истцом не принято. Учитывая отсутствие в данном случае сведений о конкретных предполагаемых сроках исполнения решения о депортации Шарипова Д.Р., а также длительность его пребывания в специальном учреждении.

Также представителем административного истца не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о необходимости продления срока пребывания Шарипова Д.Р. в специальном учреждении до указанной в административном исковом заявлении даты, равно как и сведения о том, какие конкретно меры будут приняты УВМ УМВД России по Тверской области для установления родственников или иных лиц в Республике Узбекистан, которые смогут зарегистрировать Шарипова Д.Р. в <адрес> для оформления паспорта.

Как указано выше, Шарипов Д.Р. со дня освобождения из мест лишения свободы, то есть с 22 июля 2021 года, пребывал в специальном учреждении - более 09 месяцев.

Согласно представленным в материалы административного дела доказательствам, административным истцом за указанный период времени направлены запросы адрес Консульского отдела Посольства <адрес> в Российской Федерации об оказании содействия в оформлении свидетельства о возвращении в <адрес> Шарипова Д.Р.

В выдаче свидетельства о возвращении в <адрес> Шарипову Д.Р. отказано, поскольку он считается выписанным из Республики Узбекистан на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и на сегодняшний день состоит на постоянном консульском учете в Посольстве Республики Узбекистан в Москве. К тому же Шарипов Д.Р. не изъявил желание возвращаться в Узбекистан, в связи с тем, что не имеет собственного жилья на территории Республики Узбекистан и родственников или знакомых, которые могли бы зарегистрировать его в <адрес> для дальнейшего оформления паспорта.

Доказательства, подтверждающие проведение иных мероприятий, направленных на исполнение решения о депортации Шарипова Д.Р., в том числе связанных с получением ответа на ранее направленные запросы, в материалы административного дела не представлены.

Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что имеется реальная возможность исполнитель решение о депортации Шарипова Д.Р. в заявленный административным истцом срок - по 20 июля 2022 года.

Европейский Суд по правам человека в постановлениях неоднократно указывал на то, что любое лишение свободы будет оправданным только до тех пор, пока рассматривается вопрос о депортации или экстрадиции. Если такие действия не осуществляются с должной тщательностью, содержание под стражей перестает быть дозволительным. Национальные власти обязаны рассмотреть вопрос о том, имеет ли выдворение из страны реальную перспективу, является ли помещение иностранного гражданина в центр временного содержания оправданным, или продолжает оставаться таковым.

Продление срока пребывания Шарипова Д.Р. в специальном учреждении не будет отвечать принципам справедливости и соразмерности, учитывая установленную судом длительность нахождения в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области, Шарипов Д.Р. вынужден пребывать в состоянии неопределенности относительно возможных временных параметров ограничения его права на свободу и личную неприкосновенность, что порождает риски умаления этого права.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания Шарипова Д.Р. на территории Российской Федерации и решение о его депортации не могут служить при вышеназванных обстоятельствах достаточными основаниями для продления срока пребывания в специальном учреждении, так как на момент продления срока прошло более 09 месяцев и не представляется возможным определить срок фактической депортации Шарипова Д.Р. за пределы территории Российской Федерации.

Пребывание Шарипова Д.Р. в условиях специального учреждения в течение длительного периода времени, разумную и обоснованную продолжительность которого не представляется возможным определить, противоречит вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 188, 266-269 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

в удовлетворении административного искового заявления начальника УМВД России по Тверской области Пырх П.А. о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Тверской области в отношении гражданина <адрес> Шарипова Д.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение десяти дней со дня оглашения.

РЎСѓРґСЊСЏ              Р®.Рђ. Орёл

1версия для печати

2а-1315/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Московского рйона г.тври
УМВД России по Тверской области
Ответчики
Шарипов Дамир Ринатович
Суд
Московский районный суд г. Тверь
Судья
Орёл Ю.А.
Дело на сайте суда
moskovsky.twr.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация административного искового заявления
19.04.2022Передача материалов судье
19.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2022Дело оформлено
20.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее