дело № 2а-90/2021
УИД 02RS0009-01-2020-000921-74
номер строки в статистическом отчете – 3.022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» в части организации мероприятий по демонтажу пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района и в с. Элекмонар Чемальского района, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным иском к администрации МО «Чемальский район», с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84, обязании не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных: у с. Еланда Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района в точке с географическими координатами: (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законности расходования администрацией МО «Чемальский район» бюджетных средств при строительстве пешеходных мостов на территории Чемальского района через реку Катунь в с. Аюла и Еланда. В ходе проведенной проверки установлено, что 21.09.2015 между администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СтройТехнадзор» заключен контракт на строительство двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар-с. Аюла и в с. Еланда. Работы подрядчиком сданы, а заказчиком приняты в полном объеме. Вместе с тем, согласно заключению эксперта, фактически выполненные работы по муниципальному контракту по строительству двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла и в Еланда, не позволяют ввести построенные объекты в эксплуатацию, ввод в эксплуатацию моста через р. Катунь в с. Еланда невозможен, все конструктивные элементы пешеходного моста выполнены с отступлением от проектной документации, техническое состояние пешеходного моста через р. Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла охарактеризовано как аварийное. На основании указанных экспертных заключений Арбитражным судом Республики Алтай в решении от 25.10.2019 по делу А02-1033/2018, вступившим в законную силу, сделан вывод о том, что оба моста непригодны для их использования по назначению и их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Полагает, что наличие пешеходных мостов, построенных с нарушениями и ввести в эксплуатацию которые невозможно, несет в себе угрозу для жизни и здоровья граждан. До настоящего времени ответчиком не предпринято достаточных и необходимых мер по обеспечению осуществления сноса пешеходных мостов. С целью недопущения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, которые могут воспользоваться пешеходными мостами, которые ввиду допущенных нарушений при строительстве не могут быть введены в эксплуатацию, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района и в с. Элекмонар Чемальского района, возложить на администрацию МО «Чемальский район» обязанность не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанных пешеходных мостов.
Представитель административного истца – помощник прокурора Чемальского района Республики Алтай Шваба Ф.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Четвернина А.И. административный иск не признала в части срока выполнения работ по сносу, суду показала, что согласно заключению эксперта, оба моста строились как технические и подлежат разборке.
Заинтересованные лица не направили своих представителей в судебное заседание, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора Чемальского района, представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно пп. 7, 24 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закона № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Исходя из понятия чрезвычайной ситуации, данного в ст. 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, техническое состояние сооружения, конструктивные элементы которого выполнены с отступлением от проектной документации, может создать чрезвычайную ситуацию, повлечь вред жизни и здоровью граждан.
Предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением мостов, причинением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба их имуществу, угроза возникновения которой следует из ненадлежащего технического состояния мостов, при котором имеется угроза жизни и здоровью граждан, возможно только посредством их сноса путем разрушения с соблюдением требований градостроительного законодательства.
В соответствии с п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) снос объекта капитального строительства - ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.
Согласно ч. 1 ст. 55.30 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 55.30 ГрК РФ в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 ст. 55.30 ГрК РФ.
В силу ч. 6 ст. 55.30 ГрК РФ в случае, если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку сметы на снос объекта капитального строительства.
Согласно ч. 3 ст. 55. 31 ГрК РФ в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии с ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Чемальского района Республики Алтай проведена проверка соблюдения законности расходования администрацией МО «Чемальский район» бюджетных средств при строительстве пешеходных мостов на территории Чемальского района через реку Катунь в с. Аюла и Еланда.
По результатам проверки установлено, что в соответствии с условиями муниципального контракта № 67 от 21.09.2015, заключенного между администрацией МО «Чемальский район» и ООО «СтройТехнадзор» (далее по тексту - контракт), последнее в срок до 01.12. 2015 должно было выполнить работы по строительству двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар-с. Аюла и в с. Еланда, а администрация МО «Чемальский район» - осуществить приемку выполненных работ и оплатить их.
Подрядчиком сданы, а заказчиком приняты в полном объеме работы, что следует из актов о приемке выполненных работ №1 и №2 от 23.09.2015, №3 и №4 от 20.10.2015, № 5- №11 от 18.12.2015.
Судом установлено и следует из материалов дела, что пешеходный мост через реку Катунь у с. Еланда Чемальского района находится в точке с географическими координатами (по центру) 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84; пешеходный мост через реку Катунь в с. Элекмонар Чемальского района находится в точке с географическими координатами (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
Поскольку ООО «СтройТехнадзор» в нарушение своих обязательств не ввел построенные им объекты в эксплуатацию, администрация МО «Чемальский район» обращалась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о понуждении ООО «СтройТехнадзор» об обязании исполнить предусмотренную муниципальным контрактом №67 от 21.09.2015 обязанность по вводу в эксплуатацию двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар – с. Аюла и в с. Еланда.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25.10.2019 по делу А02-1033/2018, вступившим в законную силу, исковые требования Администрации Чемальского района оставлены без удовлетворения.
Из содержания решения Арбитражного суда Республики Алтай от 25.10.2019 по делу А02-1033/2018 следует, что согласно выводам, указанным в заключение эксперта от 06.02.2019, фактически выполненные работы по муниципальному контракту No67 от 21.09.2015 строительство двух пешеходных мостов через реку Катунь в с. Элекмонар -с. Аюла и в Еланда, не позволяют ввести построенные объекты в эксплуатацию.
В заключение экспертом включены исследования и выводы относительно технического состояния пешеходного моста через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла. В результате проведенного исследования экспертом установлена непригодность к эксплуатации данного пешеходного моста, его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Экспертом рекомендуется закрыть мост и прекратить любое движение по нему. Существующие конструкции моста непригодны к повторному использованию. Техническое состояние пешеходного моста через реку Катунь в с.Элекмонар -с. Аюла можно охарактеризовать как аварийное состояние. Учитывая содержание ответов экспертного учреждения на вопросы суда, и исходя из выбранного истцом способа защиты, Арбитражный суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требования Администрации, поскольку оба моста непригодны для их использования по назначению и их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. В данном случае, удовлетворение требований заказчика об исполнении обязанности в натуре со ссылкой на положения статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации не должно приводить к нарушению законов, иных правовых актов, а также законных прав и интересов иных лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 05.02.2020 по делу А02-2220/2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.11.2020, с общества с ограниченной ответственностью "Стройтехнадзор" в пользу Администрации Чемальского района взыскано 21 518 964 рублей в возмещение убытков.
Таким образом, материалами установлено, что существенность и неустранимость недостатков работ, выполненных ответчиком по контракту, подтверждены в ходе проведения строительно-технической экспертизы и установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25.10.2019 по делу № А02-1033/2018.
Следовательно, судом принимается как установленный вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Алтай от 25.10.2019 по делу № А02-1033/2018, не оспариваемый сторонами факт того, что в отношении пешеходного моста через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла в результате проведенного исследования экспертом установлена непригодность к эксплуатации данного пешеходного моста, его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования прокурора в части сноса данного гидротехнического сооружения.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района, возложении обязанности обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района в точке с географическими координатами: (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84 законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку материалами дела подтверждается, что техническое состояние пешеходного моста через реку Катунь в с. Элекмонар - с. Аюла было охарактеризовано экспертом как аварийное, экспертом установлена непригодность к эксплуатации данного пешеходного моста, его дальнейшая эксплуатация опасна для жизни и здоровья граждан. Кроме того, существующие конструкции моста не пригодны к повторному использованию.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд исходит из того, что обязанность по содержанию дорог и мостов местного значения в надлежащем эксплуатационном состоянии возложена на ответчика в силу закона, предотвращение чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением мостов, причинением вреда жизни и здоровью граждан, ущерба их имуществу, угроза возникновения которой следует из ненадлежащего технического состояния мостов, возможно только посредством их сноса путем разрушения с соблюдением требований градостроительного законодательства.
В силу указанных норм Закона к полномочиям ответчика относится обязанность по организации надлежащего содержания мостов местного значения, однако указанная обязанность не исполняется, что нарушает права неопределенного круга лиц, влечет угрозу жизни и здоровью населения.
Как установлено судом, Распоряжением администрации Чемальского района № 523-р от 05.12.2016 года в целях безопасности передвижения пешеходов и во избежание аварийных ситуаций запрещено передвижение по незавершенным строительством подвесным пешеходным мостам через реку Катунь в с. Еланда, в с. Элекмонар, в с. Аюла, рекомендовано главам Аносинского, Чемальского и Элекмонарского сельских поселений провести мероприятия по информированию граждан о запрете передвижения по незавершенным строительством подвесным пешеходным мостам через реку Катунь в с. Еланда, в с. Элекмонар - с. Аюла до введения указанных объектов в эксплуатацию. Никаких иных действий Администрацией, в том числе по реконструкции данного объекта, не осуществляется.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего административного иска, судом установлено, что какие-либо сооружения, устройства и приспособления, ограничивающие возможность прохода или проезда по данным пешеходным мостам, отсутствуют, в связи с чем принятых администрацией мер по предотвращения наступления опасных последствий недостаточно, что характеризует бездействие указанного органа местного самоуправления.
Доводы ответчика о том, что указанная обязанность не осуществляется в настоящее время, поскольку для выполнения работ по осуществлению в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов требуются значительные финансовые затраты, суд находит не состоятельными. Отсутствие финансовых средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения органом государственной власти требований действующего законодательства, тем более, что установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности и сохранение жизни, здоровья населения.
В силу ст. 206 ГПК РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, необходимости соблюдения прав граждан, а равно осуществления в целях администрацией предусмотренных градостроительным, бюджетным законодательством процедур в целях исполнения решения суда, суд считает разумным установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Разрешая административные исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, обязании администрации МО «Чемальский район» не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства непригодности к эксплуатации данного пешеходного моста, истцом не представлены доказательства того, что дальнейшая эксплуатация пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района опасна для жизни и здоровья граждан, что существующие конструкции моста непригодны к повторному использованию. Представленные в материалах дела письменные доказательства вывода об аварийности объекта, угрозе его для жизни и здоровья не содержат, на неоднократные предложения суда о необходимости предоставления экспертного заключения, подтверждающего данное обстоятельство, ходатайств стороной не заявлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходных мостов через реку Катунь, расположенных у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, и в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84, обязании администрации МО «Чемальский район» не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанных пешеходных мостов через реку Катунь, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район», выразившееся в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района, в точке с географическими координатами (по центру): 51°26"55.1" северной широты и 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
Возложить на администрацию муниципального образования «Чемальский район» обязанность не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного в с. Элекмонар Чемальского района в точке с географическими координатами: (по центру) 51°26"55.1" северной широты 85°59"00.7" восточной долготы (51.448630, 85.983530) по Международной системе координат WGS-84.
Административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившегося в необеспечении осуществления в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения пешеходного моста через реку Катунь, расположенного у с. Еланда Чемальского района в точке с географическими координатами (по центру): 51°13"44.7" северной широты и 86°05"10.6" восточной долготы (51.229079, 86.086283) по Международной системе координат WGS-84, обязании администрации МО «Чемальский район» не позднее 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить осуществление в соответствии с требованиями градостроительного законодательства РФ сноса путем разрушения указанного пешеходного моста через реку Катунь, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
мотивированное решение принято судом 02 июня 2021 года.