Судья Анофрикова С.Н. Дело № 33-212/2024 (33-2388/2023)
Дело № 2-1455/2023
УИД 41RS0002-01-2023-002495-34
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2024 года г. Петропавловск-Камчатский
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего Нечунаевой М.В.,
судей Вербицкой Е.В., Степашкиной В.А.,
с участием прокурора Ляховенко В.В.,
при секретаре Ящук Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Максименко Алексею Васильевичу, Максименко Наталье Владимировне, ФИО1, Копылову Артему Юрьевичу, Копыловой Алене Юрьевне, Администрации Елизовского городского поселения, Управлению имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения о понуждении к исполнению обязательства, признании дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения незаконным,
по апелляционной жалобе ответчика Копыловой Алены Юрьевны на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 23 октября 2023 года, которым постановлено:
обязать Максименко Алексея Васильевича, Максименко Наталью Владимировну действующих в своих интересах и в интересах ФИО1, Копылову Алену Юрьевну, Копылова Артема Юрьевича исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20.06.2022 г., расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № от 30.09.2016 г., выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения.
Обязать Копылову Алену Юрьевну фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>, сняться с регистрационного учета и выселиться из данного жилого помещения.
Отказать истцу в части возложения на Максименко А.В., Максименко Н.В.. ФИО1, Копылова А.Ю. обязанности сняться с регистрационного учета и выселиться из указанного жилого помещения.
Взыскать с Максименко Алексея Васильевича и Максименко Натальи Владимировны, в том числе как с законных представителей несовершеннолетнего ФИО1, государственную пошлину в доход местного бюджета в равных долях в сумме 180 рублей.
Взыскать с Копыловой А.Ю. и Копылова А.Ю. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме по 60 рублей с каждого.
Заслушав доклад судьи Вербицкой Е.В., объяснения ответчика Копыловой А.Ю., представителя ответчика Копыловой А.Ю. – адвоката Слащилиной О.А., заключение прокурора Ляховенко В.В., судебная коллегия
установила:
Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс», Учреждение) обратилось в суд с иском к Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылову А.Ю., Копыловой А.Ю. о возложении обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года №; сняться с регистрационного учета по указанному адресу и выселиться; предоставить в уполномоченный орган договор найма служебного жилого помещения от 30 сентября 2016 года №, выписку из поквартирной карточки с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 20 июня 2022 года военнослужащий Максименко А.В. и члены его семьи Максименко Н.В., ФИО1, Копылова А.Ю., Копылов А.Ю. подписали соглашение о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, дав обязательство расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года №, освободить и выселиться из занимаемого жилого помещения по истечении срока контракта военнослужащего.
24 января 2023 года ФГАУ «Росжилкомплекс» принято решение № 1245 о предоставлении военнослужащему Максименко А.В. субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, перечислив военнослужащему денежные средства в размере 17 569 926 руб. 23 коп.
27 января 2023 года. В связи с предоставлением субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения 02 февраля 2023 года Максименко А.В. снят с учета нуждающихся в жилом помещении. Приказом командира части № от 24 марта 2023 года № Максименко А.В. уволен из Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава части с 03 апреля 2023 года. Предупреждение об освобождении служебного жилого помещения в добровольном порядке направлено ответчику Максименко А.В.
03 февраля 2023 года. Срок сдачи жилого помещения истек, вместе с тем, ответчик до настоящего времени не исполнил свое обязательство о сдаче жилого помещения, которое является муниципальной собственностью, находится на балансе администрации Елизовского городского поселения и подлежит сдаче в установленном порядке для дальнейшего перераспределения.
Истец ФГАУ «Росжилкомплекс», ответчики Максименко А.В.. Максименко Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылов А.Ю., третьи лица Управление имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, Администрация Елизовского городского поселения в судебном заседании участия не принимали.
Ответчик Копылова А.Ю. и ее представитель Червякова Е.Д. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Полагали, что Копылова А.Ю. сохраняет право проживания в спорном жилом помещении, поскольку не обеспечена иным жилым помещением. Ответчик была введена истцом в заблуждение, поскольку на следующий день после подписания соглашения о сдаче жилого помещения ФГАУ «Росжилкомплекс» приняло решение об исключении Копыловой А.Ю. из состава лиц, находящихся на иждивении у военнослужащего, и денежная субсидия военнослужащему Максименко А.В. выдана без ее учета.
Рассмотрев дело, суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Копылова А.Ю. просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в спорной квартире была зарегистрирована в несовершеннолетнем возрасте, с
10 февраля 2010 года, по месту жительства своей матери Максименко Н.В., а не в качестве члена семьи военнослужащего Максименко А.В. Факт нахождения ее на иждивении военнослужащего установлен решением Елизовского районного суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. При вынесении обжалуемого решения суд не принял во внимание, что по условиям соглашения о сдаче жилого помещения от
20 июня 2022 года ответчики должны освободить жилое помещение жилищного фонда Министерства Обороны Российской Федерации. Между тем, материалы дела не содержат доказательств принадлежности спорной квартиры, предоставленной Копыловой А.Ю. на условиях договора социального найма жилого помещения, Министерству Обороны Российской Федерации на каких-либо основаниях. Договор найма служебного жилого помещения с ответчиками не заключался. Истец не исполнил своих обязательств по предоставлению денежной компенсации жилищной субсидии в отношении Копыловой А.Ю., введя ее в заблуждение, поскольку на дату заключения соглашения о сдаче жилого помещения истцу было известно, что Копылова А.Ю. достигла совершеннолетия и не находилась на иждивении Максименко А.В. Полагает, что будучи нанимателем спорного жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением от
05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года, сохраняет право пользования спорным жилым помещением в силу закона.
В дополнениях к апелляционной жалобе Копылова А.Ю. и ее представитель Слащилина О.А. указывают, что спорная квартира не имеет статуса специализированного жилого помещения, Копылова А.Ю. является нанимателем спорной квартиры на основании дополнительного соглашения № 1 к договору социального найма жилого помещения, заключенного с Управлением имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения. Жилищная субсидия предоставлена ответчику Максименко А.В. на состав семьи 4 человека без учета Копыловой А.Ю., в связи с чем полагают, что ФГАУ «Росжилкомплекс» является ненадлежащим истцом по данному спору, поскольку его субъективное право действиями ответчиков не нарушено, законных оснований для освобождения Копыловой А.Ю. спорного жилого помещения и снятия с регистрационного учета не имеется.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 15 февраля 2024 года суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Из материалов дела следует, что договор социального найма в отношении спорного жилого помещения заключен между Администрацией Елизовского городского поселения и Максименко А.В., между тем, оспариваемое решение, затрагивающее права и обязанности Администрации Елизовского городского поселения вынесено судом без привлечения указанного лица к участию в деле в качестве соответчика. При изложенных обстоятельствах принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, является нарушением и безусловным основанием для отмены решения суда согласно п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ
Определениями судебной коллегии от 15 февраля 2024 года и
02 апреля 2024 года Администрация Елизовского городского поселения и Управление имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения исключены из числа третьих лиц, участвующих в деле, привлечены к участию в деле в качестве соответчиков в соответствии со ст. 40 ГПК РФ.
Ранее, в заседании суда апелляционной инстанции представитель истца
ФГАУ «Росжилкомплекс» Щербакова А.М. пояснила, что в связи с предоставлением военнослужащему Максименко А.В. жилищной субсидии спорная квартира подлежит освобождению ответчиками, подписавшими соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, для дальнейшего перераспределения между другими военнослужащими. Порядок освобождения специализированных жилых помещений, предусмотрен Приказом Министра обороны РФ от 29 ноября 2022 года № 715, Согласно списку распределения жилых помещений по войсковой части 87229, утвержденному начальником Елизовского гарнизона от 05 августа 2003 года спорная квартира распределена на основании протокола заседания жилищной комиссии от 29 мая 2003 года № 7 Максименко А.В. и членам его семьи, относится к служебному жилому помещению.
Окончательно определив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила: признать дополнительное соглашение от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года
№ 3084 незаконным;
обязать Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылову А.Ю., Копылова А.Ю. исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, расторгнуть договор социального найма от 30 сентября 2016 года №, сняться с регистрационного учета, выселиться из указанного жилого помещения, после чего представить в уполномоченный орган: договор социального найма от 30 сентября 2016 года №, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения.
Администрацией Елизовского городского поселения представлены письменные возражения на исковые требования, согласно которым ответчик считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что с Копыловой А.Ю. заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года №, которое является неотъемлемой частью указанного договора и не может быть рассмотрено отдельно от договора. Спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду Администрации Елизовского городского поселения не относилось, находилось в муниципальном жилищном фонде социального использования. На основании ч. 2 ст. 82 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя, полагает, что дополнительное соглашение к договору социального найма заключено в соответствии с нормами ЖК РФ.
Истец ФГАУ «Росжилкомплекс», ответчики Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1 в лице законного представителя Максименко Н.В., Копылов А.Ю., Управление имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, Администрация Елизовского городского поселения, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили.
С учетом положений ст.ст. 167, ч.1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Ответчик Копылова А.Ю. и ее представитель Слащилина О.А. в заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение принадлежит Елизовскому городскому поселению, не имеет статуса специализированного, поэтому истец не является субъектом оспариваемого права. Считают, что права Копыловой А.Ю. нарушены, поскольку она исключена из состава членов семьи Максименко А.В., жилищная субсидия выплачена Максименко А.В. на состав семьи 4 человека без учета Копыловой А.Ю. В настоящее время в соответствии с дополнительным соглашением от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № Копылова А.Ю. является нанимателем спорной квартиры, в связи с чем законных оснований для освобождения спорного жилого помещения и снятия ее с регистрационного учета не имеется.
В заключении по делу прокурор Ляховенко В.В. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения ответчика и его представителя, заключение прокурора, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела № в отношении Максименко А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих») государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз.3 п.1 ст. 15 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (в редакции закона на дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (п.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, положения пунктов 1 и 14 статьи 15 Федерального закона статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище. При этом требования об однократном обеспечении военнослужащих жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные п. 14 ст. 15 Федерального закона, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Федеральным законом. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан, включая права членов семьи военнослужащего (правовой статус которых производен от правового статуса самого военнослужащего), на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 года № 2141-О).
В соответствии с п. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются установленные названным Федеральным законом социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено этим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся, в том числе, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
По смыслу приведенных нормативных положений, жилищная субсидия является одной из форм реализации права военнослужащего на жилище, а ее предоставление - исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
Одновременно законом на граждан соответствующей категории возложена обязанность по сдаче занимаемых ими жилых помещений и снятию с регистрационного учета при обеспечении жильем за счет государства.
По правилам ст. 309, п. 1 ст. 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии войсковой части 87229, оформленного протоколом от 20 мая 2003 года № 7, четырехкомнатная квартира по адресу: <адрес> (далее - спорное жилое помещение), предоставлена военнослужащему войсковой части № Максименко А.В. и членам его семьи Максименко Л.А. (жена), ФИО2 (сын), ФИО3 (сын) (т. 2, л.д. 113-114).
С 08 апреля 2004 года Максименко А.В. и вышеуказанные члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении (т. 2, л.д. 76, 169).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 10 июня 2005 года № 1838 право собственности в отношении спорного жилого помещения принадлежало Российской Федерации, балансодержателем являлось государственное учреждение «Елизовская квартирно-эксплуатационная часть района» (т. 2, л.д. 78 оборот).
По информации, поступившей из архивного отдела (войск и сил на Северо-Востоке Российской Федерации, г. Петропавловск-Камчатский) ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» в журнале регистрации ордеров и постановлений за 2001-2011 годы Елизовской квартирно-эксплуатационной части района имеются записи от
25 февраля 2004 года, получатель Максименко А.В., ордер № от
08 октября 2004 года, <адрес>, постановление № от 03 октября 2003 года. Основание: фонд 592, опись 2530, дело 16, лист 14 (об) (т. 2, л.д. 102).
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 года № 514-р «О передаче в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения» спорное жилое помещение передано в собственность Елизовского районного муниципального образования, государственная регистрация права собственности произведена
28 августа 2005 года (т. 2, л.д. 71, 79-83).
17 февраля 2005 года между УМП «Горжилуправление № 2» и Максименко А.В., Максименко Л.А., ФИО2, ФИО3, на основании ордера на жилое помещение от 08 октября 2003 года №, выданного на основании постановления администрации Елизовского муниципального района № от 03 октября 2003 года, заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого спорное жилое помещение предоставлено указанным лицам в бессрочное пользование (т. 2, л.д. 86).
25 января 2006 года между Администрацией Елизовского районного муниципального образования и Максименко А.В. заключен договор о передаче жилого помещения в собственность гражданина, на основании которого спорное жилое помещение перешло в собственность к ответчику Максименко А.В. в порядке приватизации с согласия всех членов семьи, свидетельство о государственной регистрации права выдано 21 февраля 2006 года (т. 2, л.д.84-85).Из ответа Администрации Елизовского муниципального района Камчатского края от 26 февраля 2024 года следует, что жилищный фонд Елизовского муниципального района в процессе разграничения муниципальной собственности передан в собственность Елизовского городского поселения (т.2, л.д.29, 100)
22 августа 2016 года спорное жилое помещение передано Максименко А.В. в муниципальный жилищный фонд Елизовского городского поселения (т.1 л.д. 64).
30 сентября 2016 года между Администрацией Елизовского городского поселения в лице начальника отдела по управлению жилищным фондом Управления имущественных отношений и Максименко А.В. заключен договор социального найма жилого помещения № в отношении спорной квартиры. Членами семьи, которые совместно с нанимателем вселяются в жилое помещение указаны: Максименко Н.В. (жена), Копылова А.Ю., <данные изъяты>, Копылов А.Ю., <данные изъяты>, ФИО1 (сын), <данные изъяты>.
10 ноября 2016 года военнослужащий войсковой части № Максименко А.В. обратился в 3 отдел ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (далее - 3 отдел ВРУЖО) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его и членов семьи составом 5 человек в г. Горячий ключ Краснодарского края, в связи с предстоящим увольнением.
Решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от 01 марта 2017 года в постановке на учет было отказано, в связи с тем, что Максименко А.В. уже реализовал свое право на жилье путем приватизации, предоставленного ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> при этом дальнейшие действия по передаче жилья в собственность Елизовского городского поселения не влекут правовых последствий для принятия его на учет.
Указанное решение обжаловано Максименко А.В. в военный суд. Решением 35 гарнизонного военного суда от 11 апреля 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 20 июня 2017 года, решение начальника 3 отдела ВРУЖО от 01 марта 2017 года № признано незаконным.
12 июля 2017 года Максименко А.В. и члены его семьи Максименко Н.В. (супруга), ФИО1, <данные изъяты> (сын), Копыловой А.Ю., <данные изъяты>, Копылов А.Ю., <данные изъяты> (иждивенцы) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 10 ноября 2016 года.
Таким образом, Максименко А.В. выбрал способ обеспечения жилищных прав военнослужащего в виде получения субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Пункт 4 названных Правил содержит исчерпывающий перечень случаев, когда норматив общей площади жилого помещения, устанавливаемый для расчета субсидии, уменьшается, в частности на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
По смыслу приведенной нормы уменьшение устанавливаемого для расчета субсидии норматива общей площади жилого помещения допускается на общую площадь жилых помещений, которые на момент такого расчета находятся в пользовании военнослужащего и (или) членам его семьи по договору социального найма.
В соответствии с соглашением о сдаче жилого помещения от
20 июня 2022 года, заключенным между ФГАУ «Росжилкомплекс» и Максименко А.В., военнослужащий и члены его семьи приняли на себя обязательство расторгнуть договор социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года №, освободить жилое помещение по истечению срока контракта военнослужащего, и представить документы, указанные в п. 4 соглашения, включая договор (ордер), на основании которого гражданин и члены его семьи занимают жилое помещение, выписку из поквартирной карточки с отметкой о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметкой о его закрытии и отсутствии задолженности, копию акта приема-передачи жилого помещения. Указанное соглашение подписано также членами семьи военнослужащего Максименко А.В. - Максименко Н.В., Копыловым А.Ю., Копыловой А.Ю. (т. 1, л.д. 14-15).
Пунктом 3 указанного соглашения определено, что стороны приняли решение о расторжении договора найма жилого помещения от
30 сентября 2016 года № с момента подписания настоящего соглашения, по окончании (трудовых отношений) прохождения военной службы (не более срока контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации).
Решением Врио начальника территориального отдела «Камчатский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 21 июня 2022 года № ответчик Копылова А.Ю., <данные изъяты>, снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, как лицо, достигшее 18-летнего возраста и не находящееся на иждивении военнослужащего (т. 1, л.д. 72). Указанное решение Максименко А.В., Копыловой А.Ю. не обжаловано.
Решением ФГАУ «Росжилкомплекс» от 24 января 2023 года № 1245 <данные изъяты> Максименко А.В. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, платежным поручением № 12687 от
27 января 2023 года субсидия в размере 17569 926 рублей перечислена на счет Максименко A.В. (т. 1, л.д. 16-17,19).
При этом расчет субсидии произведен из норматива общей площади жилого помещения, устанавливаемый для расчета субсидии 72 кв.м. (4 чел. х 18 кв.м), ее размер не уменьшен с учетом заключенного соглашения.
Решением начальника территориального отдела «Камчатский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 02 февраля 2023 года № 09-33/12 Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1 и Копылов А.Ю. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (т. 1, л.д. 18).
Приказом командующего войсками и силами на Северо-востоке по личному составу от 14 марта 2023 года № <данные изъяты> Максименко А.В. уволен с военной службы в запас по возрасту, с 03 апреля 2023 года Максименко А.В. исключен из списков части.
03 февраля 2023 года истцом в адрес ответчика Максименко А.В. направлено предупреждение № 09-14/688 о необходимости в срок до
27 апреля 2025 выполнить свое обязательство, предусмотренное соглашением от 20 июня 2022 года (т. 1, л.д. 22).
26 апреля 2023 года в адрес ответчика Максименко А.В. направлено требование № 09-14/3129 об исполнении обязательства о расторжении договора социального найма и освобождении жилого помещения (т. 1, л.д. 23).
Указанные требования в установленные сроки ответчиками не исполнены, в связи с чем ФГАУ «Росжилкомплекс» обратилось в суд.
Судебная коллегия соглашается с исковыми требованиями, полагая их обоснованными в части, и отклоняет довод ответчика Копыловой А.Ю. о том, что у истца отсутствуют правовые основания для предоставления спорного жилого помещения другим военнослужащим, поскольку собственником жилого помещения является Администрация Елизовского городского поселения, правомочия которой реализованы в заключении с ней дополнительного соглашения от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения №, ввиду следующего.
Конституционный Суд РФ в Определении от 25 декабря 2003 года № 453-О указал, что возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
В п. 4 раздела «Судебная практика по гражданским делам» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07 декабря 2011 года) указано, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. По смыслу п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними.
Таким образом, освобождающиеся после обеспечения военнослужащих жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, подлежат перераспределению и предоставлению другим военнослужащим и членам их семей в силу закона, в связи с чем довод ответчика Копыловой А.Ю. об отсутствии соглашения между администрацией Елизовского городского поселения и ФГАУ «Росжилкомплекс» судебная коллегия признает несостоятельным.
Поскольку спорным жилым помещением Максименко А.В. был обеспечен в целях реализации жилищных прав военнослужащего в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», от права собственности на указанное жилое помещение отказался, передав его в муниципальный жилищный фонд Елизовского городского поселения, избрав другой способ обеспечения жилищных прав военнослужащего (получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения), то жилищные права Копыловой А.Ю. в отношении спорного жилого помещения возникли как производные от прав военнослужащего Максименко А.В. в силу установленного в судебном порядке ее правового статуса – члена семьи военнослужащего. Решением территориального отдела «Камчатский» филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомлекс» от 21 июня 2022 года Копылова А.Ю. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку достигла 18-ти летнего возраста, на основании п.4 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», к членам семьи военнослужащего не относится.
Вместе с тем, как уже было указано, со ссылкой на правовую позицию Конституционного суда РФ, специальный порядок обеспечения жилищных прав военнослужащего, установленные для этого законом требования, не ограничивают права граждан, включая права членов семьи военнослужащего на обеспечение жильем в общем порядке согласно нормам ЖК РФ.
В связи с выплатой ответчикам жилищной субсидии, размер которой определен без уменьшения на площадь занимаемого по договору социального найма жилого помещения, отсутствием правовых оснований для сохранения за Копыловой А.Ю. права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма и в силу принятого указанными лицами обязательства (соглашения о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года) требование истца ФГАУ «Росжилкомплекс» в части возложения на ответчиков Максименко А.В., Максименко Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Копылова А.Ю., Копыловой А.Ю. об обязанности исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № от 30 сентября 2016 года, выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансово лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Камчатскому краю по состоянию на 28 сентября 2023 года, ответчики Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1, Копылов А.Ю. сняты с регистрационного учета в спорном жилом помещении (т.1., л.д.140-143), ответчик Копылова А.Ю. зарегистрирована в спорном жилом помещении до настоящего времени.
Поскольку Максименко А.В., Максименко Н.В., ФИО1, Копылов А.Ю. фактически освободили спорное жилое помещение, выехав в Краснодарский край, снялись с регистрационного учета, выселились, то заявленные истцом требования в данной части судебная коллегия отклоняет.
Копылова А.Ю. остается проживать в спорном жилом помещении, в котором зарегистрирована, что ей не оспаривалось (т.1, л.д. 139), правовые основания пользования спорной квартирой на условиях социального найма в силу вышеизложенных мотивов отсутствуют, в связи с чем подлежат удовлетворению требования о фактическом освобождении квартиры по адресу: <адрес>, ее выселении из спорного жилого помещения по данному адресу. Заявленное истцом требование о снятии с регистрационного учета Копыловой А.Ю. удовлетворению не подлежит, поскольку на основании п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, принятое судом апелляционной инстанции решение о выселении является самостоятельным основанием для снятия ответчика Копыловой А.Ю. с регистрационного учета.
Рассматривая исковые требования ФГАУ «Росжилкомлекс» к Администрации Елизовского городского поседения о признании дополнительного соглашения от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября № незаконным, судебная коллегия приходит к следующему.
30 ноября 2016 года между Администрацией Елизовского городского поселения и Максименко А.В. заключен договор социального найма жилого помещения №, в соответствии с которым в бессрочное владение и пользование нанимателю передано жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 4-х комнат площадью 74 кв.м, по адресу: <адрес>. Членами семьи нанимателя указаны: Максименко Н.В., Копылова А.Ю., Копылов А.Ю., ФИО1
05 сентября 2022 года заключено дополнительное соглашение №1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № между Управлением имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения (наймодатель) и Копыловой А.Ю. (наниматель), которым изменены п.1.1. «преамбула договора» и п. 3 договора «Члены семьи нанимателя: Максименко Н.В., Максименко А.В., Копылов А.Ю., ФИО1», остальные условия оставлены без изменения. Указано, что дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с п.1.3, п.1.8 Положением об Управлении имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, утвержденным решением Собрания депутатов Елизовского городского поселения от 11 февраля 2016 года № 862, Управление является органом Администрации Елизовского городского поселения, является юридическим лицом.
Учитывая разъяснения, приведенные в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование о признании незаконным дополнительного соглашения к договору социального найма следует рассматривать применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
В этом же пункте постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 указано, что суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным и заключенного на его основании договора социального найма, если будет установлено, что: имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации (п. «г»).
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Из ответа администрации Елизовского городского поселения от
23 октября 2023 года следует, что Копылова А.Ю. не состояла в очереди в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что право пользования спорными жилым помещением Копыловой А.Ю. возникло как производное право от жилищных прав военнослужащего, самостоятельное право на данное жилое помещение Копылова А.Ю. не приобрела, более того оно утрачено, в связи с выплатой Максименко А.В. жилищной субсидии, в размере которой не учтена площадь спорного жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия отклоняет довод ответчика Копыловой А.Ю. о том, что указанным дополнительным соглашением права истца не нарушаются и не могут быть восстановлены, поскольку данные правоотношения регулируются не только нормами ЖК РФ, но и ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.п.1,5,14 ст. 15), указанные жилые помещения подлежат учету и перераспределению другим военнослужащим в порядке очередности.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия усматривает нарушение порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ и ФЗ «О статуе военнослужащих», в связи с чем дополнительное соглашение от 05 сентября 2022 года № 1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года № в отношении спорного жилого помещения, заключенное Управлением имущественных отношений Администрации Елизовского городского поселения с Копыловой А.Ю. является недействительным и, следовательно, незаконным, а требования истца подлежащими удовлетворению.
Поскольку Управление имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения является юридическим лицом, то заявленные истцом требования к Администрации Елизовского городского поселения о признании дополнительного соглашения от 05 сентября 2022 года к договору социального найма подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 327.1 – 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Елизовского районного суда Камчатского края от
23 октября 2023 отменить.
Исковые требования Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации к Максименко Алексею Васильевичу, Максименко Наталье Владимировне, ФИО1, Копылову Артему Юрьевичу, Копыловой Алене Юрьевне, Администрации Елизовского городского поселения, Управлению имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения о понуждении к исполнению обязательства, признании дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения незаконным, удовлетворить частично.
Обязать Максименко Алексея Васильевича, Максименко Наталью Владимировну, действующих в своих интересах и в интересах ФИО1, Копылову Алену Юрьевну, Копылова Артема Юрьевича исполнить соглашение о сдаче жилого помещения от 20 июня 2022 года, расположенного по адресу: <адрес>, расторгнув договор социального найма, предоставив в уполномоченный орган договор социального найма № от 30.09.2016 г., выписку из поквартирной карточки с отметками о снятии с регистрационного учета, копию финансового лицевого счета с отметками о его закрытии и отсутствии задолженности за коммунальные платежи, копию акта приема-передачи жилого помещения.
Обязать Копылову Алену Юрьевну фактически освободить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Выселить Копылову Алену Юрьевну из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать дополнительное соглашение от 05 сентября 2022 года №1 к договору социального найма жилого помещения от 30 сентября 2016 года №, заключенное между Управлением имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения, действующего от имени Елизовского городского поселения, и Копыловой Аленой Юрьевной, незаконным.
В удовлетворении остальной части исковых требований Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, отказать.
Председательствующий
Судьи