№ 2-241/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Анучино 17 ноября 2017 года
Анучинский районный суд Приморского края Российской Федерации в составе председательствующего судьи Л.П. Юрченко, при секретаре судебного заседания Е.В. Савельевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/2017 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в защиту неопределённого круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Иванович Татьяне Николаевне о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что в целях реализации пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.08.2017 № Пр-1603, во исполнение приказа Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.08.2017г. № 672 «О проведении проверок организаций торговли и общественного питания», Роспотребнадзором проводятся внеплановые выездные проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области оказания услуг общественного питания и торговли на территории Российской Федерации.
Так, на основании распоряжения заместителя Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГг. №, с целью исполнения приказа Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.08.2017г. № 672 «О проведении проверок организаций торговли и общественного питания», в целях реализации пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.08.2017 № Пр-1603, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Арсеньеве (далее по тексту – территориальный отдел в г. Арсеньеве) в период с 31.08.2017г. по 19.09.2017г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Иванович Татьяны Николаевны, ИНН 251300278623, ОГРНИП 314250134200016, юридический адрес: <адрес>; осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес>.
При проведении внеплановой выездной проверки, в отношении индивидуального предпринимателя Иванович Татьяны Николаевны, ИНН 251300278623, ОГРНИП 314250134200016, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения, в том числе:
Нарушения требований Технических регламентов Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрено ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ, допущенные индивидуальным предпринимателем Иванович Татьяной Николаевной, а именно:
- при инспектировании продуктов питания, используемых для изготовления блюд, на предмет наличия информации установленной изготовителем, в том числе о сроках годности и условий хранения продуктов и его изготовителе, выявлены нарушения требований технического регламента, а именно: для приготовления пищи в пирожковой «Колобок» используется продовольственное сырье без информации о продукции, в том числе без информации о дате изготовления, сроке годности и условиях хранения продукции и без информации об ее изготовителе (без маркировочного ярлыка или его копии) (наименование продукции установлено по внешним признакам лук репчатый, в количестве 12 кг; чеснок в количестве 1 кг; масло сливочное в количестве 0,400 кг), что является нарушением требований ч. 7, 9, 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции» и ст. 11, ст. 15 Федерального Закона РФ от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п.5 ст.5, ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п.п. 7.7, 7.29, 8.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», что является наличием факта возникновения угрозы для жизни и здоровья людей как следствие нарушения субъектом обязательных требований.
Статьи 4, 7 Закона РФ «2300-1 «О защите прав потребителей» содержат положения о том, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар обычно используется. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»: качество пищевых продуктов - совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования;
безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно ч. 3 ст. 18 Федерального закона РФ №29-ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №880 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, вступивший в силу с 01 июля 2013г.
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011г. №881 утвержден технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011, вступивший в силу с 01 июля 2013г.
Согласно ч. 9 ст. 17 ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции», пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции
Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 7 ТР ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции», пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной; сроки годности пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Согласно ч. 7 ст. 17 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», при хранении пищевой продукции должны соблюдаться срок годности, установленные изготовителем.
Согласно ч. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», при реализации пищевой продукции должны соблюдаться сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно ч. пп.1 п. 4.1 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки» маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
В соответствии с п. 7.7 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», поступающие в организации продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность.
В соответствии с п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность
Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не соответствующими требованиям нормативной и технической документации, представляющие опасность для здоровья населения, снимаются с реализации.
Таким образом, законодателем закреплено положение, свидетельствующее о том, что реализация продукции с истекшим сроком годности однозначно создает реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью потребителей.
В соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в случае, если при реализации пищевых продуктов допущено нарушение, приведшее к утрате пищевыми продуктами соответствующего качества и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию пищевых продуктов, обязаны снять такие пищевые продукты с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей, направить некачественные и опасные пищевые продукты на экспертизу, организовать их утилизацию или уничтожение.
В силу ст. 5 ч. 4 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция без обязательной информации о пищевой продукции (маркировки), подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно ч. 8 ст. 18 ТР ТС 021/2011, при утилизации пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, в том числе пищевой продукции без обязательной информации о пищевой продукции (маркировки), по предписанию уполномоченного органа государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза, изготовитель, и (или) импортер, и (или) продавец обязаны представить в такой орган государственного контроля (надзора), вынесший предписание об их утилизации, документ, подтверждающий факт утилизации такой пищевой продукции в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
За вышеуказанное нарушение требований технических регламентов, создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, индивидуальный предприниматель Иванович Татьяна Николаевна привлечена к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.43 ч. 2 КоАП РФ в размере 30000 рублей по постановлению начальника территориального отдела в г. Арсеньеве № от 25.09.2017г. Указанное постановление вступило в законную силу.
Нарушения требований Технических регламентов Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрено ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, допущенные индивидуальным предпринимателем Иванович Татьяной Николаевной, а именно:
- в горячем цеху в пирожковой «Колобок» на момент осмотра визуально грязно (на полу возле печи скопление грязи), в горячем (производственном) цеху стена около электрической плитки с масляными следами и частичками пищи, что является нарушением ст. 17 Федерального закона РФ от 30 марта 1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.11, п. 5.12 СП 2.3.6.1079-01.
- на момент осмотра не проводится своевременно и по мере необходимости текущая уборка производственного помещения (горячий цех), должным образом санитарная обработка технологического оборудования: визуально наружная поверхность технологического оборудования не промыта, зажирена, полы, стены не промыты, что является нарушением пп. 8 п. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880, ст. 11, 17 Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- на момент осмотра уборочный инвентарь (веник, совок, швабра) находится в помещении горячего (производственного) цеха, что является нарушением пп. 8 п. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 880.
- на момент осмотра отсутствует специальная маркировка на разделочном инвентаре (разделочные доски, ножи), что является нарушением пп. 8 п. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880, ст. 11, 17 Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- на момент осмотра в горячем (производственном) цеху не выделены отдельные рабочие зоны (нет маркировки), за счет чего имеет место встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, не исключена опасность загрязнения пищи опасной для здоровья посетителей микрофлорой, что является нарушением пп. 2 п. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880, ст. 11, 17 Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- на момент осмотра не соблюдаются условия обработки яйца, используемого для приготовления блюд: отсутствуют специально промаркированные емкости для обработки яйца, чистого яйца, не выделено место для его обработки, отсутствует инструкция по обработке яйца что является нарушением пп. 1 п. 3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880
Согласно ст. 1 Федерального Закона от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно п.3 ст. 10 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно п.3 ст. 11 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 021/2011) «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880 для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовитель должен определить:
1) перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
2) перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) - параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить указанные в пункте 1 настоящей части опасные факторы;
3) предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках;
4) порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления);
5) установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, указанных в пункте 3 настоящей части, от установленных предельных значений;
6) периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
7) периодичность проведения уборки, мойки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции производственных помещений, чистки, мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
8) меры по предотвращению проникновения в производственные помещения грызунов, насекомых, синантропных птиц и животных
За вышеуказанные нарушения требований технических регламентов, индивидуальный предприниматель Иванович Т.Н. привлечена к административной ответственности в виде штрафа по ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ в размере 20000 рублей по постановлению начальника территориального отдела в г. Арсеньеве № № от 25.09.2017 года. Указанное постановление вступило в законную силу.
Невыполнение требований технических регламентов, законодательства в сфере защиты прав потребителей, при оказании потребителям услуг общественного питания, в частности: отсутствие разработанных и внедренных процедур, основанных на принципах ХАССП, отсутствие требуемых законодательством условий для приготовления кулинарной продукции на объекте общественного питания, в том числе неудовлетворительное санитарное состояние пирожковой, может повлиять на санитарно-эпидемиологический режим в пирожковой и на потребительские свойства услуги, на ее безопасность и качество и не может обеспечить предоставление качественной и безопасной услуги общественного питания неопределенному кругу потребителей в пирожковой.
Таким образом, имеющиеся в пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. нарушения, установленные территориальным отделом в г. Арсеньеве, приводят к существенному нарушению прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, которые воспользовались либо могут воспользоваться услугами пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. за личные средства на качество и безопасность изготавливаемой и реализуемой продукции в пирожковой, которые должны обеспечиваться путем соблюдения требований технических регламентов, законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства.
В то же время Гражданским кодексом РФ (ст.ст. 1, 10) закреплен принцип добросовестности гражданских правоотношений.
Статьи 4, 7 Закона РФ «2300-1 «О защите прав потребителей» содержат положения о том, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, либо обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар обычно используется. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно ст. 2 ТР ТС 021/2011, целями принятия указанного технического регламента являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 1 ТР ТС 022/2011, указанный технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
СП 2.3.6.1079-01 разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения РФ и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (п.1.1 СП 2.3.6.1079-01).
Указанные санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. СП 2.3.6.1079-01 являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения (п.1.2 СП 2.3.6.1079-01).
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона РФ от 30 марта 1999г. №52–ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 15.2 СП 2.3.6.1079-01, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Допущенные нарушения в пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. затрагивают права неопределенного круга потребителей, которые воспользовались либо имели намерение воспользоваться услугами пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. за личные средства.
Потребители, в том числе те, которым уже оказаны услуги в пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. имеют право на информацию о том, что в пирожковой «Колобок» ИП Иванович Т.Н. при оказании услуг общественного питания ИП Иванович Т. Н. нарушил установленные законодательством права потребителей, что подтверждено материалами дела.
Согласно п. 7 ч. 4 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» должностные лица органа государственного надзора вправе обращаться в суд в защиту прав неопределенного крупа лиц.
Согласно ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей", вступившие в законную силу решения о признании действий исполнителя услуги противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий исполнителя услуги в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они исполнителем услуги.
Таким образом, потребитель, обратившийся в суд по аналогичному делу, освобождается от обязанности доказывания факта правонарушения. Суд же, в свою очередь, освобождается от установления факта совершения определенных действий лицом, нарушившим право потребителя, так как эти обстоятельства считаются достоверно установленными на основании решения суда, рассматривающего дело в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно абз. 1 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в соответствии со статьями 45 и 46 ГПК РФ, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В силу абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46Закона).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в г. Арсеньев просит суд признать действия индивидуального предпринимателя Иванович Татьяны Николаевны, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес> противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг общественного питания потребителям с нарушениями: не соблюдение требований, обеспечивающих безопасность и качество производимой кулинарной продукции, а именно:
- использование в пирожковой для приготовления пищи продовольственного сырья без информации о продукции, обеспечивающей безопасность ее использования (отсутствие маркировочного ярлыка на сырье),
- в производственном цеху своевременно и по мере необходимости не проводится текущая уборка и санитарная обработка технологического оборудования (в горячем цеху визуально грязно, визуально наружная поверхность технологического оборудования не промыта, зажирена),
- уборочный инвентарь (веник, совок, швабра) находится в помещении горячего (производственного) цеха,
- отсутствует специальная маркировка на разделочном инвентаре,
- в горячем (производственном) цеху не выделены отдельные рабочие зоны (нет маркировки), за счет чего имеет место встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, не исключена опасность загрязнения пищи опасной для здоровья посетителей микрофлорой,
- не соблюдаются условия обработки яйца, используемого для приготовления блюд (отсутствуют специально промаркированные емкости для обработки яйца, чистого яйца, не выделено место для его обработки, отсутствует инструкция по обработке яйца).
Обязать индивидуального предпринимателя Иванович Татьяну Николаевну, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес>, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в срок до 18.12.2017 года, а именно:
- для приготовления блюд обеспечить использование сырья с обязательной маркировкой, содержащей информацию о товаре, в том числе о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения и его изготовителе,
- в пирожковой провести санитарную обработку технологического оборудования, очистить полы и стены от загрязнения,
- обеспечить хранение уборочного инвентаря (веник, совок, швабра) в специально отведенном месте,
- обеспечить разделочный инвентарь специальной маркировкой (разделочные доски, ножи),
- выделить отдельные рабочие зоны в горячем (производственном) цеху (промаркировать рабочие зоны),
- Соблюдать условия обработки яйца, используемого для приготовления блюд: обеспечить специально промаркированные емкости для обработки яйца, чистого яйца, выделить место для его обработки, разработать инструкцию по обработке яйца.
Обязать индивидуального предпринимателя Иванович Татьяну Николаевну довести резолютивную часть решения суда до потребителей через средства массовой информации с. Анучино в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, Е.Ф. Зацаренко, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Иванович Т.Н. иск признала в полном объёме, просила принять признание иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ч. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд считает, что признание иска ответчиком необходимо принять, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия признания иска Иванович Т.Н. разъяснены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю в защиту неопределённого круга потребителей к индивидуальному предпринимателю Иванович Татьяне Николаевне о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий, удовлетворить.
Признать действия индивидуального предпринимателя Иванович Татьяны Николаевны, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес> противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг общественного питания потребителям с нарушениями: не соблюдение требований, обеспечивающих безопасность и качество производимой кулинарной продукции, а именно:
- использование в пирожковой для приготовления пищи продовольственного сырья без информации о продукции, обеспечивающей безопасность ее использования (отсутствие маркировочного ярлыка на сырье),
- в производственном цеху своевременно и по мере необходимости не проводится текущая уборка и санитарная обработка технологического оборудования (в горячем цеху визуально грязно, визуально наружная поверхность технологического оборудования не промыта, зажирена),
- уборочный инвентарь (веник, совок, швабра) находится в помещении горячего (производственного) цеха,
- отсутствует специальная маркировка на разделочном инвентаре,
- в горячем (производственном) цеху не выделены отдельные рабочие зоны (нет маркировки), за счет чего имеет место встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, не исключена опасность загрязнения пищи опасной для здоровья посетителей микрофлорой,
- не соблюдаются условия обработки яйца, используемого для приготовления блюд (отсутствуют специально промаркированные емкости для обработки яйца, чистого яйца, не выделено место для его обработки, отсутствует инструкция по обработке яйца).
Обязать индивидуального предпринимателя Иванович Татьяну Николаевну, осуществляющей деятельность в сфере общественного питания в пирожковой «Колобок», расположенной по адресу: <адрес> прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, в срок до 18.12.2017 года, а именно:
- для приготовления блюд обеспечить использование сырья с обязательной маркировкой, содержащей информацию о товаре, в том числе о дате изготовления, сроке годности, условиях хранения и его изготовителе,
- в пирожковой провести санитарную обработку технологического оборудования, очистить полы и стены от загрязнения,
- обеспечить хранение уборочного инвентаря (веник, совок, швабра) в специально отведенном месте,
- обеспечить разделочный инвентарь специальной маркировкой (разделочные доски, ножи),
- выделить отдельные рабочие зоны в горячем (производственном) цеху (промаркировать рабочие зоны),
- соблюдать условия обработки яйца, используемого для приготовления блюд: обеспечить специально промаркированные емкости для обработки яйца, чистого яйца, выделить место для его обработки, разработать инструкцию по обработке яйца.
Обязать индивидуального предпринимателя Иванович Татьяну Николаевну довести резолютивную часть решения суда до потребителей через средства массовой информации с. Анучино в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Анучинский районный суд Приморского края.
Решение принято в окончательной форме 17 ноября 2017 года.
Судья Л.П. Юрченко