Мотивированное решение изготовлено 30.12.2022 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 23 декабря 2022 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Баженовой А.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Перенисеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рошкована Валерия Борисовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о признании решений незаконными, возложении обязанности по установлению инвалидности, к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» ФСИН России о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Рошкован В.Б. обратился в суд с иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» о признании незаконным решения от 19.11.2021 г. об отказе в установлении инвалидности, к ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о признании незаконным ответа от 18.02.2022 г.
В обоснование заявленных требований пояснил, что до 01.11.2019 г. ему была установлена <данные изъяты> группа инвалидности по заболеванию: <данные изъяты> Решением ФКУ ГБ МСЭ по Свердловской области от 03.09.2021 г. в установлении инвалидности было отказано, с чем истец не согласен. Полагает, что ему не было проведено полное и объективное обследование в ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, диагноз пульмонолога медико-санитарной части противоречит диагнозу пульмонолога ГАУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1». После получения решения об отказе в установлении инвалидности истец обратился с заявлением в ФКУЗ МЧС-66 ФСИН России, полагает, что ответ на него не содержит в себе ответы на поставленные им вопросы.
Представители истца Соколов А.В., Качанов Р.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» исковые требования не признал, пояснил, что 03.09.2021 г. Рошкован В.Б. прошел первичную заочную медико-социальную экспертизу по направлению филиала «Медицинская часть № 27» ФКУЗ МСЧ_66 ФСИН России с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида. В ходе освидетельствования был проведен экспертный анализ представленных медицинских документов, выявлены стойкие нарушения дыхательной системы организма 1 степени выраженности с максимальной количественной оценкой 30 процентов, которые не приводили к ограничению жизнедеятельности в основных категориях, оснований для установления инвалидности не имелось. В период с 03.11.2021 г. по 19.11.2021 г. в отношении Рашкована В.Б. была проведена заочная медико-социальная экспертиза в порядке обжалования в Экспертном составе № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области», с разработкой программы дополнительного обследования. По результатам медико-социальной экспертизы на основе экспертного анализа медицинских документов и результатов дополнительного обследования оснований для установления инвалидности не выявлено.
Ответчик ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России исковые требования в лице представителя Волгихиной О.В. не признал.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 07.07.2022 г. по гражданскому делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
какие нарушения функций организма и какой степени выраженности имелись у Рошкована Валерия Борисовича на даты его освидетельствований 03.09.2021 и 19.11.2021 г.?;
Имелись ли основания для установления Рошковану Валерию Борисовичу группы инвалидности на даты освидетельствований 03.09.2021 и 19.11.2021г.? Если да, то какой группы?
В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Челябинской области» у Рошкована В.Б. на даты его освидетельствований 03.09.2021 г. и 19.11.2021 г. имелись незначительные (1 степени) нарушения функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требуют мер социальной защиты, не являются основанием для установления инвалидности.
Истец по результатам судебной медико-социальной экспертизы направил в суд письменные пояснения, в которых указал, что у него отсутствуют сомнения в профессионализме экспертов, проводивших судебную экспертизу. Он не согласен с результатами обследования, полагает, что ему необъективно и неправильно проведена диагностика и обследование, не устранены расхождения в диагнозах пульмонолога ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России и ГАУЗ СО «СОКБ № 1», необходимое лечение ему не проводилось. Участие истца в судебном заседании по видео-конференцсвязи не состоялось по техническим причинам.
Представители истца с выводами судебной медико-социальной экспертизы ознакомились, поддержали вопросы своего доверителя, в телефонограмме сообщили о невозможности явки в судебное заседание 23.12.2022 г., просили провести без их участия.
Ответчик ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, в дополнительных возражениях пояснил, что выводы судебной медико-социальной экспертизы письменными доказательствами не оспорены, в связи с чем в иске просил отказать.
Ответчик МСЧ-66 ФСИН России представителя в судебное заседание не направил.
Помощник прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Перенисеева А.А. в заключении по делу указала на то, что по результатам судебной медико-социальной экспертизы заявленные истцом требования являются необоснованными, в их удовлетворении просила отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно статье 2 названного Федерального закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
На основании статьи 7 указанного Федерального закона медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованиемклассификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых впорядке,определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 2 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 установлено, что признание гражданина инвалидом осуществляется припроведениимедико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованиемклассификаций и критериев,утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
При этом в силу пункта 6 данных Правил установлено, что наличие одного из указанных впункте 5настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Таким образом, по смыслу приведенных норм материального права следует, что для установления инвалидности недостаточно наличия только заболевания. Данное заболевание должно приводить к вышеперечисленным ограничениям жизнедеятельности, свидетельствующим о нуждаемости лица в мерах социальной поддержки.
Согласно пункту 1 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 27.08.2019 N 585н, установлено, что классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (пункт 2 вышеуказанных Классификаций и критериев).
На основании пункта 3 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, к основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
В соответствии с пунктом 4 и 5 Классификаций и критериев Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
В соответствии с пунктом 6 Классификации и критериев к основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, предусмотреннойпунктом 6настоящих классификаций и критериев.
Согласно пункту 9 Классификаций и критериев, критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья человека со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Пунктом V Критериев установлено, что критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 90 до 100%), обусловленное заболеваниями. Последствиями травм или дефектами. Для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 %), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
В судебном заседании установлено, что Рошкован В.Б. 12.10.2018 г. впервые направлен на медико-социальную экспертизу, по результатам освидетельствования ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» с 16.10.2018 г. ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком на 1 год с причиной «общее заболевание».
По направлению филиала «Медицинская часть № 27» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в период с 02.09.2021 г. по 03.09.2021 г. проведена заочная медико-социальная экспертиза, инвалидность не установлена.
В порядке обжалования решения бюро № 47 экспертного состава № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» в период с 11.10.2021 г. по 19.11.2021 г. Рошковану В.Б. проведена заочная медико-социальная экспертиза, оформлена программа дополнительного обследования, по результатам которой решение об отсутствии оснований для установления инвалидности подтверждено.
По результатам судебной медико-социальной экспертизы по представленным документам у Рошкована В.Б. сформулирован экспертный диагноз: <данные изъяты>.
С учетом получаемого лечения экспертной комиссией у истца установлена <данные изъяты> средней степени тяжести, без документально подтвержденных обострений, при нормальных значениях сатурации кислорода в покое и снижении до <данные изъяты> при нагрузке, отсутствие осложнений в виде <данные изъяты>, с дыхательной недостаточностью 1 степени. Также установлено, что имеющиеся сопутствующие заболевания протекают у Рошкована В.Б. со стойкими незначительными нарушениями функций организма, фактов влияния других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функций организма не выявлено.
По выводам судебной медико-социальной экспертизы у Рошкована В.Б. на даты его освидетельствований 03.09.2021 г. и 19.11.2021 г. имелись незначительные (1 степени) нарушения функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые не приводят к ограничению жизнедеятельности в основных категориях и не являются основанием для установления инвалидности.
Оснований не доверять выводам экспертной комиссии у суда не имеется, поскольку по представленным документам с момента наблюдения истца в ИК-62 с 21.03.2020 г. обострений основного заболевания не зарегистрировано. Из представленных основных медицинских исследований объективным показателем является показатель сатурации кислорода, который при динамическом наблюдении истца колеблется в рамках <данные изъяты> % и соответствует норме, при нагрузке <данные изъяты> % и соответствует ДН 1 степени.
Изложенные в письменных пояснениях доводы истца о необъективной и неправильно проведенной диагностике и обследовании, непроведении ему необходимого лечения к основанию и предмету заявленного спора к ответчику ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» являются неотносимыми. Заключение ГАУЗ СО «СОКБ № 1» от 16.11.2021 г. оценено экспертной комиссией при проведении судебной медико-социальной экспертизы в совокупности с иными представленными медицинскими и медико-экспертными документами, в том числе, объективным показателем - сатурации кислорода, результатов УЗИ сердца.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявленных к ФКУ «ГБ МСЭ по Свердловской области» требований не имеется.
При разрешении заявленных требований к ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России суд также оснований для их удовлетворения не усматривает. Обжалуемое письмо от 18.02.2022 г. является ответом на обращение истца, где ему разъяснен установленный законом порядок проведения медико-социальной экспертизы и обжалования решений Бюро медико-социальной экспертизы. Оснований для признания данного ответа незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рошкована Валерия Борисовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" о признании решений незаконными, возложении обязанности по установлению инвалидности, к федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» ФСИН России о признании бездействия незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва