Судья Петров А.В. Дело <данные изъяты>
<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от <данные изъяты> <данные изъяты>
Московский областной суд в составе председательствующего судьи Филимоновой О.Г.,
с участием прокурора Неумойчева В.Н.,
защитника - адвоката Алексеенко Ю.А.,
осужденного Беляева Е.Н.,
при помощнике судьи Костиной М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе защитника осужденного Беляева Е.Н. – адвоката Алексеенко Ю.А. на приговор Наро-Фоминского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, которым
Беляев 1, родившийся <данные изъяты> г.р. в <данные изъяты>, не судимый,
осужден по п. «а» ч.2 ст.264 УК РФ к 4 годам лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 53.1 УК РФ наказание в виде лишения свободы заменено на принудительные работы сроком на 4 года в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, с удержанием из заработной платы 10% в доход государства.
Заслушав доклад судьи Филимоновой О.Г., объяснения и мнение участников процесса, суд апелляционной инстанции
установил:
Беляев Е.Н. признан виновным и осужден за нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Беляев Е.Н. свою вину в совершении преступления признал полностью.
В апелляционной жалобе адвокат Алексеенко Ю.А. считает приговор суда подлежащим изменению, в связи с несправедливостью назначенного наказания, вследствие его чрезмерной суровости.
Автор жалобы просит учесть, что Беляев Е.Н. полностью признал свою вину, в содеянном раскаялся; добровольно и в полном объеме возместил имущественный ущерб и моральный вред, причиненные в результате преступления потерпевшей, в размере <данные изъяты> рублей; к уголовной ответственности привлекается впервые; положительно характеризуется по месту жительства и месту работы; на иждивении у Беляева находится его мать (пенсионер), а также двое детей, один из которых несовершеннолетний, а второй достиг совершеннолетия, но по-прежнему находится на иждивении, так как является учащимся ВУЗ очной формы обучения; принимает на регулярной основе участие в деятельности общественных фондов по отправке гуманитарных грузов в <данные изъяты>; имеет множество грамот от общественных и иных организаций, за активный вклад в волонтерскую деятельность и воспитание детей; супруга Беляева Е.Н. - Беляева Я.М. с <данные изъяты> наблюдается в лечебных учреждениях с диагнозом: множественная миома матки с субмукомозным ростом узла. В <данные изъяты> <данные изъяты> г. года проходила стационарное лечение и перенесла операцию - «гистерэктомия с маточными трубами». Беляев Е.Н. по медицинским показаниям перенёс операцию по замене двух тазобедренных суставов (эндопротезирование), семья Беляевых имеет кредитные «обязательства различного характера (в том числе ипотечный кредит), на общую сумму <данные изъяты> в месяц.
По мнению защиты - решение вопроса о назначении принудительных работ или применении условного осуждения полностью зависит от позиции суда. Считает, что с учётом всех установленных смягчающих обстоятельств, суд имел достаточные основания сделать выбор в пользу условного осуждения. Также просит учесть при назначении условного осуждения, что Беляев Е.Н. является индивидуальным предпринимателем, то есть в настоящий момент трудоустроен, имеет реальную возможность осуществлять трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в силу положений п. «в» ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ отбывание принудительных работ предполагает постоянное нахождение осуждённого на территории исправительного центра за исключением рабочего времени. Сторона защиты, с учётом всех обстоятельств дела (в том числе полное возмещение потерпевшей вреда, причиненного преступлением) рассчитывает, что результатом апелляционного рассмотрения будет изменение обвинительного приговора в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 389.26 УПК РФ путём смягчения осуждённому наказания, а именно: применение условного осуждения к лишению свободы.
Сторона защиты обращает внимание суда апелляционной инстанции на тот факт, что потерпевшая сторона не настаивала на суровом наказании, в отношении подсудимого Беляева Е.Н., а напротив, заявила о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим (<данные изъяты>).
Обращает внимание суда апелляционной инстанции на факт отсутствия листов дела: во втором томе последовательная нумерация с 79 листа дела сменяется сразу на 90.
В формуле обвинения неверно указано направление движения автомобиля под управлением Беляева Е.Н., при внимательном изучении первичных документов и карты <данные изъяты> следует, что Беляев Е.Н. совершал поездку со стороны <данные изъяты>, а не в сторону данного посёлка. В данном обстоятельстве формально присутствует несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
При ознакомлении с материалами дела Беляев Е.Н. письменно заявил, что желает воспользоваться правом, предусмотренным п. 2 части пятой ст. 217 УПК РФ, то есть ходатайствует о применении особого порядка судебного разбирательства (л<данные изъяты>). Однако, судебное разбирательство проведено в общем порядке, чем нарушено право обвиняемого на защиту, и на назначение справедливого наказания. Просит суд апелляционной инстанции применить условное осуждение к лишению свободы, на основании ст. 73 УК РФ, вместо назначенных принудительных работ.
В возражениях на апелляционную жалобу государственный обвинитель Илюшина М.А. просит оставить приговор без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Суд, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 231 УПК РФ стороны должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не менее чем за 5 суток до его начала.
Вместе с тем данные положения закона нарушены судом при рассмотрении уголовного дела в отношении Беляева Е.Н..
Из протокола судебного заседания и аудиозаписи судебного заседания усматривается, что своевременность извещения подсудимого Беляева Е.Н. о дне судебного заседания не проверялась, у подсудимого данные обстоятельства в ходе судебного заседания не выяснялись, так же как и не выяснялось, имел ли он достаточное время для подготовки к судебному заседанию, учитывая, что судебное разбирательство было начато <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что о дне судебного заседания на <данные изъяты> Беляев Е.Н. был извещен менее чем за пять суток, <данные изъяты> (<данные изъяты>
Несоблюдение судом требований закона о своевременном извещении подсудимого о дате, месте и времени судебного заседания является существенным нарушением его права на защиту.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также их неправомерным завладением без цели хищения» судам необходимо иметь в виду, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 264 и статьей 264.1 УК РФ, факт употребления лицом, управляющим транспортным средством, веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а наличие в организме такого лица наркотических средств или психотропных веществ - по результатам химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения, проведенных в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по результатам судебной экспертизы, проведенной в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В силу требований п. 1 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 307 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию событие преступления, а описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления.
Суд первой инстанции в нарушение положений ст. 252 УПК РФ существенно изменил предъявленное осужденному Беляеву Е.Н. обвинение в части обстоятельств совершения преступления, тем самым нарушил его право на защиту.
Суд рассмотрел дело в общем порядке, тогда как при выполнении ст.217 УПК РФ Беляевым Е.Н. было заявлено ходатайство об особом порядке судебного разбирательства, он желал воспользоваться правом, предусмотренным п.2 ч.5 ст.217 УПК РФ.
При изложенных обстоятельствах приговор в отношении Беляева Е.Н. нельзя признать законным, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения норм уголовно-процессуального закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, устранить их в суде апелляционной инстанции невозможно, в связи с чем в соответствии со ч.1 ст.389.22 УПК РФ приговор подлежит отмене с направлением уголовного дела на новое судебное разбирательство в тот же суд, в ином составе, в ходе которого суду следует устранить указанные выше нарушения закона и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
В связи с отменой приговора суд апелляционной инстанции не дает своих суждений иным доводам апелляционной жалобы, так как они будут предметом судебного разбирательства при новом рассмотрении уголовного дела.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ 47.1 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░