Дело № 2-331/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 сентября 2020 года г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Жаркова Е.А.,
при секретаре Павловой Т.В.
с участием истца Ивановой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2020 (УИД 34RS0022-01-2020-000698-30) по иску Ивановой Л. А. к Карасевой Е. А., Иванову Е. А. о включении гаража в состав наследства, признании права собственности на наследство,
установил:
Иванова Л.А. обратилась в суд с иском к Карасевой Е.А., Иванову Е.А. о включении гаража в состав наследства, признании права собственности на наследство.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года умер ее супруг ФИО2. После его смерти открылось наследство в виде <данные изъяты> доли квартиры, а также иного имущества, однако гараж площадью <данные изъяты> кв. м, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес>, в наследственную массу не вошел, поскольку право собственности на объект не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Иванова Л.А., являясь наследником первой очереди, приняла наследство, и 19 июня 2020 года ей было выдано свидетельство о праве на наследство.
Указывая на то, что гараж был возведен ее мужем в 1990 году, в последующем ФИО2 был предоставлен земельный участок для эксплуатации гаража, заключен договор аренды земельного участка, однако право собственности на гараж не было зарегистрировано, истец просит суд включить в состав наследственного имущества ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, 1990 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв. м, инвентарный №, расположенный по адресу: по адресу: <адрес>, а также признать за Ивановой Л.А. право собственности на указанный гараж.
Истец Иванова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Ответчики Карасева Е.А., Иванов Е.А., будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.
Представитель третьего лица администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», поскольку самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку. Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 40 и пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела в 1990 году на земельном участке по адресу: <адрес>, ФИО2 был построен гараж, площадью <данные изъяты> кв. м. В июне 2020 года указанному строению присвоен инвентарный №.
На основании постановления администрации г. Котельниково Котельниковского района Волгоградской области от 26 февраля 1998 года №, ФИО2 был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, для эксплуатации гаража размером 3,9 х 6 м, расположенного по <адрес>.
05 мая 2003 года между администрацией Котельниковского района Волгоградской области и ФИО2 был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка для эксплуатации гаража.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 умер.
Согласно материалам наследственного дела ФИО2, единственным наследником, принявшим наследство, является его супруга Иванова Л.А.
19 июня 2020 года Ивановой Л.А. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру.
Поскольку право собственности на гараж, расположенный по <адрес> не было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН, то на указанное имущество свидетельство о праве на наследство не выдавалось.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
При этом, в силу пункта 2 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.
Согласно справке администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 06 мая 2020 года №, договор аренды от 05 мая 2003 года, заключенный с ФИО2 для эксплуатации гаража, не расторгался и задолженности по арендной плате по состоянию на 06 мая 2020 года не имеется.
Таким образом, после смерти ФИО2, право аренды земельного участка, расположенного по <адрес>, с разрешенным видом использования для эксплуатации гаража, перешло к Ивановой Л.А. в порядке наследования.
Принимая во внимание, что в силу пункта 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, спорная постройка гараж с инвентарным номером № соответствует установленным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозы жизни и здоровью граждан, возведена по внутреннему обмеру в пределах предоставленного земельного участка, а следовательно на данную постройку может быть признано право собственности.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абзац 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
В силу пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Учитывая изложенное, суд находит возможным включить в состав наследственного имущества ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, гараж, 1990 года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв. м, инвентарный №, находящийся по адресу: <адрес>, и признать за Ивановой Л.А. право собственности на данный гараж в порядке наследования после ФИО2
При этом, фактическая площадь застройки в <данные изъяты> кв. м не превышает 10% от площади застройки, установленной по договору аренды, что соответствует пункту 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░, 1990 ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░, 1990 ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░