Дело № 2-862/2023
УИД: 91RS0022-01-2023-000212-14
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 февраля 2023 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Тимохиной Е.В.,
с участием секретаря Джеляловой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2, о признании права собственности в порядке приватизации, -
установил:
В январе 2023 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2, в котором просит признать за ней право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что в <адрес>, она вселилась на законных основаниях и постоянно проживает. ДД.ММ.ГГГГ между ней и Администрацией города ФИО2 Республики ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого ей в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 51,5 кв.м., в том числе жилой 37,65 кв.м., по адресу: <адрес>, с обеспечением предоставления за плату коммунальных услуг: с составом жилого оборудования (водоснабжение, электроснабжение). В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, ДД.ММ.ГГГГ она, в рамках административного регламента предоставления административной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2», утвержденного постановлением Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, обратилась в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с соответствующим заявлением. Уведомлением Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № она была проинформирована о том, что ей отказано в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>. Как следует из данного уведомления, основанием для отказа послужило не предоставление истцом выписки из финансово-лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям. Данный отказ ответчика считает незаконным, нарушающим ее права, поскольку в соответствии с пунктом 1 договора социального найма жилого помещения №, заключенного между ней и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, она является единственным нанимателем указанного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности. Полагает, что на момент ее обращения в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 существовали общие условия и отсутствовали ограничения для реализации ею права на приватизацию, установленные действующим законодательством. Кроме того, ссылается на то, что отсутствие выписки из финансового лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям, не является законным основанием для отказа ей в приватизации квартиры, поскольку обязательным условием принятия решения о бесплатной передаче квартиры в собственность гражданина является наличие факта принадлежности жилого помещения к муниципальному фонду социального назначения, а не отсутствие выписки из финансового лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям. Таким образом, в настоящее время она, по независящим от нее причинам, не может реализовать гарантированное ей Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в связи с чем, считает, что право собственности на квартиру в порядке приватизации может быть признано за ней в судебном порядке.
Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что в настоящее время она лишена возможности во внесудебном порядке оформить в порядке приватизации право собственности на данную квартиру, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд с настоящим исковым заявлением, просила исковые требования удовлетворить.
Истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, ее представителем – ФИО6, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, в адрес суда подано заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик – Администрация города ФИО2 Республики ФИО2 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем – ФИО4, действующей на основании доверенности, в адрес суда подано заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 и принять решение на усмотрение суда.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку ответчик и третьи лица в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Исследовав материалы данного гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города ФИО2 Республики ФИО2, как наймодателем, и ФИО1, как нанимателем, был заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 51,5 кв.м., в том числе жилой 37,65 кв.м., по адресу: <адрес>, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг с составом жилого оборудования (водоснабжение, электроснабжение).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в рамках административного регламента предоставления административной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2», утвержденного постановлением Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, обратилась в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с соответствующим заявлением о передаче ей в собственность в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из уведомления Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (приватизация жилого фонда), муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>. Основаниями для отказа указано: на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не предоставлена выписка из финансового-лицевого счета жилого помещения (квартиры) о состоянии расчетов по коммунальным начислениям.
Как следует из сведений, содержащихся Единого государственного реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ праве муниципальной собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (свидетельство о регистрации №). Кроме того, сведения об объекте недвижимости – квартире, расположенной по указанному адресу, площадью 51,5 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ внесены в Единый государственный реестр недвижимости как об актуальном, и данному объекту присвоен кадастровый номер №.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1, 2 вышеуказанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей приватизацию государственного и муниципального имущества, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Исходя из обстоятельств, на которые ссылается истец в обоснование исковых требований, суд приходит к выводу о том, что фактически исковые требования сводятся к признанию за истцом в порядке приватизации права собственности на <адрес>.
Судом установлено, что право муниципальной собственности на <адрес>, зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ ФИО2 Республики ФИО2 на основании свидетельства о регистрации №.
Таким образом, истец, имея право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилья, не может реализовать его по независящим от нее причинам.
Согласно сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информация о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Российской Федерации, приобретенные в порядке приватизации, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Следовательно, право на бесплатную приватизацию истец не использовала, и в настоящее время не может использовать по независящим от нее причинам.
Предусмотренное Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Аналогичные выводы указаны и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 года, из содержания которого следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав истца путем признания за ней в судебном порядке в порядке приватизации права собственности на <адрес>, кадастровый №:, поскольку имея право на бесплатную приватизацию жилья, она не может реализовать его по независящим от нее причинам, и, как следствие, об удовлетворении исковых требований ФИО1
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 – удовлетворить.
Признать за ФИО1 в порядке приватизации право собственности на <адрес>, кадастровый №.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности за ФИО1 на <адрес>, кадастровый №, и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО2 через Феодосийский городской суд Республики ФИО2 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Тимохина Е.В.