Дело № 2-3646/2024
64RS0046-01-2024-004832-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2024 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Ивакиной Е.А.,
при помощнике Проценко Т.А.,
с участием истца Куковской С.Т.,
представителя ответчика Павловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куковской С.Т. к ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности,
установил:
истец обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать за ней право на социальную выплату в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 с 21.04.2023, обязать ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» направлять в отношении нее соответствующий реестр в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области в порядке и сроки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, указав, что она работает в ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» в соответствии с трудовым договором б\н от 20.09.2021. согласно дополнительного соглашения от 21.04.2023 занимает должность помощника врача-эпидемиолога. Работа в указанной должности регламентирована должностной инструкцией от 09.01.2017. специальную социальную выплату медицинским работникам, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 №2568, не получает. ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи при оказании работ (услуг) при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в том числе по вакцинации, эпидемиологии. Должность помощника врача-эпидемиолога включена в штатное расписание ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» и регламентируется в соответствии с приложением 2 приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №69н от 31.01.2012, должностной инструкцией. Считает, что, выполняя должностные обязанности помощника врача-эпидемиолога, как средний медицинский персонал, имеет полное право на получение социальной выплаты.
Стороной ответчика представлен письменный отзыв на иск, согласно которому с требованиями не согласна, указав, что Куковская С.Т. работала ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» с 21.09.2021 по 11.07.2024, в должности помощника-эпидемиолога с 21.04.2023 по 11.07.2024. В соответствии с ч.6 ст.33 Федерального закона №323-ФЗ, первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Исходя из должностной инструкции истца, ее трудовая деятельность не связана с оказанием первичной медико-санитарной помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая проведение исследований, не связана с посещением ее или врача-эпидемиолога пациентами, ни по поводу заболеваний, ни с профилактической целью, равно как не связана с диспансерным наблюдением пациентов по основному заболеванию. Врач-эпидемиолог и помощник врача-эпидемиолога не относятся к указанным в подп. «б» и «е» п.2 Постановления Правительства РФ №2568 категориям медицинских работников.
В судебном заседании истец поддержала требования по доводам иска.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 37).
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В п. 2. постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 с 1 января 2023 г. предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В п. 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах "б" и "г" п. 2 настоящего постановления, - 18 500 руб.;
б) врачи, указанные в подпункте "б" п. 2 настоящего постановления, - 14 500 руб.;
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "в" п. 2 настоящего постановления, - 1 1 500 руб.;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи - 11 500 руб.;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах "е" и "ж" п. 2 настоящего постановления - 8 000 руб.;
е) специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах "е" и "ж" п. 2 настоящего постановления, - 6 500 руб.;
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи - 7 000 руб.;
з) медицинские работники, указанные в подпунктах "з" - "л" п. 2 настоящего постановления, - 4 500 руб.
В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации
Сторонами не оспаривается, что в соответствии с вышеприведенными документами в соответствии с п. 4 Правил медицинская организация – ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» направляет в ОСФР реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» осуществляет лицензируемый вид деятельности - медицинская деятельность, включая первичную медико-санитарную помощь.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 (далее - Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н (п. 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подп. "а", "д" и "з" п. 2 Постановления N 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подп. "б", "е" и "и" п. 2 Постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
указанным в подп. "б" и "е" п. 2 Постановления N 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568.
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 г.
Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).
Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно положениям ст. 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 ч. 3 ст. 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (п. 5 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
По смыслу ст. 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч.ч. 3 - 5).
В силу взаимосвязанных положений п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 32 и ч. 6 ст. 33 указанного федерального закона первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника и в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).
В ч. 1 и ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н (далее - Положение N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к названному Положению.
Согласно п 2 Приложения N 1 Положения N 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Согласно п. 10 Приложения к Положению N 543 первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;
первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, кабинетов и центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;
первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Помощник врача-эпидемиолога не относится к той категории медицинских работников, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний (состояний) или профилактической целью, также он не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, в связи с чем права на социальную выплату не имеет.
Исходя из должностной инструкции истца, ее трудовая деятельность не была связана с оказанием первичной медико-санитарной помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая проведение исследований, не связана с посещением ее или врача-эпидемиолога пациентами, ни по поводу заболеваний, ни с профилактической целью, равно как не связана с диспансерным наблюдением пациентов по основному заболеванию, то есть не осуществляла медицинскую помощь, поименованную в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальной программе обязательного страхования.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца, в связи с чем в иске необходимо отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Куковской С.Т. к ГУЗ «Саратовская городская поликлиника №9» о признании права на специальную социальную выплату, возложении обязанности, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2024 года.
Судья